Вплоть до 2021 года Россия увеличивала экспорт мяса и мясопродуктов. В этом году тенденция частично сохраняется: экспорт в тоннах упал, но в долларах вырос из-за подорожания товаров на мировых рынках.
В цифрах это выглядит так: в январе-августе 2022 года экспорт мяса и мясопродуктов из России сократился на 12,1%. Стоимость, напротив, увеличилась - на 16,3% до 709,5 млн USD.
💡Есть товары, которым санкции неведомы - это всё что связано с едой. В мире огромное количество стран, которые продолжают покупать российскую продукцию. Так, существенная часть баранины уходит в Иран. Поэтому сельское хозяйство остаётся устойчивой к санкциям отраслью экономики.
России надо стремиться к тому, чтобы меньше зерна продавать за границу, потому что это сырьё. Надо больше зерна использовать внутри, в том числе как фураж (кормление животных и птицы). На экспорт выгоднее отсылать мясо, чем пшеницу, потому что в мясе выше добавленная стоимость.
-----2-----
Правительство утвердило таможенные пошлины в размере 35% на отдельные товары из недружественных стран. Среди них США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия и Польша. Пошлины в 35% устанавливаются до 31 декабря 2023 года для шампуней, других средств для волос и зубных паст, дезодорантов и антиперспирантов, моющих и чистящих средств. 🧼 Также пошлины повышаются на 35% для оружия: ружей, винтовок спортивных и охотничьих, ракетниц и патронов.
💡Россия входит во вкус по защите внутреннего рынка от иностранных товаров-конкурентов. Эту практику уже много лет применяют США и Евросоюз. Трамп, будучи Президентом, её "проапдейтил", введя знаменитые тарифы против китайских (и не только китайских товаров). Убедившись, что на рынке России нет дефицита вышеупомянутых товаров, власти ввели таможенные пошлины против иностранных аналогов. Протекционизм как он есть, - защита отечественных производителей.
-----3-----
С начала года в связи с уходом ряда производителей с полок было выведено 14,5 тыс. торговых наименований и введено 13,6 тыс. новых. Уходящие бренды меняют названия и остаются на рынке. Появляется больше продуктов российских производителей.
Внутри категорий эксперты отмечают смещение спроса в сторону менее дорогих товаров: вместо йогуртов с кусочками фруктов покупают обычные, вместо говядины - свинину или курицу.
В категории газированных напитков на фоне ухода зарубежных брендов и трансформации ассортимента было выпущено 138 новых брендов с начала года по конец сентября. Доля российских марок в категории газированных напитков приближается к 90%.
Впрочем, значительную часть новинок таковыми назвать сложно. Уходящие западные компании передают свои российские активы местному менеджменту, и те просто меняют международное название продукта на похожее.
Активизировались поставки товаров из Китая, Турции, Узбекистана, Азербайджана, стран Юго-Восточной Азии и ближневосточных рынков.
Весной наиболее заметное сужение ассортимента произошло в бытовой химии и косметике - на 23%, но оно было кратковременным. В итоге доля отечественных средств для стирки выросла в два раза, минимум до 40%. Также сами ритейлеры выводят на рынок свою косметику, бытовую химию, кондитерские изделия, готовые блюда. Сегмент "собственные торговые марки розничных сетей" за год вырос в два раза до 15%-20%.
💡Санкции нарушают законы рыночной экономики, поэтому "невидимая рука рынка" неизбежно стремится свести санкции на нет. Западные компании вовсю участвуют в так называемой "эрозии санкций", - когда на бумаге они есть и на словах иностранные бизнесмены их поддерживают, а в реальности обходят как только могут. Например, компании, ушедшие с российского рынка, не препятствуют параллельному импорту, с помощью которого их продукция возвращается на полки. Желание потребителей заполучить тот или иной продукт двигает торговлю и со временем разрушает любые ограничения. В России это произошло невероятно быстро, наш кейс неизбежно войдёт во все мировые учебники по международной экономике.
-----4-----
В России в 2022 году выросла инвестиционная активность.
Поквартальный прирост составил:
I кв. +12,8%
II кв. +4,1%
III кв. +3,1%
Капиталовложения бизнеса в основные фонды, запуск новых цехов, заводов, фабрик обусловлены процессами импортозамещения. Также большую роль играет перестройка товарных потоков, когда необходимо строить новые склады, закупать транспортные средства.
По данным опроса Банка России, подавляющее большинство предприятий сообщили о сохранении (малый и средний бизнес) или увеличении (крупные компании) капитальных затрат в 2022 г. по сравнению с предыдущим годом. В 2023 г., по оценкам бизнеса, инвестиции сохранятся на уровне прошлого года.
💡Инвестиции - это основа будущего экономического роста. Они дают эффект не сразу, потому что новый условный виноградник начинает плодоносить через 4 года после закладки, а новый завод строится от 1 года до 3 лет. То что в России не снизилась инвестиционная активность - это приятная и неожиданная новость. Уход зарубежных компаний, падение иностранных инвестиций не сыграют тяжёлой негативной роли для экономики. Капитала для развития хватает и внутри страны.
-----5-----
В России начали выявлять незаконных майнеров в жилых домах. Особенно активна в этом плане Иркутская область. Это научились делать по объему энергопотребления и изменению профиля нагрузки. Добыча криптовалют еще не отрегулирована, однако в суде можно доказать, что жильцы используют электроэнергию не для бытовых нужд. Уже известно как минимум 10 кейсов, когда энергосбытовые компании смогли взыскать с майнеров разницу в стоимости электроэнергии для населения и бизнеса. Это было не сложно, ведь жильцы-майнеры потребляли в одиночку 30%-40% от всего объёма энергопотребления многоквартирного дома.
💡Бороться с майнингом бессмысленно. Надо его легализовывать, вводить в правовое русло. Майнинг требует больших объёмов электроэнергии. Естественно, эту деятельность в жилых районах надо пресекать, чтобы не было замыканий и перегорания сетей. Майнинг должен стать бизнесом, находиться в правовом поле и потреблять электричество по бизнес-тарифам, а не по тарифам для населения.