Найти в Дзене

Виртуоз швейного дела

Оглавление

Владелец ателье — о необычных заказах и тонкостях работы с кожей

Николай ВОЛЧЕНКОВ — известный в Сергиево-Посадском округе мастер по пошиву одежды из кожи и меха, к которому можно обратиться с любой, даже, казалось бы, самой сложной задачей. Он знает, как качественно чинить брендовые изделия, работает с публичными людьми, отшивает одежду на заказ и волшебным образом превращает старые советские шубы в модные современные модели. В своём ателье в Торговых рядах всех принимает радушно — так и мы зашли к мастеру в гости прямо во время его рабочего дня.

— Как давно вы работаете в швейном деле?

— Если честно, я начал заниматься пошивом ещё в четвёртом классе, когда жил в селе в Калужской области. Приходил после школы, делал уроки и подшивал валенки — это было послевоенное время, купить что-то было невозможно. Один дед был сапожником, а другой учителем, и я унаследовал гены и одного, и второго. По образованию я преподаватель физкультуры и много лет проработал учителем в школе № 5 в Пересвете. А шью всё время, сколько себя помню. Все вещи переделывал, штопал. Когда появилось понятие индивидуальной трудовой деятельности, я купил патент, и на старом рынке выставлял свои вещи, сделанные под заказ. Лет 15 назад открыл своё ателье.

-2

— У вас в ателье стоит около тридцати швейных машин. Неужели вы их все используете?

— Да, почти все использую. Вот обмёточная, следующая делает глазковую петлю, а вот эта — прямую. Подшивочная машина, скорняжная машина для меха, плоскошовная для трикотажа, пресс для кнопок. Нужно знать тонкости настройки машинки, строчки: на каждый тип ткани нужны свои иголки, нити, свои стежки. Вообще это тяжёлая работа и очень ответственная. Когда требуются какие-то переделки, нужно сохранить и общую линию кроя, и не навредить изделию. Я, когда закрываю глаза, вижу, как на компьютере, все эти лекала и развёртки, и приступаю к работе.

Николай Николаевич умеет делать даже обувь: в его коллекции есть пара туфель из кожи питона и крокодила. Колодки он вытачивал самостоятельно

— Вы берётесь за самые необычные заказы. Перечислите несколько работ, которые запомнились?

— Один раз приезжали и просили сшить чехол для катера и для эксклюзивного охотничьего ружья, обращались с просьбой сделать кожаную оплётку на руль для автомобиля. Двенадцатиярусное свадебное платье приносили, где нужно было поднять линию талии. Ушивал пальто Brioni, за которое не брались даже в Москве. Как-то мужчина принёс портфель LOUIS VUITTON — оторвалась ручка, по гарантии ждать ремонта нужно несколько месяцев, а времени ждать не было. Тоже сделал. Когда забирал, говорит: «А как вы сделали? У вас даже нитки те же самые!» Клиент был очень доволен, это самое главное.

-3

— В частности, работаете с кожей. Насколько это капризный материал?

— Кожа настолько капризна, что без каких-то определённых навыков работать с ней нежелательно. Причём нужно иметь дополнительные условия для работы, например определённое оборудование: на простой «прямострочке» выполнить хорошую, добротную операцию по коже можно, но будет видно, что её сделал дилетант. Кроме того, материал подвижный, и даже идеально выкроенная деталь может во время работы деформироваться. Это происходит из-за того, что у животных нет «плоской» кожи, а листовой вид ей придают на фабрике при выделке. Ещё одна особенность в том, что когда мастер делает что-то из кожи, он должен обязательно сделать симметричный крой относительно середины хребта, иначе изделие при носке также может деформироваться, например, закрутятся рукава.

Около 30 разных швейных машин используется в ателье
— Как можно научиться работать с кожей: нужно получить образование или достаточно найти наставника?
— Как можно научиться работать с кожей: нужно получить образование или достаточно найти наставника?

— Меня никто не учил, я шёл своим путём проб и ошибок. А вообще я считаю, что с этим надо родиться. Есть много примеров, когда люди, не зная музыкальной грамоты, прекрасно исполняют композиции на музыкальных инструментах. Так и здесь. Если у человека есть эта божья искра, то научить его можно. Если нет, то научить тоже можно, но будет видно, что человек случайно попал в эту область. Есть тонкости работы, которые важно видеть и чувствовать. Например, где нужно использовать именно эластичность участков кожи, чтобы показать объём. В других случаях этот способ, наоборот, идёт во вред, например, когда спинка в жакете становится «пузырём».

— Как вы считаете, кожа — это больше женский материал и мужской?

— Я бы не стал делить кожу на чисто мужской или чисто женский материал. Допустим, женщины могут с удовольствием носить кожаные жакеты, юбки, перчатки, сумки, туфли, пояса. Мужчины — пояса, брюки, жилетки, барсетки, украшения. Кожа — натуральное сырьё, она в нашей стране везде. Виртуоз швейного дела Владелец ателье — о необычных заказах и тонкостях работы с кожей Вот западные модельеры стараются не использовать такие материалы. А в наших условиях, если выйти в обуви из экокожи на мороз, она просто лопнет. При более высоких температурах искусственный материал не дышит.

-5

— Чем ещё вы занимаетесь в ателье?

— Мы, в частности, перешиваем старые норковые шубы: их можно раскроить и использовать сырьё для создания другой, более современной модели. Когда мы делаем перекрой, стараемся убирать места с потёртостями и деформацией, чтобы они не попадали в новое изделие. Получаются довольно удачные вещи. Один раз клиентка принесла широкую шубу на перешивку, и мы ей спинку перевели на полочку, а полочку — на спинку, рукава развернули. Когда она пришла забирать, спросила: «Что вы сделали? Это не моя шуба, у меня же была старая и потёртая». А мы просто убрали так, что все потёртости ушли. Люди смотрят с уважением и благодарностью. Очень часто обращаются с просьбой ушить купальники. Вообще всё делаю.

— Часто бывает так, что женщина купила шубу, но через какое-то время изменился размер, и изделие стало мало. Можно ли что-то сделать?

— Если шуба длинная, можно её укоротить, а из так называемых «донорских» кусков расставить детали так, чтобы они не были видны. Если шуба коротенькая, то можно расставить кожаными вставками, которые позволят увеличить объём. Всё возможно. У нас в ателье персональный подход к каждому клиенту. Если приходит старенькая бабушка, нужен компромисс, чтобы не обидеть её ценой, но и не заморачивать ей голову, что ты всемогущий. Обязательно после примерки всегда спрашиваю, всё ли устраивает, довольны ли. Если человек замешкался, я должен что-то сделать. Я всегда говорю, лучше потерять деньги, чем совесть. Это мой жизненный принцип, и я его применяю в работе.

-6

Беседовала  Светлана ГИРЛИНА

Фото: Светлана ВОЛОДИНА

ИСТОЧНИК