Найти в Дзене

ХОЧУ ВМЕСТЕ С БРАТОМ

В Русской Императорской армии существовала одна замечательная льгота для нижних чинов – возможность служить вместе со своим близким родственником. Естественно, что таким послаблением пользовались не все. Для того, чтобы оно наступило, необходимо было главное условие - чтобы место будущей службы совпадало (хотя бы в пределах какой-то одной местности, например, города). Ну, и второе, менее значительное – надо было заявить об этом первому лицу в государстве. Как правило, просьба нижних чинов звучала на смотрах, которые производил в Санкт-Петербурге лично Император – так было намного проще и быстрее донести своё желание.

****

Так,
14-го января 1853 года Командир С.-Петербургского Внутреннего Гарнизонного батальона полковник П. Я. Дебиль доложил Дежурному Генералу Главного Штаба генерал-адъютанту А. А. Катенину:
«… При представлении 20 числа минувшего декабря на смотр Государю Императору рекрут С.-Петербургской губернии, следующих на службу в Финляндские Линейные батальоны, из числа коих рекруты Прокофий Павлов и Тимофей Семёнов утруждали Его Величество просьбой о назначении их: первый – в Гренадерский Императора Австрийского полк к двоюродному брату рядовому Анисиму Михайлову, а последний – в Гусарский Его Величества Короля Вюртембергского полк к родному брату, рядовому Павлу Семёнову.
Вследствие чего мною наведена была справка, показывающая, что рекруты сии действительно имеют: первый – в Гренадерском Императора Австрийского полку двоюродного брата, а последний – в Гусарский Его Величества Короля Вюртембергского полк родного брата, как уведомили меня о сём командиры означенных полков от 29-го декабря за №№ 3185 и 3837…» .

Портрет флигель-адъютанта А. А. Катенина кисти Э. Г. Боссе, около 1840 г.
Портрет флигель-адъютанта А. А. Катенина кисти Э. Г. Боссе, около 1840 г.

В тот же день Дебиль доложил ещё об одном случае:
«… При представлении 29-го числа ноября на смотр Государю Императору рекрут Тверской губернии, следующих на службу в 1-й резервный Сапёрный батальон, из числа коих рекрут Яков Михайлов утруждал просьбой Его Величество о назначении его к родному брату, служащему в Финляндском Линейном батальоне рядовому Алексею Михайлову…» .
В результате проведённой проверки сведения полностью подтвердились и получено Высочайшее согласие.
21-го января Инспекторский Департамент предписал Начальнику 22-й Пехотной Дивизии:
«… Подлежащие определению на службу рекруты С.-Петербургской губернии Прокофий Павлов, Тимофей Семёнов – в Финляндские Линейные батальоны и Тверской губернии Яков Михайлов - в 1-й резервный Сапёрный батальон, назначены для совместной службы с братьями, с Павлом – в Гренадерский Императора Австрийского полк, с Семёном – в Гусарский Его Величества Короля Вюртембергского полк, с Михаилом – в Финляндский Линейный батальон № 1…» .
Надо отметить, что подобные просьбы были не единичны. Так, в деле имеется список рекрутам Августовской губернии Царства Польского, первоначально определённых на службу в Балтийский Флот (партия под командой подпоручика Кочеткова), «кои при представлении на Высочайший смотр Государя Императора, утруждали просьбами о назначении их для совместной службы с родственниками» (всего – 12 человек). В частности,
1.,
Леон Данилевич имел двоюродного брата Андрея Гринковского, служившего мастеровым в 3-м рабочем экипаже;
2.,
Станислав Алюлис имел родного брата Юзефа Алюлиса, служившего мастеровым во 2-м рабочем экипаже;
3.,
Ержи Марковский имел двоюродного брата Якуба Букловского, служившего мастеровым во 2-м рабочем экипаже;
4.,
Францишек Быковский имел двоюродного брата Павла Масьского, служившего 1-й роты 1-го округа Корпуса Путей Сообщения .

****

Поскольку военная служба в те времена длилась долго, был прямой смысл служить бок о бок с родственником. Поэтому подобные прошения нижних чинов не воспринимались наверху как нечто невообразимое, а, как правило, удовлетворялись.