Откуда есть пошла земля Русская? Сколько мудрых мужей, великих умом бились и до сих пор бьются над этим вопросом. Сколько копий сломано на поле брани. Но как вода сквозь пальцы мимо них ускользают столь интересные и в высшей степени важные свидетельства и обстоятельства, способные осветить изучаемый предмет. По сему считаю необходимым вставить своё веское слово относительно как происхождения явления, так и происхождения самого слова. Излагаемые здесь мысли с одной стороны добавляют новые сведения, с другой могут объединить существующие разрозненные представления изучаемого вопроса.
Сразу выскажем все предположения. А потом углубимся в материал.
1. «РУСЬ» пришло от скандинавского или иного народа с таким названием.
2. Слово изначально означало власть, государство, держава, вождь.
3. Слово «РУСЬ» произошло от некоего вождя с таким именем.
4. Слово произошло от древнего названия медведя – «РЫКША»
5. От внешнего вида – светлые волосы (РУСые), кРАСный загар лица и др.
6. Название военно-торгового сословия, произошедшее от слов «РЕКА», «РУСЛО», «ROOPS» (гребля, рыбак?).
7. Слово произошло от «РАССЕЯННЫЕ», т.е. многочисленные и рассеянные по всей земле.
8. Слово произошло от "рослый".
9. От слова "речь"
1. «РУСЬ» произошло от скандинавского или иного племени с таким названием.
Для начала поднимем и обсудим письменные свидетельства о Руси.
Одним из самых ранних сведений о руссах находим в Бертинских анналах за 839 г., где говорится о народе рос, как их назвали, скорее всего, греки, прибывших из Византии в Германию, но которые на поверку оказались шведами:
«…неких (людей), которые говорили, что их, то есть их народ, называют рос, что их король, по имени Хакан, послал их к нему (византийскому царю Феофилу), как они заявляли, дружбы ради…
Расследуя более тщательно причину их прибытия, император (Людовик Благочестивый) узнал, что они из народа свеонов, и решил, что они являются скорее разведчиками в той стране (Византии) и в нашей».
В известной русской летописи – Повести Времянных Лет (ПВЛ) – существуют два интересных места, освещающие изучаемый вопрос:
«Въ лето 6370 (862г.). Изъгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собе володѣти. И не бѣ въ нихъ правды, и въста родъ на родъ. И быша въ нихъ усобицѣ, и воевати почаша сами на ся. И рѣша сами в себѣ: «поищемъ собѣ князя иже бы володѣлъ нами и судилъ по праву. И идоша за море къ варягомъ къ руси. Сице бо ся зваху тьи варязи русь яко се друзии зовутся свие, друзии же урмани, анъгляне, друзии гъте, тако и си. Рѣша русь, чюдь, словѣне, и кривичи, и вси: «Земля наша велика и обилна, а наряда в неи нѣтъ. Да поидѣте къняжитъ и володѣти нами». И избрашася 3 братья съ роды своими, пояша (взяв) по собѣ всю русь и придоша…» (ПВЛ, Лаврентьевская летопись 1377г.).
Здесь странным образом и варяги называются русью и среди приглашающих народов так же значится русь. Похожее мы находим у Иосиппона (Х век н.э):
«Руси, саксини и англиси живут по великому морю… куда впадают Сена, Лоара и Рейн». Это описание указывает на Фризию. Однако далее книга отмечает что «Руси(ы?) живут на реке Кива, впадающей в море Гурган».
Т.е. автор так же говорит о двух народах русь.
В Новгородской первой летописи, слова «вся русь» заменены словами «дружина многа и предивна» (Петрухин 1994: 27-28, 1995: 55; Urbańczyk). Хотя многие наши учёные, Шахматов и др., считают, что «Сказания о призвании варягов» в «Древнейшем своде» (1039) ещё не было, оно впервые появилось в 1070-х годах в летописном своде Никона, непосредственно предшествующем «Начальному своду» (1093—1095). Такой ход событий был возможен, что подтверждается последующими событиями, когда те или иные князья прибегали к помощи других народов, в том числе и варягов в междоусобной борьбе. Кроме того, множество других документов говорят о скандинавском или даже немецком происхождении руси.
Лаврентьевская летопись утверждает:
«И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне».
В «Жизнеописание царей» Продолжателя Феофана за 941г. о нападении Игоря на Константинополь:
«...Росы приплыли к Константинополю на десяти тысячах кораблей, которых называют также дромитами, происходят же они от рода франков»
Тоже находим в Византийских хрониках Псевдо-Симеона (конец X в.):
«Росы, или еще дромиты, получили свое имя от некоего могущественного Роса после того, как им удалось избежать последствий того, что предсказывали о них оракулы, благодаря какому-то предостережению или божественному озарению того, кто господствовал над ними. Дромитами они назывались потому, что могли быстро двигаться. Происходят же они от рода франков».
Славянские переводы же меняют слово «франки» на «варяги». А Псковские летописи XIV-XVII вв. прямо называет Рюрика немцем:
«И избрашася от Варяг от Немецъ три брата с роды своими: Рюрикъ и Синеус и Тривор; и Рюрикъ сѣде в Новѣгороде, а Синеус на Белѣозерѣ, а Тривор в Словенскѣ».
В византийском источнике 907г. названы послы руссов Карл, Фарлоф, имена которых русскими не назовёшь и в целом эти имена скорее скандинавские.
Всё это сведения примерно не ранее Х в. и как-то настойчиво относят русь к скандинавам или даже германцам. К тому добавим, что финны называют Шведцию Ruotsi, что очень похоже на Русь (правда известны примеры только с XVI в., а так же применительно и к Ливонии, и странно называться шведам на Руси финским названием (???)). Весьма правдополобно звучит предположение о тождестве Рёрика Ютландского нашему Рюрику. Пропущенные годы жизнеописания 863-870 как раз укладываются на время призвания варяг. К тому же в жизнеописании Рёрика присутствуют сведения о победе над славянами. Возможно, именно фризы, которые были подвластны Рёрику Ютландскому, и которых он мог взять с собой, в ПВЛ записаны как «вся русь», т.е. русы. К тому же по сведению историка XII века Гельмольда фризы имели ещё и другое название – рустры, что очень похоже на русы. В итоге вывод, что слово «русь» и даже народ русь пришло с запада и является скандинавским, фризским или даже немецким, кажутся неоспоримыми.
Однако. Кроме этого есть свидетельства, которые нарушают логическую идиллию. Более ранний источник «Баварский географ» (829-850гг.) даёт названия славянских племён, живших на западе от франков, среди множества названий в одном списке с caziri (хазары) с их 100 городами, венграми (vngare), есть и русы (ruzzi). Кроме этого есть ещё несколько русов или росов, ближе к Чёрному морю, кстати, там, где потом стали известны русины, - Sebbirozi, имеющие 90 городов; Attorozi, имевшие 148 городов, народ наиболее необузданный; Uuilerozii, имевшие 180 городов; Zabrozi , имевшие 212 городов; Chozirozi, имеющие 250 городов. Названия своим строением немного напоминают поздние Белая Русь, Червонная Русь и т.д. Это тогда, когда Рюрика в Ладоге или ещё не было, или он только-только здесь закрепился. Скандинавские следы на Ладоге замечены и ранее, с VIII в. В начале VIII в. около будущей Ладоги строится Любшанская крепость славянами по западнославянскому образу. Около 753 г. рядом на месте будущей Ладоги строится скандинавское готландское поселение (три дома), которое будет разрушено и перестроено славянами через 10 лет по западнославянски, за сто лет до Рюрика. Около 840 г. Старая Ладога захвачена скандинавами, частью сожжена, в 860 г.(совпадает с приходом Рюрика) снова пожар уничтожил весь город. В следующее десятилетия археологические находки подтверждают как восточнославянское, угорское, так и скандинавское присутствие. Но скандинавский материал на Руси очень скуп. Есть привезённые вещи из Фризии, и даже местное производство этих вещей, Но в целом скандинавских вещей в материале в сравнении очень мало. Например. В Новгороде из 233 найденых украшений только 7 скандинавских, с VIII—XI вв. найдено всего 1200 предметов, и то, большинство к концу периода. Возможно, это связано с более поздними событиями после 980г., когда юный Владимир с Добрыней после 3-х летнего пребывания где-то на западе вернулись с большим варяжским войском и захватили Киев и др. города. Но и то, из 146 известных захоронений Киева только 1 признаётся скандинавским. Из 47 останков Старой Ладоги X-XII вв., только 5 не местных, из Швеции. Если учесть, что изделия могут быть привозными, при такой большой торговле, то о значительном присутствии скандинавов на русской земле говорить не приходится, особенно в южных землях. Правда на это можно возразить, что иноземцы часто встречались с воинами или торговцами, которых в количественном сравнении со всем народом мало, но зато иноземцы именно с ними и общаются.
Кроме названия русы-ruzzi применительно к нашим землям восточнее Польши употреблялось слово рутены практически на протяжении 2- тыс. н.э. Например в Аугсбургских анналах (сохранившиеся записи датируются 1135г.). Иногда поляки в позднее время рутенами и украинцами называли русин или русняков (самоназвание), население нынешней Украины и др. близлежащих земель, до этого называемых Малороссией. Однако есть и более древние двухтысячелетние сведения о рутенах у Цезаря в «Записках о Галльской войне», у Плиния Старшего и др., которые жили в Галлии (ныне Франция). Здесь уместно вспомнить и известную в начале н.э. страну Рецию, верхнедунайскую провинцию на севере Италии. Судя по всему, это западные области некогда славянских земель, о которых говорят такие названия, как Винделиция, вендосты. Примерно в 70 году н.э. из жителей Реции была набрана I конная когорта ретов. Хотя многими учёными утверждается, что реты, рутены-галы и рутены-русы всего лишь совпадение, во Франции до сих пор существуют множество именно «русских» названий. Руссе, Руссуа, Руссон. Совпадение? Провинция на юге Франции, на берегу Средиземного моря у границы с Испанией, издавна носили имя Roussillon с главным городом Ruscino. К северу оттуда, по сей день существует городок с названием Руснак (Roussennac). Руснаками или русняками ещё в 19 веке называли себя многие жители Киевской, Волынской и Подольской губерний. Эти совпадения не кажутся случайными. А «русские» следы тянутся аж от Британии (графство Rutland, Le Comte de Rutland) и Нидерландов. Например, энциклопедист Бодран сообщает:
«где была Рутения теперь провинция Руэрг»…
«ubi nunc Rutenenſis provincia le Rouergue»…
Более того, вероятно, эти западные рутены были славянами. Монах Корнелиус Аврелиус в записях 1517 года о походе римского кайзера (цезаря) Клавдия в Британию через сто лет после неудачного похода Цезаря прямо называет голландцев славянами:
«… (его корабли) были сильным штормом снесены к дикой земле славян, живших в Славенбюрге и в окрестностях, которые сейчас есть Голландцы…»
"an der wilder slaven land, wonende in Slawenburch ende daer omtrent, dat nu Hollanders sijn".
«… и этот народ (славяне) стал большим и умножился; и они разделились и направилась часть этого народа на юг и заняла там своё место и заселила ту часть земли, которая ныне Южная-Голландия (Zuyt-Hollant) зовётся. И этот народ зовётся с тех пор Вилтами (Wilten)».
Таким образом мы можем сделать предположение, что фризы-рустры, из которых был Рюрик-Рёрик, как и их восточные соседи прусы, онемеченные славяне, изначально были славянского роду. Такого мнения придерживается Морошкин Ф.Л. («Историко-критические исследования о русах и славянах». Спб, 1842 г.):
«Не подвержено ни малѣйшему сомнѣнію, что, кромѣ Россiи Славянской при Балтийскомъ морѣ, была Россія Славянско-Тевтоническая на Нємецкомъ морѣ, и называлась также Ruthenia и Russia. Она начиналась съ устья Эльбы и простиралась чрезъ Фризію, Батавiно и Фландріо вѣроятно до устья рѣки Сены или Луара». (стр. 53).
О славянском (скифском) европейском севере прямо говорит Диодор Сицилийский ещё в I столетии до н.э. (Греческая мифология (Историческая библиотека), М., Лабиринт, 2000. (Серия «Античное наследие»)):
«23. (1) … Напротив берегов Скифии, которая расположена над Галлией, в открытом Океане лежит остров по названию Базилея (Царский, возможно о. Амеланд (Ameland)). Прилив выносит на этот остров в изобилии янтарь, который нигде больше в мире не встречается». (Книга 4).
Гальфрид Монмутский (ХII в ):
«В его правление (Веспасиана (9-79 г.г.)) некий король пиктов по имени Родрик прибыл из Скифии с великим народом, прибыл в северную часть Британии, которая называется Албанией, и начал опустошать эту страну».
«In his reign a certain king f the Picts, named Rodric, came from Scythia with a great : ieet, and arrived in the north part of Britain, which is called Albania, and began to ravage that country». ((Гл. 17, книга 4, стр. 153), Six old English chronicles : of which two are now first translated from the monkish Latin originals : Bertram, Charles, 1723-1765).
Примерно через 100 с небольшим лет во время войны Британии с Римом, (там же):
«… Фулоний был не в силах сопротивляться, он совершил поездку в Скифию, чтобы просить помощи пиктов в его восстановлении».
«But Fuloenius thaen he was unable to make any longer resistance, made a voyage into Scythia, to desire the assistance of the Picts wards his restoration». (Гл. 2, книга 5, стр. 156).
Т.е. пикты – скифы-славяне? Известно, что греки и римляне раньше славян и русов называли сначала скифами, а потом сарматами.
Но не только пикты, но и шотландцы скифы. Об этом говорится в шотландском письме, датируемом 1320 годом, «Декларация Арброата» (Declaratio Arbroathis):
«Мы знаем, о Святейший Отец и Господь, и из хроник и книг древних мы находим, что среди других известных народов наш собственный, шотландцы, удостоился широкой известности, пройдя путь из Великой Скифии через Тирренское море и Геракловы столбы и долгое время жил в Испании среди самых диких племен, но нигде он не мог быть покорён какой-либо расой, какой бы варварской она ни была.»
«Scimus, Sanctissime Pater et Domine, et ex antiquorum gestis et libris Colligimus quod inter Ceteras naciones egregias nostra scilicet Scottorum nacio multis preconijs fuerit insignita, que de Maiori Schithia per Mare tirenium et Columpnas Herculis transiens et in Hispania inter ferocissimas gentes per multa temporum curricula Residens a nullis quantumcumque barbaricis poterat allicubi gentibus subiugari».
Кроме рутены к русским применяли название руги. В «Продолжении хроники Регино из Прюма» Адальберта Магдебургского, в повествовании о миссии епископа Адальберта в 961—962 годах в Киев, княгиня Ольга называется королевой ругов (reginae Rugorum) и русы так же неоднократно именуются ругами. Гийом Жюмьежский, автор истории норманнов «Деяний герцогов Нормандии», говоря о дочери Ярослава Мудрого Анне, писал, что Генрих женился на дочери короля ругов («rex Rugorum»). Здесь надо отметить похожесть слов «rex», «reginae» и «rugorum», говорящее о возможном едином корне. Позже всё чаще русов называют ругами. Английский священник Роджер в своей «Хронике» конца XII в., описывая события в Англии в 1-й половине XI в., пишет об Эдварде Изгнаннике:
«…бежал из этой земли в землю ругов, которую мы называем Руссией».
Магдебургские анналы в записи о 969 г. жители о. Рюгена, где ранее жили полабские славяне, ныне онемеченные, названы Rusci. В 1304 году в послании рюгенским князьям Виславу и Самбору Папы Бенедикта XI они названы "князьями русских".
«Dilectis filiis nobilibus viris Wyselao et Zamburo Principibus Russianorum Fratribus etc Benedictus Episcopus servus servorum Die».
Эдуарда Исповедник так же пишет:
«… в землю ругов, которую мы называем Руссией».
На острове Рюген, в прошлом славянском, сохранилось несколько говорящих названий Русь, Рускевица, Русвесь.
О более древней истории ругов уже больше сведений. Немецкий краевед Филипп Меланхтон и др. считали, что после вторжения войска крестоносцев и разграбления поселения полабских славян, проживавших на о. Рюген, венды (славяне) мигрировали и отправились на поиски новой земли. Так возникли названия Рижский залив и г. Рига. Балтийское море во времена могущества ругов, когда они владели всем Балтийским морем, именовалось Морем Ругов, а центром был остров Рюген со святилищем Аркона.
В южной части Норвегии существовала прибрежная область под названием Rogaland (вероятно, Земля ругов). Теперь это современный Ругаланн. Возможно, как раз финское название Швеции Руотси произошло при переселении туда полабских славян, которые из-за малочисленности быстро там утратили свой язык.
В древности часть ругов при движении народов, вызванных вторжением гуннов, вынуждена была уйти на Дунай, а потом раствориться в среде готов. Географ II века н.э. Клавдий Птолемей размещал ругов (Rugiclei) в Великой Германии (Γερμανίας Μεγάλης) на побережье Балтики между реками Виадуа (Одер) и Истулой (Висла). Примерно в тех местах в XIII веке возник город Rügenwalde (совр. польский Дарлово). Но Прокопий Кесарийский при событиях 541 года (32) уточняет:
«Эти руги являются одним из готских племён, но издревле они жили самостоятельно. Когда первоначально Теодорих объединил их с другими племенами, то они стали числиться в среде готов и вместе с ними во всем действовали против врагов. Они никогда не вступали в браки с чужеземными женщинами и благодаря этому несмешанному потомству они сохраняли в своей среде подлинную чистоту своего рода».
По сведению Иордана в 476 году остгот Одоакр, который сам был из ругов, сверг римского императора и сам стал кесарем. Однако в надписях катакомб при костеле святого Петра в городе-крепости провинции Норик Ювавум (совр. Зальцбург) Одоакр называется королём рутенов, что теперь уже не кажется странным.
Но самые древние сведения мы имеем от Публия Корнелия Тацита (рубеж 1-2 в. н.э.), он упоминает ругов, восточнее которых живут эстии (эстонцы), а южнее готы. Археологический материал говорит о предполагаемых ругах на севере нынешней Польши ещё в конце 1 тыс. до н.э. Возможно и название Польши Речь Посполитая изначально своим корнем восходит именно к названию этого народа. Возможное изначальное значение: Русь Польская, Руги Полабские...
Мало сомнения, что руги, рутены, рустры, фризы, (возможно бритты) , пруссы – разные названия одного единого народа. Вот что пишет один из ранних исследователей славян Мавро Обрини в книге «Славянское царство»:
«В те времена, когда остальные славяне ушли из Сарматии и отправились одни в сторону Германского моря, другие, пойдя по другому пути, на Дунай, они остались в месте своего исконного жительства, и назывались древними историками по–разному. Элий Спартиан и Капитолин в жизнеописании Антонина Пия и Флавий Вописк в жизнеописании Аврелиана называют их роксоланами Плиний (IV, 12) — токсоланами (Tossolani), Птолемей — троксоланами (Trossolani), Страбон (VII) — раксаналами (Rhassnali) и роксанами (Rhossani). Рафаэль из Вольтерры и многие другие авторы называют их рутенами, ныне же общепринятым их названием является «русские» (Russi)»
Так же М. Ломоносов, и многие нынешние учёные поддерживают мнение о том, что сарматский народ роксоланы, известный на юге России около II в. до н.э. имеет отношение к руси, например возможное значение «русы-и-аланы» или «светлые аланы». Но вот другой восточный народ, аорсы, описанный в начале н.э. историками, который проживал меж Каспием и Чёрным морем, учёными при изучении вопроса почему-то в оборот не берётся. Хотя на востоке именно через «Ар»-«Ур» часто пишется «русы».
«Аорсы владели обширною страною, господствовали почти над большей частью Каспийского побережья и вели караванную торговлю индийскими и вавилонскими товарами, получая их от армян и мидян. В Армению аорсы привозили из Боспора и Приазовья невольников и меха». (Страбон "География").
Они жили там же, где аланы, может немного восточнее, ближе к Каспию и севернее. Вот этот народ, вероятно и есть одно из самых древних названий русов. Позже здесь и севернее известны народы эрзя и страна Арсия и Арса, Артания, описанная персами. Впередистоящий звук «А» или «Э» не должны смущать. Например, имя Руслан. Сказка Пушкина А.С. «Руслан и Людмила» сочинена по мотивам народной «Сказки о Еруслане Лазаревиче». В персидском сказании, с которым вероятно связаны первые две сказки, героя зовут Рустам, а в татарском имя героя Уруслан (как и русы зовутся «урус»). Интересно, что кроме Еруслана в русской сказке говорящая голова зовётся Росланеем. Имя Еруслан вероятно хазарское. В Хазарском каганате царская гвардия называлась Ал-лАРСия, что вероятно имеет отношение к народу русь-аорсы и имени Еруслан, как и неизвестная русская страна Арсания или Артания, описанная у Абу Исхак аль-Истахри и др.
В VI в. н.э. мы находим интересные упоминания о народе, предположительно русах-аорсах у Псевдо-Захарии (Захария Митиленский) (560г.):
«Базгун земля со (своим) языком, которая примыкает и простирается до Каспийских ворот и моря, которые (находятся) в пределах гуннских. За воротами живут бургары, со (своим) языком, народ языческий и варварский, у них есть города, и аланы, у них пять городов. Из пределов Даду живут в горах, у них есть крепости. Авангур, народ, живущий в палатках, авгар, сабир, бургар, куртаргар, авар, хазар, дирмар, сирургур, баграсик, кулас, абдел, ефталит, эти тринадцать народов, живут в палатках, существуют мясом скота и рыб, дикими зверьми и оружием. Вглубь от них (живет) народ амазраты и люди-псы, на запад и на север от них (живут) амазонки, женщины с одной грудью, они живут сами по себе и воюют с оружием и на конях. Мужчин среди них не находится, но если они желают прижить, то они отправляются мирно к народам по соседству с их землей и общаются с ними около месяца и возвращаются в свою землю. Если они рождают мужской пол, то убивают его, если женский, то оставляли и таким образом они поддерживали своё положение. Соседний с ними народ ерос, мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей. Дальше на восток, у северных краев, есть еще три черных народа».
Здесь впервые упоминаются хазары. В общем-то, ничто не мешает отождествить ерос с руссами-аорсами-эрзя. Сказочные описания, вероятно, лишь дань уважения к древним историкам.
О восточной Руси мы находим свидетельства и позже у исламских учёных. Вот, что пишет о восточных славянах и руссах иранский учёный Абу-ль-Касим Убайдаллах ибн Абдаллах ибн Хорда́дбех (Хурдазбих) во второй половине IX века (рюриковское время) в «Книге путей и стран»:
«Русские купцы от родов славянских, в качестве переводчиков для русских купцов выступают евнухи-славяне, причём купцы уже крещёные… Владыка ас-сакалиба (славян) – кназ (князь) … Если говорить о купцах ар-рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки чёрных лисиц».
Чуть позже Абу Исхак аль-Истахри в «Китаб ал-масалик вал-мамалик» (970-е годы, но сведения восходят к утраченной работе географа аль-Балхи около 920 года), пишет:
«У русов три группы. Группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба (Киев), и он больше Булгара. И группа самая верхняя из них, называемая ас-Славийа, и царь их в городе Салау (вероятно Новгород), и группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их. И достигают люди с торговыми целями Куйабы и окрестностей её. Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении её чужеземцами, ибо тамошние убивают всех чужеземцев, к ним приходящих. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах, и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну их… Вывозят из Арсы черных соболей, черных лисиц и олово (свинец?) и некоторое число рабов».
Можно было бы предположить, что Арса – это северная Аркона, где так же убивали чужаков, однако, надо заметить, что чёрные лисы-то водились ближе к Уралу, Сибири. И на карте XII в. Мухаммада аль–Идриси (на карте юг и Чёрное море вверху) Арта находится на востоке, на берегу р. Волги-Итиль, Салау недалеко правее и севернее (Новгород?), а Киев ещё правее на р. Днепр.
Археология также подтверждает существование славянской культуры в Среднем Поволжье ещё в середине 1-го тыс. н.э. (Именьковская археологическая культура). А позже, в XIII в., и русские, и немецкие писания подтверждают существование восточной Руси, независимой от Рюриковичей, называемой Пургасовой Русью или Пургасовой волостью, по имени её князя (каназора) Пургаса. Расположена она была на землях нынешней Мордовской области (современные племена мокша и эрзя), Нижнего Новгорода, низовья Оки, Пензенской и Тамбовской обл. Не та ли эта самая Арсания-Арта, в которую никого не впускают и из которой везут шкурки чёрных лисиц. А здесь никаких варягов и Рюриковичей в то время не было. Само слово «арсания» имеет тот же корень, что и «русь», но подробнее об этом будет ниже.
Но это не самые восточные русы. На Памире в Таджикистане живёт народ рушаны, самоназвание рухен, рушни. По их преданиям они потомки Александра Македонского, но, возможно, потомки скифов или даже ариев. От современных русских их отделяют тысячелетия в километрах и годах, потому и рушанский язык совсем не похож на русский, но название, возможно, имеет тот же корень, что и «русы», «русский». Рядом с ними живут рошорвцы (самоназвание рошорвидж) или орошорцы. Здесь, возможно, общие корни в названии.
Кроме этого уместно вспомнить о народе рышики, которые, согласно Махабхарате живут где-то на севере. Скорее всего, это ещё одно древнее упоминание о русах. Ниже будут даны дополнительно доводы к этим мыслям.
И, в заключении, можно вспомнить древнюю страну Урарту средь Чёрного и Каспийского морей. Не исключено, что название, уходящее в глубь веков на три тысячи лет, имеет общий исток со словом «русь».
Вроде бы многие письменные источники говорят нам, что народ «русь» пришёл с варягами или даже с немцами (франками), однако мы имеем сведения и о других «русях», которые существовали гораздо ранее и там, где не было ни варягов, ни германцев, ни скандинавов. Кроме того надо учесть, что сами франки – южные славяне, потомки балканский фригов и фракийцев, ушедших на север. А фризы-рустры, вероятно, те же славяне пруссы-брусы-боруссы. Таким образом, мы видим русов на огромной площади от Британии до, как минимум, Каспия или даже Памира. Более того, мы можем сделать предположение о существовании народа руси на Русской равнине испокон веков, с долетописных времён, которые, расселяясь в разные стороны, дали названия многим другим народам, селениям, а так же сословиям. Подкреплением этого предположения может быть Курганная гипотеза (Культура Курганных погребений) и характер известных завоеваний и переселений народов.
2. Слово изначально означало власть, государство, держава, вождь.
В предыдущих примерах мы можем подметить, что слова, связанные с «русь», похожи на слова, относящиеся к войне, власти. В сведениях о княгине Ольге, королеве ругов, слова «королева» и «ругов» звучит очень схоже (Reginae Rugorum). Известное место ПВЛ, когда Рюрик привёл с собой всю русь, в Новгородской первой летописи, слова «вся русь» заменены словами «дружина многа и предивна». Не имеют ли слова «РУСТры», «РУТены», «РУГи», «дРУЖина», «РАТь», «РИСТалище» один корень? В хазарском каганате ал-лАРСия тоже дружина. Может ли быть, что в те времена слово «русь» означало военное сословие? Интересными в этом свете оказываются сведения римских историков, Маврикия и др., относящиеся к VI в. н.э. о вождях славян, которые именуются риксами. Причём Феофилакт Симокатта (590-е гг.) утверждает, что это слово варварское, т.е. славянское:
«подданных Мусокия, называемого на языке варваров риксом»
И тут надо вспомнить, что и у галлов, как и у германцев многие имена оканчивались на «РИК» или «РИКС», например Верцинге́торикс, Астерикс, Германарик, как и Рёрик-Рюрик, да и у самих римлян, «REX» означало главу, царя. Гийом Жюмьежский, автор истории норманнов «Деяния герцогов Нормандии», говоря о дочери Ярослава Мудрого Анне, писал, что Генрих женился на дочери короля РУГов «REX RUGorum». У греков мы также видим этот корень в «АРХонт» - начальник, правитель. В санскрыте тоже похоже, «РАДЖ» – «царь», «князь», «воин». И эти слова пришли в греческий, римский, индийские языки ещё на много раньше, чем стали известны руги и рутены на западе. Здесь интересно добавить и семитские примеры. Удивительным образом в семитских языках мы находим похожие звучания и значения. В иврите «голова», «глава» звучит как «рош», в арабском «голова», «главный» – «раис». У Ибн Русте (Х в.) есть такие слова:
«… глава, которого они называют „главой глав“ (раис ар-руаса), называется у них свиет-малик (возможно «светлый князь»), и он выше супанеджа, а супанедж является его заместителем (наместником). Царь этот имеет верховых лошадей… Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. Город, в котором он живёт, называется Джарваб…»
Возможно, что это совпадение, т.к. объяснить переход слова с индоевропейских затруднительно, т.к. названия частей тела обычно не заимствуются, переход из семитских слов в значении «глава» тоже необъясним временем раньше середины первого тыс. н.э. В 1-2 тыс . до н.э. слова в значении «глава» в семитские языки могли прийти от ариев или скифов.
Вероятно, изначально слово означало вождя, власть, но потом перешло на всех воинов – РЫЦАРЬ, РЫТАРЬ, РАТЬ (РУТены?), РАДЖЯ, ДРУЖИНА(?), РИСТАЛИЩЕ, другие однокоренные слова РУГань, РАЖ, РЕЙХ. Если предположение верно, то слово «РУСЬ» в названиях Пургасова Русь, Белая Русь, Червонная Русь и т.д. имеет значение держава, а города АРКона, РИГа, РЕТра, РЯЗань, РОСТов и даже ПаРИЖ и ПРАГа могут иметь изначально значение столица либо военный лагерь. Слова «париж», «прага», «пруссы», «боруссы», а так же «фризы» и даже «бритты» могут иметь один источник и состоять из двух корней «пар» («первый», т.е. главный, высший или даже отсылать к имени Бога Перуна) и «риж-рус», означающее власть, главный город, столица.
Но, что на западе стало означать высшую военную власть, на востоке порой означало власть духовную. Например, в Индии, если РАДЖа – царь, то РЫШи (слово того же корня) - святой, изначально вождь племени, родоначальник, автор молитв Вед, пророк (см. здесь http://vedy.su/rishi/ ). Несомненно, от этого корня произошли названия священников и у др. народов, напр. жрец на тадж. «рухсат», узбекс. «рухони», турец. «рахип». В тюркские языки пришло много корней от ариев, скифов или персов. Здесь уместно сравнить англо-саксонские слова «Rust», «Rüste» - «поэт» (ср. с вед. «рыши»). Однако, есть и др. значения. «Rüsting» – вооРУЖение, «rüstig» – бо́дрый, подви́жный, кре́пкий, здоро́вый. Учитывая такое широкое распространённость однокоренных слов по миру на огромном пространстве, можно говорить о глубокой древности, в которой они имеют своё начало и распространение. Однако, мы не можем утверждать, что эти слова со значением власти и др. существовали на севере ещё в скифское и доскифское, арийское время. Возможно, оно возникло с сарматами или савроматами, пришедшими из Мидии и Урарту, или с распространением нового вида тяжелого вооружёния (доспехов) у воинов. Но так же мы не можем и отрицать существование этих понятий на севере в досарматские времена.
3. Слово «РУСЬ» произошло от некоего вождя с таким именем.
Это мнение заслуживает внимание, т.к. многие, если не большинство, народы получили свои имена от имени какого-то известного вождя. И к этому мнению дополнительно есть много свидетельств и доводов. Если поздние польские (о братьях Лехе, Чехе и Русе), персидские, новгородские («Сказание о Словене и Русе и городе Словенске») писания рассказывают о Русе, родоначальнике русов, в целом в этом видится личность Рус вымышленным, просто как олицетворение народа. То сведения Симеона Логофета (Х в.) уже кажутся более приближенными к действительности:
«Росы, или ещё дромиты, получили своё имя от некоего могущественного Роса, после того как им удалось избежать последствий того, что предсказывали о них оракулы, благодаря какому-то предостережению или божественному озарению того, кто господствовал над ними. Дромитами они назывались потому, что могли быстро двигаться».
Однако, когда он жил и где не известно. Можно найти ещё несколько человек, от имён которых чисто предположительно могло произойти название народа. Например, скифский царь Аршак, давший своим именем название династии Аршакидов в Парфии в III в до н.э. В других условиях имя, может, произносилось как Русак. По слухам, записанных Страбоном, он был скифом, но так же мог быть савроматом или сарматом, т.к. родом, по некоторым сведениям, из Приазовья. Аршак здесь особенно примечателен. Знакомство римлян с парфянами для них стало роковым. В отличие от скифов и персов парфяне предъявили новый способ ведения боя. Тяжёлая конница в доспехах, нападение в сомкнутых рядах, длинные пики и мечи. Это оказалось гибельным для римских легионов. Такой или похожий способ ведения боя был у сарматов. А позже мы во всей Европе находим РЫЦарей уже облачённых в тяжёлые железные латы с пиками и длинными мечами. На РУСи у богатырей-РАТников латы были менее громоздкие. Несомненно, между именем (или может званием) «АРШак», словом «РЫЦарь» и «РАТник»-«рытарь» - общая основа, исток.
Немногим ранее известен Арсак, сатрап А. Македонского, перс, которого он поставил наместником в Арии, в северо-восточной области своего царства.
В IV в н.э. примерно там же, меж Чёрным и Каспийским морями известен вождь савроматов РЕСКупорид, первая часть имени которого, как и в случае с Аршаком, вероятно, означает «вождь…». Но он известен позднее, чем народы АОРСы и РОКСаланы, которые претендуют на то, чтобы быть первыми известными РУСами.
В первой половине 1 тыс. до н.э. в Урарту правили Русы. Можно предположит, что Русу I-го знали не только в южной части Кавказа, но и на севере. А название страны Урарту сильно напоминает известное позже название Рутения. В культуре Урарту заметно сильное влияние ариев (культуры боевых колесниц и др.) с северных широт, в том числе и в именах Богов. Но это всё, что можно было бы сказать. Возможно, имя «Руса» не имя, собственно, а означало то же, что и ведийское «рыши» или кельтское «rix».
Для полноты картины надо упоминуть ветхозаветное предание, предположительно V в. до н.э., о севрном князе Рош у Иезекииля. Правда до конца не понятно, как понимать слово "рош" - "главный (князь)" или "князь Рош"? Возможно речь идёт о урартском Русе:
«Обрати лицо твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала…»
Если название народа произошло от имени вождя, то, наверное, и не имеет смысла искать ответ на вопрос – «что сие значит», как не важно, что означают Иванов, Петров, Сидоров, сколько градусов крепости имеет сидр и пр., поскольку эти имена и слова не определяют их носителей.
4. Слово произошло от древнего названия медведя – «РЫКША»
Русская культура, несмотря на огромные перенесённые культурные изменения, сохранила в своём сознании и в сознании соседей внутреннюю связь с медведем, с его силой и образом, запечатлённую словами «русский медведь». Археологические изыскания говорят нам о существовании ещё с IV – III тысячелетия следы почитания медведя (изображения медведя в Волосовской (доарийской), Фатьяновской, Абашевской культурах от Эстониии, Латвии до Мардовии и Мари Эл, которые по ряду признаков можно отнести к протославянским и даже к протоарийским). Известные названия медведя, в т.ч. вear, машка (эрзя), амшв (абхаз.), маска (марийск.), мешка (литов.), мечха (болгар.) , вероятно, поздние. «Bear» («медведь»), вероятно, происходит от корней «para», рус. «пере», «берег» в значениях высший, возможно связан с именем Бога Перуна, т.е. это священное имя медведя. Тоже и с машка-мечха, которые восходят к похожему значению «мощный», «могучий», «великий». Но самые ранние названия медведя «рыкша» (санскр.), «арша» (авест), «арктос» (греч.), «ursus» (латынь), «arth» (валлийс.), «арж» (армян.); в славянских языках утрачены. К этому корню, который подражает РЫЧанию и РЁВу, восходят вообще названия грозных хищников – «рысь», барс, санскр. «врыка» («волк», др. рус. «вълк», мокшан. «върьгаз», эрз. «верьгиз»). Возможно, название вождя (рикс-рыши), как и некоторые имена (например фризское имя Ursel – «медвежонок») изначально означали медведя. Ярким примером может служить название созвездия Большая Медведица. В Греции слово звучит как Арктос Мегали (Медведица Большая), а в Индии это созвездие называется Сапта Рыши (Семь Святых).
5. От внешнего вида – светлые волосы (РУСые), кРАСный загар лица и др.
Русские часто связываются не только с медведем, но и с красным цветом. Эта связь настолько устойчива, что даже в советское время Советы всегда сопровождал красный цвет. Распространённое на западе литературное название русских рутены (красные), наверняка является переводом с латинского (rosso так же означает «красный»). Наверное, зря мы поменяли красный стяг на полосатый петровский, это наш цвет.
Ещё в VI веке в сведениях Прокопия Кесарийского о славянах:
«Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они тёмнокрасные».
У Ибн-Фадлана (начахо Х в.):
«Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились (высадились) на реке Атиль (Волга). И я не видел (людей) с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны».
Лиутпранд Кремонский (примерно середина X в.) говорит о:
«неком народе, который греки по его внешнему виду называют русиос, мы же по их месту жительства зовем «норманнами».
Абу-Мансур (до. 980г.):
«Славяне – племя красного цвета, имеющее русые волосы; они граничат со страною хазар на вершинах Румских гор. Человека красного цвета называют славянином по причине подобия его цвету славян» (А.Я. Гаркави. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских с половины VII века до конца Х века по Р.Х. СПб., 1870. С. 279).
Аль-Масуди (первая половина X в.) пояснял смысл названия:
«Византийцы нарекают их [русов] русийа, смысл этого [слова] — «красные», «рыжие»».
Подобным образом описывали славян поэт ал-Ахталь, Казвини. Так же согласно словарю Камус Якута аль-Хамави люди со светлой кожей вообще назывались «сиклаб» или «саклаб», т.е. славянин.
Тот же смысл, возможно, в названии Шведция-Ruotsi – от «светлые-русые». Дело в том, что среди скандинавов, и западных славян высокий процент местного населения ещё с каменного века, т.е. светловолосые и светлокожие, плохо переносящие загар. Мужская гаплогруппа I1 и I2. Интересно, что большой процент I и распространённость русоволосых замечено среди народа эрзя в Поволжье, где археологами наблюдается существование славянской культуры ещё в середине 1 тыс. Подобное мы можем сказать и о памирцах. Название народа «рушанцы» переводится как «светлые», что может говорить о светлой коже и волосах. Например, после экспедиции 1914 года исследователь И.И. Зарубин писал, что
«…многих горных таджиков можно принять за переодетых крестьян средней полосы России. Эта белокурая раса продолжает существовать в глубоких горных долинах на склонах Памира и Гиндукуша среди целого моря черноволосых племен Азии».
В санскр. так же «рышу» (свечение, пламя), в осет. «рухс» (белый), в рус. «русый», «рыжий». Таким образом, слово «русы» произошло от «русый», т.е. «светлый», коим словом себя обозначали люди как на западе, так и на востоке.
6. Название военно-торгового сословия, произошедшее от слов «РЕКА», «РУСЛО», «ROOPS» (гребля, рыбак).
То, что другие называли народом «росы» на самом деле были не народ, а сословие, т.е. торгово-военное сословие, которое занималось торговлей по морским и речным путям. От слов «русло», «река», «ручей» возникло, вероятно и скандинавское «roops» (гребля, так же «рыбак»). От этого слова получило название сословие, а потом и народ русы. Вот, что пишет Холльманн Герман Фридрих:
«Главное слово в имени сего народа у латинских историков и авторов пишется Rustringi, Hrustri, Riustri, - есть Rus, или Rust, что на старом фризском языке значит водопровод; а потому некоторые думают, что под словом Rus, или Rust, должно разуметь народ, живший на земле, пересекаемой многими каналами; какою вероятно в древности была Рустрингия». («Рустрингия, первоначальное отечество перваго российскаго великаго князя Рюрика и братьев его». Холльманн Герман Фридрих 1819г.).
Тут уместно вспомнить русалок из сказок, которые не воровали людей, а звали их к себе. С одной стороны русалки, возможно, остались в народной памяти от роксолан, так же, как кикиморы от киммерийцев. С другой стороны, вероятно, на самом деле мы имеем дело с поиском дружинников для опасного предприятия, путешествия. Сладкие речи русалок – заманчивы, но будущее таит опасность. Даже, если человек, влекомый золотыми горами, и не погибал в опасных путешествиях, на родину мог так и не возвратиться и пропадал для сородичей. Здесь надо заметить, что славянские русалки не имели хвостов, как иногда их рисуют, а так же по сказкам жили и в полях и в лесах.
7. Слово «русы»-«росы» от славянского слова «рассеянные».
Такую точку зрения можно найти у исследователя славянской древности Мавро (Мауро) Орбини (Орбинич). Хотя она не кажется верной:
«… «рассеянные», поскольку по–русски, или по–славянски, «Россея» (Rosseia) означает не что иное, как «рассеяние». И не без причины они были названы русскими, или рассеянными: славяне, заняв всю Европейскую и часть Азиатской Сарматии, распространили, или рассеяли, свои колонии от Ледовитого океана до Средиземного моря и Адриатического залива, от Большого моря до Балтийского океана. Более того, как пишет Яков Мейер, славянорусы (Russi Slaui) высылали свои колонии даже во Фландрию, где в настоящее время их зовут рутенами. Греки (по свидетельству Прокопия Кесарийского) называли их спорами, то есть «рассеянным народом». Они всегда жили в Европейской Сарматии, где и по сей день живут, значительно распространив силой оружия свое господство».
Ещё ранее об этом можно прочитать у Прокопия Кесарийского, VI в. н.э., откуда Мавро Орбини, вероятно, и почерпнул:
«Эти племена, славяне (склавины) и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим ... Они считают, что один только Бог, творец молнии, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы … И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорои (рус. «рассеянные», от греч «спейро» – «сеять»), думаю потому, что они жили, занимая страну спораден («рассеянно»), отдельными поселками. Поэтому-то им и земли надо занимать много». (Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках. VI в. н.э.).
8. "Рус" от слова "рослый".
Можно ещё отдельно обозначить предположение происхождения слова «РУС»-«РОС» от слова «РОСлый». О русах часто говорили как о людях высокого роста, о чём были упоминания выше.
9. От слова "речь".
Если в один раздел выписать “военные” слова: «ратник», «дружина», «ристалище», «рыцарь» и т.д., дополнив его словами «руги», «рутены», а в другой выпишем “духовные”: «жрец», «друид» (кельтский жрец), «рыши», то мы заметим, что они очень похожи и по звучанию и по изменениям звуков. Слово «рыши» имеет значение более не как патриарх или вождь, а пророк, духовный вождь, святой, стихотворец (ведийские песни создали и пели рыши). И тогда мы можем предположить, что все выше приведённые слова в своём исконе происходят (возможно) от слова «речь». Правда слова «жрец» и «друид» могут быть связаны и с корнем «зреть», т.е. провидцы.
Выводы.
Итак, с чего всё началось? Всё началось со звука «Р». Из схожести звука «Р» определённым вещам и явлениям эти вещи и явления из подражания звуку получили соответствующие названия –«речь», «рык», «ручей», «рёв», «ярость» и далее «рос» (сверкать, яркий), «руд», «рыжий», «rut» («кРАСный»). От «рыка»-«рёва» получил медведь название «рыкша». Затем так стали называться вожди племён, а затем и великие духом подвижники и доблестные воины. Можно предположить, что это происходило в протославянской среде, где, около трёх тысяч лет назад, возникли производство железа и одновременно с этим обряд трупосожжения. Что говорит об особом священном месте огня в сознании людей, о его освещающей и преображающей силе. Возможно, на это наложились какие-то понятия, связанные с цветом кожи и волос. В результате смены языков и отношений те или иные смыслы и понятия терялись и дополнялись новыми: яркий, доблестный, крепкий, сильный, светлый, мудрый, главный и т.д. В итоге никто уже не помнит, с чего всё это началось и не знает, что это когда-то означало…