Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Моё восхождение на Голгофу. День пятый. Авиабаза "Хацерим".

Сисмеев Игорь Игоревич (Продолжение. Начало: https://dzen.ru/media/id/5ef6c9e66624e262c74c40eb/moe-voshojdenie-na-golgofu-den-chetvertyi-akko-6395558964823453623ae671 ) В половине девятого Андрей не появился. В половине девятого он позвонил на телефон Павла и извинившись за опоздание сообщил, что из-за небольшой  дорожной пробки  у него вышла задержка и что он скоро будет. А еще минут через двадцать после его очередного звонка, Павел пошел на улицу его встречать.
В квартиру вошел молодой стройный мужчина лет тридцати-тридцати пяти,  в темных очках, с приятным голосом, приятной внешности и с  такой же подкупающей улыбкой.
- Здравствуйте, меня зовут Андрей, - представился он.
Так состоялась моя встреча и мое знакомство с военным журналистом русскоязычного телеканала  Израиля Андреем Кожиновым. Мне с ним предстояло провести весь сегодняшний день.
От предложенного завтрака он отказался. Попросил, если можно, чашечку крепкого кофе, так как сегодня он с пяти часов утра з
Оглавление

Сисмеев Игорь Игоревич

(Продолжение. Начало: https://dzen.ru/media/id/5ef6c9e66624e262c74c40eb/moe-voshojdenie-na-golgofu-den-chetvertyi-akko-6395558964823453623ae671 )

Музей ВВС Израиля.
Музей ВВС Израиля.

В половине девятого Андрей не появился. В половине девятого он позвонил на телефон Павла и извинившись за опоздание сообщил, что из-за небольшой  дорожной пробки  у него вышла задержка и что он скоро будет. А еще минут через двадцать после его очередного звонка, Павел пошел на улицу его встречать.
В квартиру вошел молодой стройный мужчина лет тридцати-тридцати пяти,  в темных очках, с приятным голосом, приятной внешности и с  такой же подкупающей улыбкой.
- Здравствуйте, меня зовут Андрей, - представился он.
Так состоялась моя встреча и мое знакомство с военным журналистом русскоязычного телеканала  Израиля Андреем Кожиновым. Мне с ним предстояло провести весь сегодняшний день.
От предложенного завтрака он отказался. Попросил, если можно, чашечку крепкого кофе, так как сегодня он с пяти часов утра за рулем, да и вчера до позднего вечера был на ногах.
Допив свой кофе, он спросил:
- Все готовы?
Я ответил, что готов, поскольку Галина от такой долгой поездки отказалась.
Мы вышли на улицу и Андрей еще раз спросил меня,  буду ли я говорить на  камеру.
- А чего мне бояться?  Я, правда, никогда не говорил на камеру. Никогда и ни кому не давал интервью.
Тогда он сказал, что запись нашей встречи начнется  прямо сейчас, сразу же с  момента нашей посадки в автомашину. Он попросил меня подождать, пока включит камеру на "автомат".
В то время  пока Андрей запускал камеру, Павел положил в салон на заднее сиденье какой-то рюкзак и сказал, что это нам "перекусон" на дорогу, если мы проголодаемся.
Когда камера  была включена и начала писать, я сел в салон автомобиля и мы поехали. И как предупреждение Андрея прозвучало, что наш путь будет длинным как  в пространстве, так и во  времени. " Длиной в триста километров вперед и  в сорок лет назад". Так оно в итоге и вышло.
Для того, чтобы не было неудобств в нашем общении я ему сразу же предложил перейти на "Ты". Но он вежливо отказался, ссылаясь, что я хоть и бывший, но "полковник" советской армии, а он всего лишь капитан запаса армии Израиля. Да и возраст у нас разный.
Приятный в общении и словоохотливый Андрей поведал историю своей жизни. Ему всего 33 года, не женат, но, как и у всех современных успешных молодых людей, есть женщина.
  Корни его происходят из советского Союза. Его бабушка, да и родители, в свое время  жила в Сумской области Украины.
Затем они перебрались в Казань, где Андрей закончил  среднюю школу и поступил в  местный Казанский государственный  университет, (в котором учился,  недоучился, так и остался недоучкой, вождь мирового пролетариата В.И. Ленин). Специальность он избрал себе "романо -германские языки и культура".
Не видя перспективы нормальной жизни в развалившейся стране, а тем более в бандитской Казани, с ее группировками "отморозков"  95-97 годов, он ее покинул.
Благодаря израильской  программе СЭЛА он в 1997 году оказался в  Иерусалимском университете, в котором  выучился и стал бакалавром по специальности "Средства массовой коммуникации и международные отношения", поле этого закончил там же магистратуру по специальности
" Конфликтология"
В России из-за беспорядка в учете призывников, после его отъезда  еще в течении ряда лет, по ночам в квартиру его родителей врывались участковый милиционер и офицер  городского районного военкомата, которые требовали от его матери выдать "дезертира" Андрея Кожина, который в это время  грыз гранит науки в университете святого града - Иерусалима.
По окончанию университета, он получил первичное офицерское звание "лейтенант" и был призван в израильскую армию.
Его первая армейская должность была: "помощник психиатра". Его работа заключалась в первоначальной оценке социально-психологических показателей призывников. Он должен был помогать психиатру давать оценку о возможности или невозможности призыва и использования "дебилов или психопатов" в рядах вооруженных сил. Такая служба была ему не нутру и вскоре он прорвался на более живую работу - в пресс-службу армии, отвечая за всю русскоязычную прессу, включая международную.
В этом статусе прошел все конфликты и войны, вырос в звании до чина, соответствующего нашему "капитан".
Потом вышел в запас и пришел  на ТВ. Через месяц сел на военную тематику.
В 2006 году во "Вторую Ливанскую войну" был призван в  действующий резерв. Занимался организацией работы и распределения  военных журналистов по подразделениям действующей армии в ходе решения ими боевых задач.
Был у него и курьезный случай, чуть не стоивший ему жизни.
А было это так.  В тот день я был должен одного нашего журналиста устроить в танк  колонны уходящей в Ливан.
Комбриг сказал, что  он отдал распоряжение командиру роты взять журналиста на броню. А нам порекомендовал побыстрей  добраться на  исходный рубеж, поскольку колонна сейчас уйдет
Мы вскоре добрались до колонны.  Невзирая на то, что я был в форме, в каске и с автоматом - комроты  брать с собой журналиста отказался. Говорит: -  я ничего не знаю и приказы, переданные на словах чужим офицером не выполняю...
Ну мы метнулись обратно в штаб бригады  - вытащили комбрига с оперативки. Тогда тот по общебригадной связи покрыл комроты матом. И объяснил ему, что и как  надо делать. А мне говорит: бери журналиста и лови колонну, они тебя подождут...
Приехали на место стояния колонны, а там "хрен ночевал, да рано ушел". Комроты оказался  мужик упрямый, взял да и  двинул  колонной за границу. Мы мчимся на передовой  подвижный  командный пункт... Офицер связи говорит, что колонна ушла  - но сейчас после разъяснений  комбрига стоит и ждет нас. Догоняйте.
А там местность пересеченная  и холмистая. Мы с журналистом бегом в бронниках с оружием  и касках, ну прямо как  на марш-броске помчали. Я с запалу даже не понял, что мы границу промахнули метров на 400,  в Ливан забежали.
Колонну догнали, журналиста в танк затолкнул  и колонна пошла дальше. Я по колее  возвращаюсь назад. Подхожу к ПКП,а офицер связи на меня смотрит круглыми глазами и говорит:
- Ты откуда пришел?.
-  От туда, -махнул я ему  рукой.
Он пальцем у виска покрутил, и говорит:
- Дебил,  там же там минное поле. Танкам оно не опасно - а ты точно, дебил.
- Я, конечно, дебил, но не оконченный, я шел  по танковой колее. И она  меня,  наверное,  и спасла...
Это, конечно, не героизм  и не идиотизм, а просто судьба и удача. Закончил свой рассказ тележурналист Андрей.
Сегодня его амплуа - военная хроника. Поэтому он от войны далеко не ушел, она всегда с ним, а он всегда в первых рядах, и всегда на войне. Удачи тебе и пусть во всем всегда везет.

Минут через тридцать мы выехали на главную израильскую автомобильную магистраль - платную дорогу 6.  Широкий красивый автобан, практически без ограничений скорости, тянется с севера на юг, пересекая почти половину страны, "огибая арабский треугольник". Построен он был  относительно недавно, после того как арабы однажды, в неподходящий для Израиля момент заблокировали старое шоссе, не пропустив через свою территорию  перемещаемые с юга на север войска.
В районе десяти часов Андрею позвонили из редакции и сказали, что он завтра в составе рабочей группы министра обороны  должен быть в 10.00  в  палестинском Хевроне.
Он ответил: Я  об этом уже знаю.
Я спросил его:
- Что-то серьезное?
- Да нет, пустяк. Обычная протокольная поездка в качестве "мебели". Туда можно было бы и не ехать, но таков этикет, ведь "свита делает короля".
Еще через полчаса езды наша скорость резко уменьшилась. На дороге образовалась,  по словам Андрея, " Пробка".
- Нет, Андрей. Разве это пробка?  Это, не "пробка», это просто "тянучка". Пробка, когда полностью стоит и не движется город. У нас в Киеве, а особенно в Москве это целая трагедия.
Андрей посмотрел на навигатор и удивленно сказал:
- Это же надо? Все дороги,  ведущие с севера на юг, в данный момент  стоят. Такого я еще никогда не видел.
В течение часа мы ехали со скоростью примерно 15-20 км/час, ожидая увидеть то, что явилось препятствием нашему движению. Но,  ни  регулировщиков, ни аварии или их следов не наблюдалось.
Вскоре тянучка  как бы сама по себе  рассосалась  и наш серебристый автомобильчик с буквой =S=  на эмблеме, почувствовав свободу,  обретенную сотней лошадей под его капотом, весело устремился вперед догоняя  ранее нами упущенное.
Мы подъезжали к Бэер-Шеве.
Не въезжая в город, обогнув  большую клумбу,  мы повернули на запад и устремились в сторону авиабазы израильских ВВС- "Хацерим". 
Километра через три/четыре, прямо у перекрестка нашей дороги с ответвлением на какой-то охраняемый военный объект, я увидел стоящий на небольшом пьедестале самолет  F-4 "Фантом". Он стоял устремленный ввысь, как и многие  бывшие советские самолеты по нашим прежним гарнизонам или просто  по близь лежащим  к ним городкам и весям.  Только при этом, здесь было одно отличие. Этот "фантом" был весь практически цел, в отличие от наших, с, как правило, вывороченными лючками и почти сплошь разбитыми фонарями. Да и покрашен он был свежей краской и имел отличный вид.
Отмерив еще десяток километров мы наконец подъезжали к одному из элементов авиабазы "Хацерим" - к  Государственному национальному "Музею ВВС Израиля".

Если в поисковой строке "Гугла" записать Бэр-Шева, а потом запросить "Искать не карте", то вам  с высоты космоса откроется космическая съемка этого города, лежащего в  северной части пустыне "Негев".
А теперь пройдите на  запад километров двадцать от него. Внимательно присмотритесь,  и если вы в этом деле соображаете, то обязательно обнаружите знакомое для всех  когда либо летавших, дорогое каждому летчику  очертание  аэродрома.  Это и есть авиабаза израильских ВВС Хацерим.
Это не просто полоса, рулежные дорожки и стоянки самолетов. Это огромный действующий авиационный комплекс,  со множеством летных полос и отлично развитой аэродромной инфраструктурой. При хорошем разрешении и в зависимости от обновления фотоснимка, вы сможете разглядеть на нем до семи десятков самолетных укрытий и если очень внимательно присмотреться, то увидите и самолеты.
     Лично я насчитал до полутора десятков А-4 " Скай-Хок".
На этом же снимке, на южной окраине авиабазы вы можете так же обнаружить какое-то скопление разномастных и разноразмерных самолетов аккуратно расставленных  ровными рядами на большой прямоугольной площадке.  Это и есть место нашего устремления.  Это сюда мы только что с Андреем приехали. Это Государственный национальный " Музей ВВС Израиля".
На входе в музей нас встретила милая девчонка, лет восемнадцати, в форме ефрейтора израильской армии.  Она представилась как Эфрат и русскоязычный гид по экспозиции музея.
На территории нас уже ждали два телеоператора, коллеги и друзья Андрея:  Игорь Горелик и Эмиль Тевосов.
Чтобы не терять драгоценного времени, мы сразу же приступили к съемке. Снимали сразу  на две камеры, одновременно. Некоторые моменты снимали с повтором.
Мы шли вдоль линейки стоящих здесь самолетов советского производства в различные годы и по различным причинам, попавшим в Израиль.
Андрей спрашивал о моем  пути в авиации, о том на каких типах  и когда я летал. Девчонка- гид слушала и на мои вопросы об обстоятельствах и времени появления этих самолетов здесь, рассказывала.
- Два МиГ-17 Сирийских ВВС  в начале шестидесятых годов заблудились и сели на израильский аэродром. Летчиков отправили назад, самолеты  оставили себе.
- Миг-21ф со знаками Ирака был угнан летчиком - перебежчиком, еще в 1966 году. Судьба летчика неизвестна.
  - А эти спарки УтИ МиГ-15, МиГ- 21ум и боевой  МиГ -23 мл, были захвачены как трофеи на различных аэродромах  различных фронтов в "Войну судного дня".
Съемка на две камеры продолжалась уже более пятидесяти минут. На полуденной жаре операторы взмолились о перерыве для себя и для аккумуляторов.
  Я порекомендовал Андрею послушать ребят и дать им небольшой отдых, а сам отошел к стоящему рядом  "Фантому". 
В этот момент я услышал  как операторы оживившись сказали Андрею:
- Идет, идет...
В нашу сторону, в сопровождении девушки военнослужащей шел щупленький, небольшого роста, седой человек  в темных очках.  Одет он был в темно-синие брюки, голубую тенниску и черные туфли.
- Идем, - сказал Андрей,- я вас познакомлю. Это генерал- майор авиации Авиху Бен-Нун. Он у нас в 1987-1992 годах был Главкомом ВВС, а в годы вашего нахождения в Египте, был Вашим визави через Суэцкий канал.
- Ну что ж, Игорь, надо до конца быть офицером. Надо идти и достойно встретиться с боевым заслуженным генералом. "К счастью, и сегодняшнему взаимному удовольствию, что мы не встретились тогда, в давно минувшие годы, а встреча произошла лишь сейчас."
  Я пошел ему на встречу. За пять шагов, что-то во мне автоматически сработало, и я перешел на подобие строевого шага, насколько это было возможно в мягкой летней обуви. За два шага остановился, принял стойку "смирно", и отдал честь наклоном головы, как это сделал Кейтель, когда прибыл в ночь на 9 мая 1945 г в Карлс-Хорст для подписания  акта о  Безоговорочной капитуляции  Германии.
Генерал тоже остановился, опустил руки по швам и на мое приветствие, так же ответил наклоном головы. После этого мы обменялись рукопожатием..

Мы представились друг другу, назвав свои имена и звания. Андрей синхронно переводил.
Так. В ясный солнечный полдень 21 октября 2013 года,  на земле Израиля состоялась наша  с ним встреча,  о которой мы никогда даже и не могли подумать. Которая к нашему счастью и благодаря  персту Господнему, была перенесена на сорок один год вперед..
Авиху был меня старше  лет на семь. Невзирая на его боевые заслуги и высокое воинское звание, он отличался скромностью и доброжелательностью в отношении ко мне, к его старому "заклятому другу".
Никакого пренебрежения и чванства, я в нем не увидел. Чего за годы службы в Советской Армии  мне неоднократно приходилось наблюдать у некоторых  наших "пАлкАводцев"
Будучи летчиком ударной авиации, он летал на тактических-истребителях "Фантом F-4", решая наиболее сложные и опасные задачи: борьбу с наземными средствами ПВО и  главными наступательными группировками сухопутных войск.
В годы  нашего с ним "противостояния" он был командиром 69 эскадрильи, вооруженной новенькими последней модификации "Фантомами F-4". Дислоцировалась его эскадрилья сперва на  авиабазе Рамат Давид в Негеве, затем перебазировалась и вела боевые действия с авиабазы Эл-Ариш  на Синайском полуострове. За свою жизнь он налетал более 5000 часов, выполнил 455 боевых вылетов, лично сбил 4 самолета противника.
18 июля 1970 года в районе Исмаилии,  в пять километрах от  ее  на запад, и  немного южней автострады Исмаилия-Каир, две эскадрильи израильских "фантомов" вступили в единоборство с ПВО советских войск  с комплексом  С-125. Бой был трудным и кровавым.
В этом бою был сбит и погиб экипаж командира  соседней эскадрильи подполковника Шмуэля Хеца, а сам Авиху был ранен. Его ведомый прорвался к комплексу и уничтожил его.
По данным израильской разведки погибло 13-советских военнослужащих. По нашим данным - 8.
Генерал никакой ненависти и злобы к противнику не высказывал. Нам обоим, через сорок с лишним лет было одинаково жаль всех погибших  в том бою, как советских ракетчиков, так и израильских летчиков.

Генерал спросил меня, не знаю ли я кого из ракетчиков, с которыми они тогда сразились?  Как сложилась их судьба?
Я пообещал ему при случае их найти и передать  через  Андрея все то, что о них узнаю. Хотя прошло уже столько лет....
Мы еще немного поговорили о его работе как тактического истребителя воевавшего с сухопутными войсками и ПВО египтян. О его победах над наземным и воздушным противником.
Я, откровенно говоря, зная и представляя такую работу чисто профессионально, восхищался этим  скромным человеком.
Затем речь зашла о противоборстве наших  и израильких истребителей. Он мне откровенно признался, что они узнали о появлении 135 иап в Бени-Суэйфе /Комаушине и 35 оиаэ в Джианаклизе  только в двадцатых числах апреля.
Мы то, особенно с вами, русскими, воевать не хотели. Вы сами первыми начали. Вы же пытались сбить наш Скайхок,- сказал генерал
О "сбитом" 22 июня в зоне Суэцкого канала   нашими летчиками из 35 оиаэ В.Крапивиным и  Н.Сальником израильском Скай-Хоке, он сказал, что самолет не был сбит, а только подбит.  Самолет успешно выполнил посадку, летчик цел и невредим.
Затронули мы с ним и самый больной для нас, советских летчиков, вопрос о проигранном нами воздушном бое 30.07.70 г., в котором было сбито наши четыре самолета и погибло три наших летчика Н.П. Юрченко, Е.Г. Яковлев и В.А. Журавлев.
Немного отвлекусь.
В период 26-27 июля 1970 года в Москве ГК ВВС Главный маршал авиации П.С. Кутахов провел Четвертую военно-научную конференцию ВВС на тему "Организация и проведение воздушных сражений и боев". Были разработаны и разосланы в войска ее предложения и рекомендации.  Пока мы их изучали и осмысливали, евреи на практике показали нам, как это надо делать.
Продолжим повествование нашей с Авиху беседы..
Тогда по данным их разведки они считали, что в том скоротечном бою были  сбиты пять наших самолетов. Но я его убедил, что пятый самолет пилотируемый  П.Ф. Макарой сбит не был. Он был подбит и на последних "каплях керосина" сел на арабский аэродром. От Авиху я узнал, что один из их самолетов тоже был подранен. Кто-то из наших,  его серьезно зацепил.  Я думаю, что это работа Паши Макары.
Тогда их летчик  тоже вышел из боя и произвел благополучную посадку.
Ранее в интернете я читал переводную статью с сайта  "Орлов Давида". В ней описан этот бой. И в нем сказано как сам Бен-Нун уничтожил советский истребитель уходящий в сторону Бени-Суэйфа на высоте 12-15 метров и на скорости 1200 км/ час. Авиху  за ним гнался очень долго, порядка двух минут. Для такой высоты и такой скорости это очень много, летающий,  подтвердит.
Хоть это  было очень  давно, но погиб наш летчик и товарищ В.А. Журавлев.  Сегодня передо мной стоял человек,  сбивший его. Человек, выполнявший свою работу и свой долг  перед  своей Родиной генерал-майор Авиху  Бен-Нун.
Мне кажется, нужно было его возненавидеть за то,  что нажатая им боевая кнопка, прервала  полет соратника.
Но у меня такого, чувства не возникло.
Почему?- спросите вы.
С одной стороны: Возможно прожитые в авиации долгие годы и многочисленные потери боевых друзей  сделали нас более грубыми и менее сентиментальными.
А это и называется мужеством. Когда ты умеешь перебороть себя и идти, невзирая ни на что, к победе. Идти, даже ценой собственной жизни, если понадобится. Такая у нас профессия - Родину защищать.
С другой стороны. Давайте рассмотрим ситуацию абстрактно и безотносительно.
С точки зрения профессионаллов, по нашему,  "по- летчицки",   проведем оценку подготовки  двух летчиков:
- Первый. На высоте 12-15 метров несется над пустыней на скорости 1200 км/час на протяжении 35-40 километров.   Как оценить его мастерство?: - молодец, обучен хорошо, выдержка хорошая.
- Второй. На высоте 15-25 метров несется над пустыней на скорости 1250 км/час, догоняя первого,  прицеливается и удерживает в прицеле цель,  при этом пускает поочередно, по одной две тепловые  (ушли в песок) и одну радийную ракету (цель поражена).
Как оценить мастерство? - ответ - молодец, обучен хорошо, выдержка хорошая.
Два летчика, две  абсолютно одинаковых оценки.
А теперь перейдем к реалиям. Погиб мой побратим и товарищ В.А. Журавлев, и все становится с ног на голову.  Начинают срабатывать эмоции. 
Зададим себе вопрос,  на который никто сегодня  уже не ответит. Почему  Журавлев оторвавшись от своего звена, звена Е. Каменева, выходил из боя на "преступно малой высоте"  по прямой  и в направлении своего аэродрома, при этом видя, что за ним идет "фантом"?. 
Что? Может, отказала матчасть? Но и на отказавшей матчасти в такой ситуации, на такой высоте и скорости, лететь смертельно опасно.
Я ему не судья и я его не хочу обвинить в малодушии и трусости. Боже упаси. Сегодня истину уже нам никто не скажет. Не скажет, почему он так поступил? Почему так произошло?
У маршала авиации  Н.М. Скоморохова есть книга,
"Боем живет истребитель". Именно в бою истребитель  живет и может выжить.
Что помешало Журавлеву вступить в одиночный бой, или  даже против группы, при этом понимая всю свою безысходность? Ну, был бы сбит. Сбит на высоте. Если бы не взорвался, как Н.П. Юрченко, то мог катапультироваться как Жора Сыркин и остаться  жив.
Хотя и у Юрченко был минимальный, но шанс. После того когда в него попала ракета, самолет загорелся и ему, атакующему цель, прокричали:
- Коля, горишь, прыгай
Он ответил:
- Да подождите вы, Я его сейчас нае.....
Но в этот момент произошел непоправимое, и он не успел досказать до конца.
А может, сложилось бы так, что и Журавлев вышел из под удара (как П.Ф. Макара), переломил ситуацию и сам в ней  стал победителем. В активном бою все возможно.
Загнанная в угол  маленькая зверушка и та бросается на своего  огромного противника и, укусив его, в качестве своей победы, получает возможность бегством спасти жизнь.
  Настоящий летчик-истребитель это не зверушка. Это вооруженный верой, силой и волей боец, который должен  активно наступать и если уж придется "уйти", то постараться прихватить с собой как минимум одного, а лучше двух, трех или  более противников.
  А здесь, у него, никаких шансов не было. Пытаясь оторваться  и уйти на малой высоте, он обрек себя на поражение. Он катапультировался на глазах Авиху, на скорости 1200 км/час. А на такой  высоте, такой скорости и в такой экипировке выжить невозможно. Это была роковая ошибка летчика.  Это было почти самоубийство.
Читатель скажет: " Хорошо тебе, сидя в мягком кресле за компьютером рассуждать и писать о том, что было не с тобой." Я с этим согласен. Но может мой личный опыт и анализ этой ситуации, убережет в будущем какого-нибудь летчика- истребителя, прочитавшего это.
В нашем возрасте уже  надо без эмоций  оценивать прошедшее и смиренно "Собирать, ранее разбросанные камни"
Мы люди военные и  надо с достоинством и уважением относится к своим бывшим противникам.  Тем более, что они были и сегодня остаются  высочайшими профессионалами с высоким уровнем подготовки.
А где сегодня ВВС России и ВВС суверенных государств? Остался блеф и наскучившие всем стареющие "Стрижи" да "Витязи",  на такой же старой технике.
К тому же они, израильтяне, защищали себя и свою свободу, а мы помогали тем,  кто  разжег ту войну, а через два года выгнал нас в спешном порядке, а в Кемп-Девиде уже целовался со своими "заклятыми друзьями".
Мне скажут, что "мы исполняли свой патриотический и интернациональный долг".
А я бы, сказал немного по- другому, "Мы не выполняли, мы зарабатывали долг, который нам,  бывший Союз возвращал наглыми и циничными заявлениями кабинетных чинуш: «Я вас туда не посылал".
Долг, который  сегодня  новые постсоветские государства, приемники СССР, возвращают афганцам, чернобыльцам и прочим своим сынам, жалкими  льготными подачками, а  порой  и вообще,  заменяя  и без того скудные льготы "монетизацией". "Монетизацией"  не компенсируемой и не индексируемой в ходе постоянного роста инфляции.

При нашей беседе Авиху Бен-Нун положительно отзывался о наших военных, говоря об их стойкости,  мужестве и профессионализме
Он высоко оценил и наш летный состав того  далекого времени, его индивидуальную подготовку,  напористость и выдержку.
Высока была  и его оценка нашего МиГ-21:
- Я никогда не думал, что он может так быстро летать у земли, - сказал он, и тут же добавил, - а воевать вы все равно не умели. Вы действовали по шаблону. Мы вам выставили в приманку "Миражи". Вы на них клюнули. И еще больше клюнули  когда они, сбросили подвесные баки. Вы их приняли еще за  еще одно звено "Миражей" и потянулись за ними. А "Фантомы" снизу сделали свое дело.
И вообще скажу, что тогда в небе была такая кутерьма, что просто удивляешься,  как никто случайно не столкнулся. Хотя в воздухе было всего две четверки наших и столько же ваших.
Я на это ничем не мог  ему возразить. Он был прав.
Мы знали, что израильтяне тщательно разрабатывают планы своих воздушных ударов и сражений. И если где-то, что-то в плане пойдет не по намеченному, то они срочно прекращают его реализацию. Все детально проанализируют и обязательно претворят следующий раз, в следующем вылете.
Побеждать нужно головой, а не "большой кровью". А мы ее столько в Отечественную пролили, что страшно и подумать. Да и Жуковское выражение о солдатах, отправляемых  на верную гибель "Ничего, Россия большая, бабы новых нарожают",  для Израиля не приемлемо.
Они тяжко переживают потерю каждого солдата. У них даже есть правило, что военнослужащий, попавший в плен, имеет право при допросах свободно отвечать на  абсолютно все  интересующие противника вопросы. Этим он убережет себя от пыток и издевательств.

Мы тогда понимали войну по-другому, уроков и выводов не делали. За нас все решали высокие штабы, а их указания  были необсуждаемы и непререкаемы.
Даже после горького урока 30.07.1970 г все равно проявляли косность и шаблонность в нашей тактике.
Мы вылетали восьмерками и восьмерками с малой высоты должны были вводиться в бой. При этом никакой части сил "чистильщиков" снизу не предусматривали и не выделяли.  Поскольку так велело высокое начальство.
Я думаю, что победы  А.И. Покрышкина и И.Н.Кожедуба в минувшей войне были потому, что они имели больше свободы.
А мы и наши командиры были более зашорены  и связаны, указаниями с высокого верха.
Я ему задал вопрос по поводу пролета над Израилем 6.11.71 года пары наших разведчиков МиГ-25РБ, пилотируемых летчиками  Н.П.Борщовым и  Н.И.Стоговым.
На что он ответил, что вы русские здесь нас однозначно переиграли. В то время Израиль еще не имел такой техники и такого вооружения чтобы бороться с целями летящими на высоте 25 км и скорости около 3000 км/час.

На этом наша видеосъемка, длившаяся почти два часа, вроде бы закончилась.
Андрей перебросился с генералом парой слов, а после этого предложил мне пройти в небольшой модульной конструкции домик, который я оценивал как  административный блок музея.
Вся наша съемочная  группа и девчонка-гид вошли во внутрь помещения. В небольшой, метров шестнадцати квадратной комнате, был "творческий беспорядок". Его стены были  украшены различными плакатами и календарями на авиационную тему. Под потолком, на полках книжного шкафа и на большом столе,  всюду висели, стояли и лежали различного размера модели  всевозможных самолетов, памятные знаки, и прочие сувениры. Видно было, что люди  работающие здесь, кроме авиации больше ничем не интересуются. Они только ею и живут.
В момент нашего появления, в ней находилось всего два человека. Один офицер, в оливковой форме  и небольшой щупленький мужчина с  седыми усами  и в возрасте старше  семидесяти лет.
Генерал поздоровавшись с хозяином кабинета и начал что то ему говорить на иврите. Старичок слушал, и по мере восприятия информации, его лицо вытягивалось и принимало крайне удивленный вид. Когда в разговоре генерала проскочило слово Бени-Суэйф, то старик повернув голову в мою сторону, взглянул на меня, еще более изумился, переспросив у генерала:
- Бени-Суэйф?.
- Да, да. Бени-Суэйф, - ответил я.
- Авиху утвердительно покачал головой и что-то добавил по-своему.
Лицо старика растеклось в  доброй благожелательной улыбке.
- Знакомтесь, это бригадный генерал, Яков Тернер. Он в прошлом военный летчик, первый инструктор Авиху Бен-Нуна, ваш сосед через Суэцкий канал, мер-социалист "Красной Бэер-Шевы", а теперь директор этого, созданного им музея. - сказал Андрей.
- Он еще до недавнего времени летал на небольшом прогулочном самолете, ровеснике мировой авиации. При этом  всегда надевал на шею белый шарф, который развивался за кабиной в полете
- Ну, допустим шарф - это для форса. Раньше он  нес определенную функцию,  вместо прибора скорости указывал скоростной напор. Я думаю, самолет Якова сейчас оборудован достойными современными пилотажно-навигационными приборами? Таким человеком нельзя рисковать.- сказал я в свою очередь
Авиху указал на какой то кусок самолетной дюралевой обшивки, стоящей у стены в уголке на полу. На нем был нарисован фрагмент опознавательного знака самолета израильских ВВС. На немного закопченном металле  было отчетливо видно начертание  фрагмента  "Звезды Давида".
Тернер подошел к нему, взял  и сказал:
- Это часть обшивки от нашего самолета бомбившего Иракские аэродромы еще в 1967 году. Тогда Ирак официально  в войну на стороне арабской коалиции не вступил, но с его аэродромов летал его истребители воевать против нас на нашем северном фронте. Мы решили эти провокации пресечь и нанести ответный удар по их аэродромам. В том нашем налете был потерян один ударный  самолет, а второй с серьезным  повреждением вернулся домой, но из-за  большой дыры в фюзеляже больше летать не смог.  Он долгие годы простоял на авиабазе, пока не попал как экспонат к нам  в музей.
Когда в 2003 году пал режим Садама Хусейна и Ирак заняли американцы, то они обнаружили в спальне сына диктатора под кроватью вот этот кусок дюраля. Американский полковник привез и передал его мне в качестве экспоната. Мы приложили, примерили его  и оказалось, что это именно тот самый кусок,  который был вырван у нашего самолета,  в том далеком  1967 году.

  Что он там, под кроватью делал почти сорок лет, я не знаю и ума не приложу?
Время нашей встречи  и съемки подходило к концу. Пора было отправляться в обратный путь. Мы сфотографировались всей  нашей компанией на память.
Для общего фотографирования я попросил стать спереди нас ту  маленькую улыбающуюся девочку-ефрейтора, нашего русскоговорящего гида с именем Эфрат. Она застеснялась и указывая на генералов сказала:
- Ой,  да что вы? Мне как-то, неудобно. Они и Вы  вон какие,  А кто я? - Простой солдат.
  На что я ей ответил:
- Не стесняйся, дочка. Да, мы такие. Но это все уже в прошлом.  Будущее за вами, за молодежью. Будь счастлива, удачно выйди замуж и нарожай, много здоровых детей.
Яков Тернер взял рекламный выпуск  многостраничного  каталога-путеводителя "Музея ВВС Израиля" и на обложке подписал: "Поковнику Игорю Сисмееву от генерал-майора Авиху Бен-Нуна и бригадного генерала Якова Тернера".
За все время пребывания в музее и проведения  телевизионщиками съемки, я не имел возможности воспользоваться своим фотоаппаратом и снять хотя бы пару кадров.  Выйдя на улицу, я попросил Андрея сфотографировать меня с Авиху.  На что и  генерал охотно дал согласие.
И вот сейчас передо мной лежит то фото, на котором  на фоне случайно попавшего в кадр немецкого Мессершмитта-109, стоим мы с Авиху и, как президенты при  официальной встрече с фотографированием, пожимаем друг другу руки.
Маленький листок фотобумаги примирил на себе трех ранее "заклятых врагов"- немца, иудея и русского.
"Мессершмитт", символ и дитя Германии, построенный на чешских авиазаводах в 1947 году, по заделам узлов и агрегатов времен "Третьего рейха".  Который, по иронии судьбы,  стал первым самолетом  в ВВС Израиля. 
А рядом с ним мы с Авиху - в прошлом реальные враги,  времен "Войны на истощение".
Время. Мудрое время. Оно все расставило по своим местам. Мир меняется, меняются  политики и политика, но остаемся мы "люди-человеки", которые должны уважать, любить и прощать друг друга. Ибо, без этого жизнь  и мир  на  Земле не возможны.

Через два с половиной часа быстрой езды мы подъезжали к своему дому.
Я спросил Андрея:
- Ну что, устал?
- Немного есть,- ответил он.
- Давай Андрей, поставим автомобиль на парковку, Хорошо посидим и поужинаем. Я думаю, Павел уже нас заждался. А места в его доме для ночлега всем хватит.
- Я бы с удовольствием, да мне завтра с утра надо еще заскочить в редакцию и к десяти быть с министром в Хевроне.
 А сегодня  мне еще предстоит отматать больше сотни километров.
- Вы как поедете? Одним транспортом или ты на этом редакционном авто?
- Эта машина не редакции, она моя собственная, а компания компенсирует все мои затраты на нее.
Вскоре мы подъехали к дому Павла. Андрей попросил меня передать прощение всем нашим домочадцам за то, что  он не смог зайти  попрощаться.  Мы пожали друг другу руки,  и он уехал.
Он журналист, он "акула пера" и "медийный волк". А волка,  как известно, ноги кормят.
Будь счастлив, Андрей. Пусть тебе  всегда везет и удается  быть первым на месте горячей сенсации и пусть тебе всегда сопутствует удача..

Когда я возвращал  Павлу его рюкзак, с нашим "перекусоном на дорогу" он, заглянув него удивленно спросил:
- А вы что, до него  даже не дотронулись?
- Нет. У нас просто не было времени
- Ну вы, блин, и даете. Вы русские и хохлы уже много сотен лет живете рядом и вместе с нами - с евреями. И за все это время не усвоили наши обычаи. У нас так принято. Пришел в гости, принеси вина , фруктов, сладости. Можешь сам не жрать. Угости других.
- Я тебя теперь понял. Значит так. "Если еврей пришел в гости  с тортиком, то он  и уйти должен с тортиком."
- Просто я о твоем рюкзаке, Паша, забыл.
Андрею и его ребятам операторам Игорю  и Эмиль  пить твое французское вино нельзя, они все за рулем. Генералы пьют коньяк, а я, полковник, если составишь компанию сейчас за ужином  могу и водочки. А лучше всего. Положи все это в холодильник и при моем следующем прилете в Израиль, мы с тобой  махнем к этим двум легендарным мужикам-летчикам  и с ними  хорошенько посидим.
Мой друг согласился.

Мое возвращение Галина встретила с облегчением и радостью. Она мне сказала, что весь день сидела как на иголках, волнуясь за меня.
- Что? Боялась, что меня арестуют и как нацистского преступника  А.Эйхмана расстрелять не расстреляют, но в тюрьму посадят?- ответил я  ей.
-Так тюрьмы у них я думаю цивилизованные, сидеть можно. Ты попросишь на весь срок моей отсидки вид на жительство. А если припаяют как военному преступнику - "пожизненно", то  сразу проси гражданство. Будешь  жить в Израиле и носить мне передачи.
- Тебе все шуточки, а мне волнение в течение дня, и это все нервы,- сказала Галина.

  В те дни, когда после нашего возвращения, писались эти строки, по телевидению в новостях был показан один небольшой сюжет. Почти девяностолетний американский  военный летчик, участник корейской войны 1951-53 гг, приехал с экскурсионной поездкой в Южную Корею. Там у него возникло желание побывать на местах "былых боев" и посетить Северную Корею. Он каким-то путем проник к северному соседу и там его арестовали.
Когда в разговоре со своим израильским другом, обмениваясь мнением по этому поводу,  я заявил, что такая участь могла быть уготована и мне, то он ответил:.
- Я бывал в Америке, я знаю их менталитет и их "вывернутые мозги". Не зря про них Михаил Задорнов говорит "Ту-пы-ее-еее!!!!!"  Так вот этот "поц"  ничего лучшего не придумал когда и куда ехать.  Они сегодня с Америкой скубуться,  угрожая атомной бомбой. А этот старый придурок поперся прямо в пасть тоталитарному режиму. Там его только и ждали чтобы "закрыть". Тебе же у нас ничего не угрожало. Израиль - государство не такое. Он демократичен.
Да, он абсолютно прав . Я в этом убедился сам лично.

  В ту ночь я долго не мог уснуть. Эмоционально  напряженный день навивал мысли о сегодня пережитом и вызывал неудовлетворенность от какой-то недосказанности  и какой-то незавершенности  этой встречи, От того, что она оказалась скоротечной и  явно недоговоренной.
Вечно мы куда то торопимся и бежим, не думая о том, что это дар судьбы и что такое может больше никогда не повториться. И жаль , что не оправдались мои и Бен-Нуна желания  подольше поговорить на наши профессиональные темы.  Вот так просто сесть где-то в тишине  и просто не торопясь, не под камеру, а через Андрея поговорить о том, что и как тогда с нами было, что нами делалось. Это было бы интересно не только мне и Авиху, но и тем, кто прочтет об этой нашей встрече. А я о ней обязательно напишу.
Но так не получилось. А вышло совершенно по-другому. Привезли  по жаре дедушку- Главкома,   пропустили как  кинозвезду по подиуму, сняли сюжет и  до свидания, съемка закончена.
- А как же наш традиционный русский вопрос, после окончания любого  дела: "А поговорить ?" - Простите, поговорить не вышло.
Придется попросить Андрея, чтобы он при случае перезвонил и извинился перед Авиху, за то, что не оправдали мы его надежд. Что не догадались еще на часок задержаться и спокойно пообщаться. Да не мешало бы пригласить на такую беседу и  бывшего "красного мера" социалиста Якова Тернера. Он бы тоже многое поведал.
Тем не менее, в тот день для меня были открыты некоторые неожиданные откровения касающиеся  подготовки летного состава вышестоящих штабов и летчиков резерва.
Оказывается начальник генерального штаба и его офицеры летчики  должны лично сами налетать в год не менее 80 часов. При этом периодичность их полетов должна быть не менее одного летного дня в две  недели.
Летчики резерва (банкиры, торговцы, учителя, парикмахеры, актеры, сутенеры) все кто раньше служил на летных должностях в ВВС, а теперь числится в резерве  и по состоянию здоровья допущен "держаться за ручку", так же раз в две недели, будь добр, прибудь на авиабазу в свою эскадрилью и налетай не менее четырех часов.
Конечно. Израиль страна с простыми метеоусловиями и летчиков резерва не надо  постоянно вводить в строй, как это у нас на Украине в период затяжных сложных метеоусловий осенью и зимой. Но тем не менее маленькая страна не жалеет денег что бы поддержать свою авиацию на высочайшем уровне боеготовности.
О постоянном летном составе  боевых эскадрилий не приходится говорить. Они летают часто и много. Пока шла наша съемка, в воздухе  над головой слышался непрерывный гул реактивных истребителей и штурмовиков.
Умные люди считают деньги и вкладывают их  разумно и   с умом, инвестируя  в оборону, а следовательно свою безопасность и процветание.
Господи. Когда же ты НАМ добавишь ума? А нашим руководителям чести,  бескорыстия и политической воли.

(Продолжение следует)

Предыдущая часть:

Продолжение:

Другие рассказы автора на канале:

Игорь Сисмеев | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен