В 1951 году вышел на экраны фильм Сергея Аполлинариевича Герасимова "Сельский врач". Герасимов к тому моменту был на пике славы - лауреат трёх Сталинских премий, он снял фильмы, имевшие колоссальный успех: "Семеро смелых", "Комсомольск", "Учитель" и "Молодую Гвардию".
В статье для журнала "Огонёк" Герасимов напишет:
Среди многообразия профессий, требующих широкого образования и специальных навыков, наиболее характерными для русской интеллигенции мне всегда представлялись врач и учитель.
Обе эти профессии роднит то, что и врач, и учитель, помимо глубоких и прочных знаний, должны обладать огромной и прочной любовью к человеку и человечеству: профессии эти гуманны в самом существе, в основе своей.
И не случайно столько интеллигентов, честных сердцем и чистых мыслью, в самые мрачные времена царского самодержавия считали своей высокой нравственной обязанностью нести в глухую деревню, в народ свои знания - труд врача и труд учителя.
С.А. Герасимов
... В заволжские степи, в сельскую больницу приезжает работать молодой врач - Татьяна Николаевна Казакова. В годы войны она работала медсестрой, а затем, окончив Московский медицинский институт, должна начать непростую жизнь сельского врача...
Как водится, не всё складывается легко и просто: главный врач Арсений Иванович Арсеньев, из тех самых легендарных земских врачей, проработал в сельской больнице 50 лет - и отличается крайней требовательностью, да ещё и раздражен действиями врача Тёмкина, который всё норовит устроится полегче да поудобней... Вот и Татьяне Николаевне он высказывает много претензий.
Как нарыв зреет недовольство, и беспокоит, и дёргает - и прорывается слезами молодого доктора:
Вы несправедливы ко мне, Арсений Иванович! Несправедливы, несправедливы. Вы думаете, что я самонадеянная, да? И трудностей боюсь, и лёгкой жизни ищу?
- Разве нет?
- Нет! Меня война с учёбы сорвала, и я два года на передовой сестрой работала, пока меня тяжело не ранило. И всё-таки я институт кончила, а здесь всё из рук валится, потому что доверия никакого нет. Потому что сами-то вы забыли, как жизнь начинали! И я за город не цеплялась, я сама сюда захотела! И я никогда не думаю о том, что я могу получить, а всегда о том, что могу дать людям, а здесь сама не знаю, что со мной делается, потому что доверия никакого нет, а без доверия ни один человек работать не может!
Откровенный разговор - первый шаг к тому, чтобы стал строиться мостик доверия и понимания от старого врача к молодому...
Сюжет сюжетом, а как интересно обращать внимание на то, как в фильме подается отношение к врачу!
Медсестры непременно встают, когда в плату входит врач, подчеркнуто уважительно подают карточку. Когда Арсений Иванович собирается на вызов, для него взбивается сено в возке, его ноги заботливо накрывают полостью... Старый врач - авторитет заслуженный, но и над новеньким доктором ореол профессии!
В разговоре с Арсеньевым героиня делится размышлениями, и их разговор должен формировать у зрителя мысль о высшем служении врача - не ограниченном приёмом больных:
Действительно, вы только подумайте, сколько десятков тысяч специалистов трудится сейчас в городах, селах, и ведь с каждым годом нас становится всё больше и больше. А это значит, что народ наш, люди наши, с каждым годом становятся здоровее.
Жизнь человека становится долголетнее и плодотворнее, и значит мы, врачи, вот мы с вами, Арсений Иванович, строим коммунизм.
А старый врач отвечает - "Наше дело не только лечить, мы должны участвовать в сложной духовной жизни народа, ведь мы с вами и есть сельская интеллигенция".
Фильм, как и многие другие, создал у народа особое отношение к врачам - с одной стороны, почтительно-уважительное, а с другой... а с другой именно такие фильмы убеждали: врач - это подвижник. Он всегда придет на помощь. Он должен быть идеалом и не иметь человеческих слабостей, идти на любой зов в любое время дня и ночи...
Врач на селе - не только тот, кто лечит простуды и принимает младенцев, врач организует ясли, занимается профилактикой, создаёт патронажную службу... И не раз мы увидим Татьяну Николаевну в правлении, на партсобрании, и даже в кузнице - уж где поймала председателя, там и требует подвод для поездки пациентов в районную больницу!
Чтобы сыграть молодого врача, Тамара Макарова много времени проводила больницах, присутствовала на хирургических операциях, консультировалась со специалистами, отрабатывала специфические жесты.
Интересно, что, узнав о съемках, на площадку по своей инициативе прибыл заслуженный врач республики Н.Н. Чернышев, который стал неофициальным консультантом, ведь он, как и Арсеньев, начинал земским врачом. Исполнитель роли Арсеньева, Григорий Белов, подолгу беседовал с народным консультантом.
Изумительно хороши герои второго плана, прелестны медсёстры - Ира, Нюра и Шура (Олеся Иванова, Клавдия Хабарова и Александра Харитонова), украшает сцену совещания яркая Валентина Телегина:
Кстати, в титрах не значится, но в эпизоде снимался Георгий Милляр:
При содействии Татьяны Николаевны осуществится и давняя мечта Арсеньева - в больнице появится своя артезианская скважина - теперь и воды вдоволь, чтобы отмыть даже тракториста, и гидротерапию можно наладить:
Как не отметить такое событие! Большим коллективом лепятся пельмени - и стол изобилен, как и положено (любители деталей отметят на столе графины, непременный атрибут правильной сервировки 50-х):
Вообще интересно смотреть, как подаются интерьеры - пространство и больницы, и квартир всегда огромно, наполнено добротной мебелью. И, надо отдать должное художникам и декораторам - в фильме есть ощущение, что в этих квартирах действительно живут люди.
Комната Арсеньева доставит отдельное удовольствие - внимательный зритель увидит много деталей: дореволюционная мебель, на рабочем столе добротная лампа, которая пару десятилетий спустя будет проходить по разряду антиквариата, фотографии, занавески-ришелье, и ковёр на стене.
Впрочем, герои не только трудятся на благо человека - придет к Татьяне Николаевне и высокое светлое чувство, как было принято тогда говорить. Интеллигенция к интеллигенции - сердце агронома рядом с доктором будет трепетать, как его роща на ветру:
А как снята сельская свадьба! Много народа, счастливая невеста (Екатерина Савинова), и опять символ изобилия, накрытый стол:
Кстати, обратите внимание - народные песни в фильме исполняют сёстры Федоровы, талантливые певицы, вышедшие из самодеятельности, но отличавшиеся очень высоким уровнем исполнительского мастерства:
Финал типичен - победное выступление на конференции в Москве:
И в личной жизни тоже всё сложится...
Увы - фильм не без штампов, но они уже, пожалуй, не раздражают, а отмечаются как приметы времени. А вот Тамара Макарова в роли молодого врача всё же воспринимается с трудом. На момент съемок ей 44 года - пожалуй, поздновато для первого места работы врачом? Даже с поправкой на биографию героини - поздно. А безжалостная камера не щадит ни овал лица, ни линию губ, ни морщинки у глаз. Да и вся решительная натура Тамары Федоровны пробивается сквозь образ - когда героиня неуверенна, колеблется, теряется - мне не верится.
Впрочем, фильм прекрасен своим оптимизмом, верой в светлое будущее и в то, что не только врач - человек хороший, а и в каждом советском человеке есть стремление к общему счастью... Главное - доверие, ведь так?
Всем - искусства для души, а я остаюсь искренне Ваша - Умная Эльза!