Юбилейный вечер, посвящённый 85-летию выдающегося российского композитора народного артиста России, Героя Труда РФ Эдуарда Артемьева, состоялся в Государственном Кремлёвском Дворце.
Эдуард Николаевич Артемьев творит в самых разных жанрах. Более того, он смело стирает грани между ними, создавая как монументальные симфонические, так и камерные произведения – инструментальные и вокальные. А еще именно Артемьев по праву считается пионером в области электронных музыкальных технологий в СССР, причём он стал их использовать, в том числе, и при создании духовной музыки, что позволяет мастеру добиваться поистине неземного звучания. В нашей стране Артемьев – кумир не одного поколения слушателей. И, конечно же, кинозрителей, ведь композитор сотрудничал в разные годы с самыми известными режиссёрами, и именно его саундтреки навсегда связаны в нашем сознании с такими лентами, как «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер» А.Тарковского, «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Раба любви», «Пять вечеров», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Родня», «Сибирский цирюльник» Н.Михалкова, «Сибириада», «Ближний круг», «Одиссей» А.Кончаловского, «Курьер», «Город Зеро» К.Шахназарова, «Водитель для Веры» П.Чухрая, «Доктор Живаго» А. Прошкина – всего в творческом активе Эдуарда Николаевича музыка более чем к 200-м кинофильмам. И во время юбилейного вечера в ГКД о многих из них напомнили зрителям – кадры из картин демонстрировались под живую музыку в исполнении Российского государственного симфонического оркестра кинематографии под управлением его художественного руководителя и главного дирижёра народного артиста России, профессора Сергея Скрипки. В концерте также приняли участие Государственная академическая хоровая капелла имени А.А. Юрлова и Ансамбль Дмитрия Покровского.
Открыл же вечер народный артист России Никита Михалков. Рассказывая о творчестве маэстро, он вспомнил случай, который произошёл на съемочной площадке фильма «Раба любви»: Эдуард Николаевич написал потрясающую музыку к эпизоду, когда убивают Потоцкого. И было понятно, что эта музыка, эмоционально затмит игру актеров. Но мысль о том, чтобы отказаться от нее, казалась режиссёру невозможной. И вдруг сам Артемьев сказал Никите Сергеевичу: «А давай мы уберём тут музыку». Убрали. Остался шум улицы. Эдуард Николаевич предложил убрать и его. И в итоге слышен только звук бьющейся о блюдце в дрожащих руках Елены Соловей чашки. И возник именно тот эффект, которого и добивался Михалков. Собственно, этот пример – сам по себе исчерпывающий. Потому как являет нам художника, который (вспоминаем Станиславского!) явно любит искусство в себе, а не себя в искусстве. А это не просто дорогого стоит, это самое важное, что может быть в творчестве, это черта действительно Мастера, истинного творца.
Конечно же, в адрес Эдуарда Николаевича Артемьева со сцены прозвучало множество добрых слов, сердечных пожеланий здоровья и долголетия – их произносил практически каждый, кто выходил на главную сцену страны. А среди участников программы были самые яркие звезды отечественного театра, классической музыки и эстрады. В их числе народный артист России Николай Бурляев, народная артистка России Лариса Долина, заслуженные артисты России Вероника Джиоева, Альбина Шагимуратова и Дима Билан, а также Дмитрий Корчак, Александра Сенникова, Алексей Татаринцев, SHAMAN, исполнивший красивейшую песню «Дельтаплан» из кинофильма «Родня», Стефанида Ермолаева (орган).
Поздравил юбиляра и народный артист России дирижёр Сергей Скрипка.
«Это счастье обратиться к такому композитору, такому человеку, со словами признательности, самыми лучшими пожеланиями, - заметил Сергей Иванович. - И какое счастье, что он рядом столько лет! И в моей судьбе, и в судьбе нашего оркестра. Я могу сказать, что оркестр расцветает, когда Эдуард Николаевич приходит на запись музыки, и он до сих пор в трудах. Вот буквально неделю назад мы ещё продолжали работать над новой картиной Николая Лебедева («Нюрнберг».- Прим.авт.), и работа ещё не окончена… Я думаю, что лучшего подарка в жизни, чем знакомство с Эдуардом Николаевичем, у меня не было и, наверное, уже не будет. Я хочу пожелать от всех нас, от всего зала, от всей огромной армии любителей музыки, чтобы он был здоров, счастлив, и чтобы всегда оставался с нами».
Настоящим открытием для гостей стало блистательное выступление Екатерины Артемьевой, внучки композитора. Молодая певица обладает красивейшим мощным сопрано, а потому именно ей было доверено исполнить вместе с Хоровой капеллой имени имени А.А. Юрлова «Ave Maria» Э. Артемьева ( из оратории «Девять шагов к Преображению», посвящённой в 2018 году народному артисту СССР, хоровому дирижёру Владимиру Минину – по случаю его 90-летия).
Духовная музыка – действительно особая творческая страсть Эдуарда Николаевича Артемьева. И собравшиеся в Большом зале ГКД в очередной раз в этом убедились, слушая «Ангела» на стихи М.Ю. Лермонтова и, конечно же, Lacrimosa и реквием Sanctus benedictus из «Девяти шагов к Преображению».
Вообще, надо признать, что музыка Эдуарда Артемьева, в том числе, и написанная к кинофильмам, достаточно сложна и рассчитана на вдумчивого, чуткого слушателя. По ходу юбилейного концерта ведущие вечера народный артист России Игорь Верник и его брат, российский шоумен и журналист Вадим Верник комментировали некоторые из включенных в программу произведений Эдуарда Николаевича Артемьева. Вот как, например, они представили «Песню о корабле» из кинофильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), которая прозвучала в исполнении Андрея Лефлера:
«Все песни Эдуарда Артемьева, даже самые популярные, имеют сложную музыкальную конструкцию. И «Песня о корабле» - тому яркий пример. В ней композитор использует язык современной ему рок-музыки, прежде всего, популярного в то время арт-рока. Это придает композиции какой-то особый невероятный драйв, совсем непривычный для советской эстрады того времени».
И ещё один комментарий от ведущих, который хотелось бы здесь привести, поскольку он тоже очень точно передает новаторскую суть творческих поисков Эдуарда Артемьева. Речь о русской народной песне «Конь гуляет» , которая завершает кинофильм «Родня» (1981) – на вечере её исполнил Ансамбль Дмитрия Покровского. В чём необычность этой композиции? Судите сами:
«В своё время звучание этой песни поразило даже самых изысканных музыкальных профессионалов, - пояснил Игорь Верник. – И даже сегодня она звучит довольно революционно. Впервые у Эдуарда Артемьева рок-музыка и аутентичный русский фольклор так непосредственно и так яростно соединились в одной звуковой палитре».
Концерт в Государственном Кремлёвском Дворце стал по-настоящему знаковым культурным событием в жизни столицы. Но даже такая масштабная, разнообразная программа не в состоянии дать исчерпывающее представления обо всех гранях дарования Эдуарда Артемьева, обо всех направлениях его творческих поисков. Что ж, сегодня у нас, к счастью, есть самые разные возможности для того, чтобы слушать музыку композитора – в записи и вживую, и, конечно же, наслаждаться фильмами, в которых звучат созданные им невероятные саундреки. Почему-то я уверена, что очень многие из тех, кто побывал в этот вечер в Большом зале ГКД, непременно освежат в памяти или посмотрят впервые фильмы, фрагменты из которых демонстрировались в рамках юбилейной программы. Это реально тот случай, когда устоять невозможно.
Миа Маришина
Фото Дениса Лапшина.