Казалось бы, итог этого судебного слушания предрешен. Проворовался пожилой священник. Он сам признает это в суде. Присяжные злы и не милостивы, сорвались, «клюют»: на каторгу его, в Сибирь.
Как такое дело вообще можно выиграть?
У адвоката спросили перед судом: как долго он намерен вести свою защитную речь в пользу обвиняемого?
Адвокат заметил: не более минуты. И обвиняемый будет оправдан.
Экая дерзость! За минуту можно лишь признать свое поражение, как адвоката, в этом безнадежном судебном процессе.
Держим пари? – говорит адвокат.
По рукам.
Удалось ли выиграть это пари?
Ситуация.
Она происходила в конце 19 века. Дело не было громким, но собрало много людей. Причина такого многолюдства одна. Адвокатом по делу был известный российский юрист и адвокат - Федор Никифорович Плевако, всемирно известное светило в этой области.
Великий адвокат.
Он был оплотом русской судебной реформы 1864 года, инициированной императором Александром II.
Прославился как разработчик судебной риторики в России. Его имя было известно мировой общественности. Его даже удостоил аудиенции папа римский, святой Пий Х.
Федор Плевако не чурался и письменного творчества. В журналах он публиковал свои меткие острословы и эпиграммы под псевдонимом Богдан Побережный.
Емкости и силы ума, талантливого профессионализма, Федору Никифоровичу, действительно, было не занимать. Его звали «московский златоуст». Его выступления в суде были моноспектаклями, собиравшими великое множество людей. Это было красивое, запоминающее шоу. Но не только...
Христианин.
Но коснемся и другой грани Федора Плевако. И, может быть, главной.
Это был искренне верующий Христу человек, хорошо знавший Священное Писание и святых отцов. Он служил старостой в Успенском соборе Кремля.
Вера его была действенной, евангельской. Незаконнорождённый сын поляка и киргизки, рожденный вне брака, какую участь мог иметь этот человек в императорской России? «Гадкий утенок»?
Но Христос, Спаситель наш, на «скотном дворе» жизни целует гадких, но любящих его утят более, чем зажравшихся, хамоватых индюков, у которых «все схвачено». Федору Плевако был дан талант от Бога, «поцелуй Бога», которым он распорядился правильно, во благо людей и справедливости жизни.
Плевако защищал и бедный люд. Бесплатно. Часто оплачивая даже их судебные издержки. Для него святым было соблюдение закона. И гражданского, и Божьего. Он делал это легко и просто. Как Пушкин писал стихи, без напряга, но изящно и в радость, так Плевако творил милость людям в судах.
Суд над священником.
Но вернемся к началу, к суду на проворовавшимся пожилым священником. Итак, до начала суда Плевако заключил пари, что выиграет дело одним кратким выступлением в течение минуты. Дерзкое пари!
Присяжные были злы и немилостивы. Как разносили они бедолагу священника. Морализаторски. Верно, чем больше «замочишь» другого, как грешника, тем меньше до тебя доберутся? Увы, все наоборот. Когда ты начинаешь «мочить», дьявол уже с тобой.
Но, похоже, присяжные о том не думали.
Их риторика: это как же низко пал священнослужитель?! Какой позор обществу и церкви?! Какая аморальность?! Воровать и нарушать Божью заповедь!
Похоже было, что они решили «заклевать» несчастного священника и присудить ему самое жестокое наказание. Похоже, что и судья склонялся к их мнению, и зрители суда, особо эмоционально впечатлительные.
«В Сибирь, на каторгу!»
Плевако не сказал ни одного слова во время такой морализаторской жесткой риторики, с грубым эмоциональным шевелением. Он спокойно слушал весь этот «суд».
Слово Плеваки.
Когда слово ему было дано судьей, Федор Плевако неспешно поднялся. В спокойствии своем он казался исполином. Воцарилась тишина. Что скажет Плевако?
Речь его была краткой, но весомой:
«Этот священнослужитель отпускал вам грехи в течение 20 лет. Так, простите ему сейчас его грех. Люди русские!»
Итог.
Священник был оправдан. Пари было выиграно.
Послесловие.
Что увидел Плевако и что помогло ему?
Священник раскаялся в душе своей, признал свою вину.
Бес попутал? Да. А кого он не путает? Человек слаб, даже священник? Да. А кто сильный в суровом запутанном мире?
Помните евангельский фрагмент, когда Христос защитил блудницу?
«Кто безгрешен, брось в нее камень» - обвиняющим. «Иди, и больше не греши» - блуднице. Потому что: «милости хочу, а не жертвы».
Суровая Сибирь для «жертвы» может лишь убить человека: физически и морально. Кого наказание сделало лучше? Но скольких через покаяние спас Христос? Бог, в отличие от людей, не хочет зла людям. Он пришел спасать.
Плевако напомнил суду и людям о милости, а не зле. Дав сначала злу накалиться до красна в жестокости своей. И когда зло наполнилось до предела, напомнил о добре и милости. Сдул его, проткнув евангельской иголочкой.
И это сработало.
В недрах душ людских всей нашей планеты, и русской, в частности, живет Божья милость. Которая выше зла. И когда она проявляется - люди остаются людьми. Благословенными. Так от Бога.