Дуэль – обычное явление в XIX, которое прочно вошло в человеческую культуру. Онегин и Ленский, их создатель Пушкин и Дантес, Лермонтов и Мартынов – известные нам со школы случаи выяснения отношений между дворянами. В это время в Германии, разумеется, тоже были распространены дуэли, но вот проигравших в них не было. Назывались они мензурными и не предусматривали смертельный исход. Зачем же они были нужны?
А нужны они были для тех же самых решений споров и конфликтов. Всё дело в том, что распространены они были в университетах – наиболее опасных для здоровья дворянина местах в Германии. Начиная с XVI века дуэли среди студентов стали повседневной практикой в немецких городах. Особенно больших масштабов они достигли в годы Тридцатилетней войны (1618-1648), что неудивительно, ведь «страдающие» от максимализма студенты, которым дозволялось носить при себе холодное оружие, сгоряча решали все политические споры.
Развитие холодного оружия коснулось и университетов. В середине XVIII века в Германии было три вида дуэльного оружия: паризер, представляющий собой укороченный вариант французской рапиры (применялись уколы), корбшлегер (дуэльный вариант военной сабли) и глокеншлегер (утяжелённая шпага для рубящих ударов). В эту просвещённую эпоху постепенно входят в практику правила вести дуэль до первой крови. Колющие дуэли с применением паризера постепенно отходят, так как могли случайно закончится летально.
В начале XIX века постепенно складываются мензурные дуэли. Смысл был в том, что в представлении студентов храбрость человека было видно по тому, как он фехтует. Потому главной целью фехтования становится не отместка обидчику, а демонстрация своего мужества. Участие в таких поединках считалось чуть ли не обязательным, и если не было никаких конфликтов, то для того, чтобы формально вызвать на дуэль, применялось не слишком оскорбительное словосочетание «глупый мальчик», которое могло быть сказано в любой обстановке без повода исключительно ради последующего поединка. Поединок же, максимально демонстрирующий мужество – это тот, в котором участники не отступают назад. Потому окончательно формируются правила мензурного фехтования.
Смысл был в следующем: участники, вооружённые шпагами, которые не могут убить, стояли друг к другу так, чтобы расстояния между ними хватало лишь на удар кончиком шпаги. Нельзя было делать выпады, использовалась только кисть руки и рубящие удары. Защита в Австрии и Швейцарии не применялась вовсе, в остальных районах будущей Германии защита была не слишком изощрённой, чтобы можно было провести дуэль когда угодно. Чаще всего это были очки с наносником и шарф для защиты горла. В 1850 году официально были составлены правила мензурного фехтования, которые закрепляли все правила проведения поединка.
Дуэли, однако, проводились не до первой крови. В шрамах был свой смысл. Участие в таких дуэлях было воспитанием мужества, и потому нужно было уметь не только наносить удар, но и принимать его. На поединках присутствовали врачи, которые подлечивали участников во время получения ими ранений. Шрамы от мензурных дуэлей были почётными, и даже были случаи, когда студенты расширяли полученные ими ранения или наносили «фальшивые» с помощью бритвы. Непосвящённых же иностранцев, вид студентов, с обезображенными шрамами лицами, мог несколько шокировать, хотя такие дуэли случались по всей Европе, но только в Германии они были постоянной практикой.
В 1933 году, с приходом Гитлера к власти, мензурные дуэли были запрещены. Однако, даже среди приближённых Гитлера было немало немцев со шрамами на лице. Существовали и подпольные мензурные товарищества, которые продолжали практиковать дуэли втайне от полиции. Запрет был снят в 1953 году, и даже сегодня существуют клубы дуэлянтов, но… вместе со снятием запрета была введена обязательная защита лица, и потому участники больше не получают ужасных шрамов.
Берущая своё начало от обычных дуэлей, мензурная дуэль обладала собственной глубокой философией, из-за которой проиграть в ней можно было лишь испугавшись и отказавшись от поединка. В остальных случаях, наличие шрамов было настолько же почётным, насколько и их отсутствие, ведь служило доказательством того, что мужчина не отступает в бою.
Автор: Веденёв Лев