Найти тему
Юрий Енцов

Financial Times порадовалась за Украину с ее музейными, но эффективными беспилотниками системы «Стриж»

Заслуженный военный летчик России, генерал-майор в отставке Владимир Попов считает, что сделано беспилотных самолетов разведчиков (БСР) "Стриж" на Украине могло быть не тысячу, а больше. Их стояло на вооружении достаточное количество. В конце 70-х, 80-е годы сформировали эскадрильи самолетов разведчиков в ВВС и армейской авиации. Действовали центры переучивания, исследования. После развала СССР из Латвии их перебазировали в Егорьевск.

«СП»: Поговаривают, что на Украине «все распродали», «американцы» увезли еще в 90-е годы? Вы думаете, что что-то осталось?

- Увезли не все оборудование, а пусковые установки и сами беспилотные самолеты разведчики (БСР). Это были практически реактивные самолеты.

Я думаю, что их на Украине в арсеналах осталось много. И подчеркиваю, что там ничего не стоит возобновить их производство на новой технологической базе, с новой системой автоматического управления, обладающей какой-то частью искусственного интеллекта. Сейчас есть возможность такое сделать. Допустим воткнуть чип, отвечающий за глиссаду полета. Или взять систему управления с того же «Байрактара» по крену и курсу, поставить на «Стриж». Она хорошая, надежная и малогабаритная – в 70-е годы все-таки габариты были другие.

Навигационную систему можно привязать к тому, чтобы она пользовалась корректировкой от GRS-NAVSTAR по спутникам, c помощью программ НАТО. Еще есть малогабаритные системы курсовиков на лазерных гироскопах - не тех тяжелых гироскопах, которые стояли раньше – маховик на электродвигателе, а минимального размера, с точностью в разы лучше.

Поэтому отличное качество внешнего облика БСР может быть дополнено новой внутренней начинкой, отвечающей всем сегодняшним требованиям. И боевая нагрузка увеличивается. Если раньше «Стриж» мог взять 200 кг груза и летел до тысячи километров, или имел радиус действия 300-600 км, то сегодня боевой заряд может быть увеличен на 40-50%. А характеристики - те же или даже повышенные.

Сделать из самолетов разведчиков ударные дроны можно демонтировав с них два комплекта фото видео аппаратуру «АФА» с длинно- и широкофокусными объективами. Там были еще и телевизионные системы, на ближнем расстоянии способные передавать полученную информацию, как сейчас принято говорить, «онлайн», или в режиме реального времени на командные пункты…

«СП»: Неужели уже тогда, в 70-годы такое было возможно?

- Да мы это могли использовать. Подобные стояли и на МИГ-21-Р (то есть «разведчик»). Он был с контейнером, мог лететь в зоне обороны противника 50-100 км в зависимости от высоты полета и передавал картинку на командный пункт. Командование могло видеть где танки, где системы ПВО. Одновременно шла запись на кинопленку, которую, по возвращении, можно было дешифровать внимательнее. Как сейчас вспоминают, читались «даже номера автомобилей».

Эти БСР отвечали всем тогдашним требованиям и были перспективными. Если бы мы их в свое время не списали, а модернизировали, то получили бы дешевые аппараты для двух задач: разведки и нанесения ударов. Ведь их скоростные характеристики не сравнимы с нынешними дронами типа «Байрактора», которые идут в массовом количестве в войска.

«СП»: Можно ли так сказать, что на Украине «скрестили» «Байркатар» со «Стрижом» и получилась опасная штука?

- Да, конечно. В новых условиях это современное оружие. Не надо говорить, что оно старое. Все происходит в полном соответствии с русской пословицей «Новое – это хорошо забыто старое».

Источник

Подписаться