9,5K подписчиков

Почему на водке не ездим? Как жадность нефтяников убила мечту о возобновляемом топливе

18K прочитали

Как известно, при 300 процентах прибыли капитал пойдёт на любое преступление, хотя бы и под страхом виселицы. Какая зелёная энергетика, когда можно купить с прибыли ещё одну яхту? Какое здоровье будущих поколений, когда надо ещё внуков обеспечить безбедным существованием? Какое возобновляемое топливо, когда нефти ещё на 100 лет, а там хоть потоп?

Как известно, при 300 процентах прибыли капитал пойдёт на любое преступление, хотя бы и под страхом виселицы. Какая зелёная энергетика, когда можно купить с прибыли ещё одну яхту?

Это факт малоизвестный, но двигатели внутреннего сгорания изначально были двух типов: бензиновые и спиртовые. В 1826 году американский изобретатель Сэмюэл Мори использовал спирт в прототипе такого двигателя, в 1860 году немец Николаус Отто создал двигатель внутреннего сгорания, который полностью работал на этаноле. В этой статье вспомним о том, как жажда наживы убила мечту о возобновляемом и чистом топливе.

Этиловый спирт — это топливо будущего. Оно будет производиться из зерновых, таких как этот сумах у дороги, или из яблок, сорняков, опилок — почти из чего угодно. Топливо содержится в каждом кусочке растительного вещества, которое можно ферментировать. Годового урожая картофеля с акра достаточно, чтобы управлять техникой, необходимой для обработки полей в течение ста лет.

Генри Форд, интервью для New YorkTimes, 1925 год

Представьте себе сцену: муж на кухне гонит самогон. Важный такой, серьёзный, сидит наблюдает. Жена осторожно, на цыпочках, входит и тихонько спрашивает:

— Дорогой, мне ехать надо. Топлива не набежало?

Или другая сцена, жена распекает мужа:

— Вот у соседки муж целыми днями самогон гонит, весь двор топливом снабжает, уже вторую шубу жене купил! А ты чем занимаешься?! На что сахар переводишь?!

— А я варенье варю...

Забавно, конечно, но именно такие сцены в 30-е годы XX века могли разворачиваться в США: там было разрешено производство алкоголя для заправки автомобилей (правда, из-за сухого закона, с ограничениями).

Не совсем то, что описано выше, но тут в процессе перегонки тоже вырабатывается энергия :))) Смешная картинка с просторов Интернета
Не совсем то, что описано выше, но тут в процессе перегонки тоже вырабатывается энергия :))) Смешная картинка с просторов Интернета

Дело в том, что в начале прошлого столетия велись активные эксперименты по смешиванию спирта и бензина, на этих смесях ездили машины. Иногда возникали, правда, проблемы типа взрыва двигателя, но они успешно решались. Короче, народ вполне неплохо мог ездить на спирту или на его смеси с бензином. Однако засуха на Среднем Западе и Великая депрессия заставили фермеров переехать в города, забросив свои перегонные кубы.

В 1933 году США столкнулись с феноменальной безработицей: каждый четвёртый американец маялся без дела и средств к существованию. Федеральные власти и правительства штатов рассматривали налоговые льготы, чтобы помочь производству этанола и увеличить занятость среди фермеров. К 1935 году возникло движение за спиртовое топливо, поддержанное фермерами, республиканцами и самим Генри Фордом. Наряду с этанолом, исследования в области химии включали промышленное освоение сельскохозяйственного сырья: конопли, соевых бобов и др. Началась даже кампания за отмену сухого закона. И тут всё и началось. Вернее, закончилось.

Вот оно, чёрное золото
Вот оно, чёрное золото

Обеспокоенный возобновлением интереса к этанолу в качестве топлива, Американский институт нефти начинает кампанию против смесей этанола, утверждая, что это «нанесёт ущерб нефтяной промышленности и автомобильной промышленности, а также государственным и национальным казначействам за счёт сокращения потребления [нефти]». Тем не менее, 5 декабря 1933 года принимается Двадцать первая поправка к Конституции США, которая отменяет сухой закон.

- Зато нефть нельзя пить! - Нашу нефть — можно.
- Зато нефть нельзя пить! - Нашу нефть — можно.

С этого времени начинается дикое очернение спиртового топлива со стороны нефтяников. Они покупают «исследования», которые доказывают, что этанол в качестве топлива хуже бензина, они даже готовы работать в убыток, обрушивая цены. В итоге этаноловое топливо вытесняется с рынка.

Но сторонники возобновляемой энергии не успокоились. В 40-е, опираясь на опыты ленинградских учёных (в 1930 году в Ленинграде был построен первый в мире опытный завод искусственного каучука) начинается применение этанола в качестве авиатоплива и синтетического каучука для фронтов II Мировой войны. К 1944 году производство 75% всех шин, плащей, прокладок для двигателей и других резиновых изделий для военных нужд производятся из этанола.

Но в 1942 году в США нефтяная компания Standard Oil (нынешний мегамагнат Exxon) вступила в сговор с немецкими химическими фирмами, чтобы предотвратить развитие производства синтетического каучука в Соединенных Штатах. Сговор был раскрыт, но...

В 1980-х на волне борьбы за экологию — а этанол производит гораздо меньше парниковых и выхлопных газов, да ещё и более энергоэффективен — происходит бум интереса к спиртовому топливу. Но тут обрушились цены на нефть (зачем и для чего — это отдельная история, но СССР был кровно заинтересован в высоких ценах на нефтянку) и производство этанолового топлива стало убыточным, окончательно приказав долго жить.

Понятно, что история не терпит сослагательного наклонения, но, если бы мы больше заботились о планете, чем о сиюминутной прибыли, наши города, возможно, не задыхались бы от выхлопных газов...

Если вам понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и давайте обсуждать в комментариях — хотели бы вы заправлять спиртом свою машину или себя любимого? ;) Шутка!