"Дай лапу, Друг". Еще один советский бестселлер о друге человека.

674 прочитали

Через два года после выхода на экраны одного из лучших советских фильмов о собаке и человеке "Ко мне, Мухтар" о котором мы писали здесь

в ноябре 1967г. дети и взрослые получили еще один подарок на эту тему — художественный фильм "Дай лапу, Друг". И по своей популярности "Друг" ни в чем не уступил "Мухтару". Фильм был рассчитан в основном на детскую аудиторию, но и взрослые с огромным удовольствием смотрели его. Занимательность сюжета, крепкая литературная основа, практически цирковые номера дрессировки, исполненные исполнителем главной роли Друга — восточноевропейской овчаркой Бураном, острейший мелодраматический финал, который заставлял рыдать и детей и взрослых. Все это не могло не принести зрительского успеха.

Снял фильм по сценарию известнейшего советского писателя Юрия Германа кинорежиссер Илья Гурин. По сценариям Юрия Германа он снял три фильма - "Верьте мне, люди", "Дай лапу, Друг", "Наши знакомые", а в 1982 г. многосерийную телевизионную экранизацию романа Юрия Германа "Россия молодая".

Юрий Герман написал сценарий фильма на основе книг знаменитой ленинградской дрессировщицы служебных собак Лидии Ивановны Острецовой. Она родилась в 1920 году в Санкт-Петербурге — тогда он назывался Петроградом. Отец, кадровый партийный работник, был назначен директором Русского музея, репрессирован в 30-е годы. Девочкой она начала посещать Клуб служебного собаководства, еще хранивший традиции дореволюционного Общества собаководов-любителей.

Среди учеников Острецовой были знаменитые, известные всей стране люди. У нее дрессировали собак, например, писатели Радий Погодин, Александр Гитович, певец Эдуард Хиль, актер Игорь Дмитриев, кинорежиссеры Иосиф Хейфиц и Алексей Герман — всех и не перечислишь. В титрах многих кинофильмов можно увидеть фамилию Острецовой. «Дай лапу, друг», «Соленый пес», «Зеленые цепочки», «Учитель пения», «Приключения Электроника», «Синяя птица», «Жизнь и приключения четырех друзей».

Свой опыт дрессировщицы Острецова описала в замечательных книжках "Мой Акбар" и "Юным дрессировщикам". Именно книга "Мой Акбар", написанная в 1959 г., в которой Острецова рассказывает о своем самом знаменитом воспитаннике, овчарке Акбар, и послужила основой для сценария к фильму "Дай лапу, Друг". Акбар был так знаменит в Ленинграде, что, когда он умер, Анна Ахматова прислала Острецовой телеграмму

Скорблю о смерти великого Акбара.

А поэт Александр Гитович посвятил Акбару стихотворение «На пограничной заставе» (1959)

Заболела овчарка,
Уж ей не подняться вовеки,
И над нею склонился майор в старомодных очках.
И она умерла, не смежив воспаленные веки,
С отраженьем Хозяина в мертвых прекрасных зрачках.

Лидия Ивановна Острецова и Акбар.
Лидия Ивановна Острецова и Акбар.

Фильм начинается со сцены, когда дворовые мальчишки дерутся за обладание маленьким беспризорным щенком. Второклассница Таня пользуется моментом, хватает щенка и убегает с ним от мальчишек домой.

 Через два года после выхода на экраны одного из лучших советских фильмов о собаке и человеке "Ко мне, Мухтар" о котором мы писали здесь в ноябре 1967г.-2

Таню играет Оля Бобкова, за два года до этого сыгравшая в мелодраме Татьяны Лиозновой по сценарию Веры Пановой "Рано утром", где ее партнером был такой же кинодебютант Николай Мерзликин.

Утро их жизни. Еще один замечательный фильм Веры Пановой и Татьяны Лиозновой.
Старое кино от Хозяина тайги27 апреля 2020

В этом фильме партнерами Оли являются актриса Валентина Беляева, жена режиссера фильма Ильи Гурина

 Через два года после выхода на экраны одного из лучших советских фильмов о собаке и человеке "Ко мне, Мухтар" о котором мы писали здесь в ноябре 1967г.-3

и Николай Лебедев. Свою самую знаменитую роль Евдокима он сыграл в одной из главных советских мелодрам "Евдокия". Только здесь он без парика. Кстати, замечательный советский актер, с 1950 г. служивший в Театре им. Моссовета, Николай Сергеевич Лебедев умер 21 августа 2022 г. в возрасте 101 года.

 Через два года после выхода на экраны одного из лучших советских фильмов о собаке и человеке "Ко мне, Мухтар" о котором мы писали здесь в ноябре 1967г.-4

Они играют родителей маленькой Тани. Девочка прибежала с щенком, начинает сразу же его мыть и кормить, и не замечает, что в семье трагедия. Отец уходит от матери. По какой причине непонятно, но видно, что виноват он. Может к другой женщине, а скорее всего этот врач "скорой помощи" попал в сети "зеленого змия". Насчет женщины доказательств нет, а вот то, что он может "употребить" в фильме показано.

Особенностью фильма является то, что актеры в нем не говорят ни слова. Все построено на закадровом тексте от имени главного героя — овчарки Друга и мелодраматической музыке композитора Марка Фрадкина.

Главным консультантом фильма была Лидия Острецова, она даже снималась в сцене дрессировки собак. Съемки этих сцен проводились в том же питомнике служебного собаководства, что и в "Ко мне, Мухтар" - в Ростове — на Дону.

Лидия Острецова. Сцена из фильма.
Лидия Острецова. Сцена из фильма.

По ходу фильма маленький бездомный щенок превращается в мощного и умного красавца по кличке Друг. Он ходит в булочную за хлебом, воспитывает проживающую в той же квартире кошку с ее котятами. спасает провалившуюся под лед Таню, отучает отца Тани от пьянства, ловит забравшегося в ночной универмаг вора, ищет пропавшую девочку и еще многое другое.

Это Друг смотрит вместе с Таней в Клубе служебного собаководства фильм о подвигах служебных собак во время Великой Отечественной войны. Смотрит внимательно и очень сочувственно.

 Через два года после выхода на экраны одного из лучших советских фильмов о собаке и человеке "Ко мне, Мухтар" о котором мы писали здесь в ноябре 1967г.-6

Но есть в фильме не только люди-друзья собаки, но и ее враги. Во-первых, это управдом в исполнении ленинградского актера и режиссера Александра Соколова. По внешности сразу можно сказать — это не друг. Сразу у него вопросы — на каком основании в его доме приютили бродячую собаку. Непорядок. Да и потом приязни к Другу он испытывать не будет.

 Через два года после выхода на экраны одного из лучших советских фильмов о собаке и человеке "Ко мне, Мухтар" о котором мы писали здесь в ноябре 1967г.-7

Но главного врага Друга играет Юрий Саранцев. Вначале он появляется как хулиган и злостный нарушитель общественного порядка в трамвае. Этакое чмо и быдло.

 Через два года после выхода на экраны одного из лучших советских фильмов о собаке и человеке "Ко мне, Мухтар" о котором мы писали здесь в ноябре 1967г.-8

В повести Лидии Острецовой "Мой Акбар" есть такой эпизод

Вспоминаю и то, как ехали мы с Акбаром в трамвае и пьяный огромного роста мерзавец безнаказанно буянил в вагоне. Наконец он протолкнулся на площадку и стал приставать к девушке, стоявшей рядом со мной.
— Не нужно, гражданин, — сказала я, — тут злая собака.
— Ах, собака! — заорал верзила и потянулся к воротнику моего пальто, но я успела снять с Акбара намордник.
Через две секунды негодяй, в изорванном плаще, вылетел на мостовую. Трамвай остановился. Теперь мгновенно протрезвевший парень стал изображать из себя жертву. Я десятки раз видела, как хорошая собака быстро сбивает спесь с самого «храброго» хулигана. Подошёл милиционер. Он поднялся на площадку вагона.
— Так это же Акбар, — сказал милиционер и, повернувшись к хулигану, весьма жёстко добавил: — Мало тебе попало.
Трамвай снова тронулся, и тогда я услышала, как пожилой пассажир в шляпе произнес следующую, хорошо запомнившуюся мне фразу:
— Нашёлся один джентльмен в трамвае — и то собака…

И этот эпизод есть в фильме. Но случай с этим трамвайным хамом в фильме имеет продолжение. Оказалось, что этот хулиган работает собаколовом по отлову бродячих собак, "собачником" в просторечии. Вот он, этот "собачник" крадется за своей очередной жертвой.

 Через два года после выхода на экраны одного из лучших советских фильмов о собаке и человеке "Ко мне, Мухтар" о котором мы писали здесь в ноябре 1967г.-9

И очень часто неожиданно появлявшиеся "собачники" на глазах детворы страшными металлическими петлями захватывали за шею, тянули и бросали в свои страшные "собаковозки" бездомных дворовых собак, которых и дети, и взрослые жалели и подкармливали. Эти самые "собачники" по степени ненависти были у детворы на втором месте после немецких фашистов из кинофильмов про войну.

Вот и этот хулиган -"собачник", узнав адрес, где проживает Друг, стал его выслеживать, чтобы отомстить.

А дальше идет жестокая мелодрама. В той же повести Острецовой "Мой Акбар" есть такой рассказ

Летом прошлого года мы жили на даче, недалеко от пионерского лагеря. В день рождения моей дочки Тани пионеры подарили ей двухнедельного, совсем слабенького зайчонка, которого они нашли во время своих походов.
Акбар немедленно взял на себя обязанности няньки. Он следил за тем, чтобы зайчонок не выбрался за пределы участка, чтобы спал на отведённом ему месте, чтобы никто не мешал ему спящему. Акбар любил его. Но выходить зайчонка не удалось. Через неделю утром мы нашли его мёртвым в ящике, служившем ему постелью.
Дети устроили зайчонку торжественные похороны; они зарыли его в километре от нашей дачи, на опушке леса, и на могилу положили цветы.
Акбар в это время был на дальней прогулке. Он пришёл только к вечеру, не нашёл зайчонка на месте, взял след. Я пошла за ним и нашла Акбара на могиле, на охапке полевых цветов. Он не выл и не рыл землю лапами. Он просто лежал в глубоком горе. Я не позвала его: я понимала, что это ни к чему. Вернулся Акбар к утру и два дня не притрагивался к пище. Морда его за ночь стала седой.

В фильме Друг тоже лежит мордой на могиле.

 Через два года после выхода на экраны одного из лучших советских фильмов о собаке и человеке "Ко мне, Мухтар" о котором мы писали здесь в ноябре 1967г.-10

На могиле маленького щенка, которого мама Тани принесла жить к ним в дом, и которого Друг стал воспитывать. Убил щенка злой хулиган - "собачник", который охотится за Другом.

А в финале авторы фильма вообще вгоняют зрителя в такой же катарсис, как в "Ко мне, Мухтар". И дети, и взрослые рыдают и просветленные трагическим финалом уходят из зала. Еще раз скажу — фильм пользовался большим успехом. Вот только критика восприняла его прохладно. Что это за закадровый текст от имени собаки. Опять, как в "Мухтаре", из собаки делают человека. И что это за трагические мелодраматические штучки. Чтобы выжать слезу из зрителя?

Но это дело критиков что-то писать ради гонорара в "Искусство кино", а зритель "Друга" полюбил. Правда, в 70-е фильм как-то ушел в тень, появился еще более жутко-трагический "Белый Бим", и весело-оптимистические "Учитель пения" и "Соленый пес". А затем уже косяком пошли импортные "бетховены" и "хатики". Но увидев "Друга" раз, его уже никогда не забудешь.

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.