"Историей образована пропасть между нашей и Западной Церковью. Но как ни глубока эта пропасть, всё-таки она вырыта не Божиими, а человеческими руками".
В. С. Соловьёв
"Истина принадлежит только Церкви" - вполне тривиальный и не подлежащий сомнению тезис. В Никео-Константинопольском "Символе Веры", который христиане исповедуют во время Божественной Литургии, в девятом члене говорится: "Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". Это наша вера, а не исторический факт. Мы в это верим.
Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ в 2000 г. в проекте документа "Основные принципы отношения РПЦ к инославию" вполне недвусмысленно характеризует Православную Церковь как единственную из христианских конфессий, тождественную Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Символа веры. Правда, признается относительная церковность инославных Церквей, но насколько они сохранили наследие Древней Церкви. Таким образом, рассмотрение других форм и практик религиозного вЕдения приобретает особую герменевтическую парадигму (искусство понимания и общения) в контексте собственной веры.
Мне думается, что в современной культурно-религиозной интегрируемой реальности (с ориентацией на глобализацию и нивелированием человеческой личности), диалога религий не избежать. В этом вселенском движение есть как свои плюсы, так и серьёзная опасность. Глобально-информационная сеть, в которой объективно переплелись политические, экономические, культурные интересы людей различных вероисповеданий, с неизбежностью предполагает не только межконфессиональный, но и межрелигиозный диалог.
Говоря об опасности, я говорю об угрозе скрытой ревизии ядра христианского наследия. Экуменизм давно вышел за рамки безобидного диалога и выработки общей стратегии по поводу "мира во всем мире". Это хорошо иллюстрируется на примере принятия Декларации Nostra Aetate в 1965 году (2-ой Ватиканский собор. Декларация "Nostra Aetate". Об отношении церкви к нехристианским религиям), изменившей христианское учение о Церкви Христовой и перенявшей иудейский взгляд на отношения между Ветхим и Новым Заветами. Это очень серьёзно и с далеко идущими последствиями. Я напомню, что 30 марта 1961 года — Русская Православная Церковь вступила во "Всемирный совет церквей". Это за четыре года до принятия Nostra Aetate.
Безусловно, отрицать тот факт, что первые ученики, апостолы и последователи христианского учения были иудеи (как и то, что первоначально римская власть не проводила принципиального различия между христианством и иудаизмом), было бы нелепо. В книге "Деяний апостольских" чётко говорится о том, что первые христиане собирались в Иерусалимском храме, исполняли иудейские обряды и нравственные принципы Закона и т.д. Это факт. И все же размолвка была неизбежной. Причина этому – активнейший христианский прозелитизм среди язычников, породивший пласт глубоких проблем (например, обрезываться по закону Моисея или нет). А в широком смысле, выход христианства за национальные рамки еврейского религиозного национализма. Ап. Павел недвусмысленно указал на универсальность, антинациональность христианской Церкви и нового народа Бога.
"Новый народ" - принципиально неприемлемая реальность для современных апологетов иудаизма. "Первый Завет... не был отменён Новым" и доктрина фарисеев не противоположна христианству, а, значит, остаётся неизменным призвание иудейского народа, который и сегодня является "благословением для всех народов земли", - говорится в декларации 1973 г. "Отношение христиан к иудаизму". Но кроме этого в этой декларации французским Епископальным комитетом по отношениям с иудаизмом и принятой французской Епископальной конференцией, впервые было заявлено, что иудейский народ имеет всемирную миссию в отношении народов, в то время, как собственная миссия христианской церкви "может лишь входить в этот самый вселенский план о спасении".
Этот месседж совершенно и абсолютно незнаком христианским апологетам первых веков Церкви Христовой. Более того, именно Церковь Христова призвана благовествовать народам мира Евангелие спасения. Первый Завет утратил свою самодостаточную ценность. Его уникальные пророчества, образы и символы – лишь свидетельства о Христе и Его Церкви – истинном Израиле. Именно на этот народ изливаются дары Бога и Дух Божий освещает его. Первые написанные перстом Бога скрижали Завета (которые разбил Моисей, когда народ сотворил себе идола и поклонился ему) и есть Новый Завет – дарованный народу христианскому Господом Иисусом. Нет и не может быть никакого "вселенского" плана спасения человеков вне и без Церкви Христовой. "Новое человечество, воссозданное Христом и объединённое в Церковь, есть единственное общество человеческое, с которым Бог вступил в союз", - писал святой мученик Иларион (Троицкий).
Примечательно, что христианская Церковь, несмотря на горячие головы некоторых своих фанатичных ригористов (например, Маркиона, учившего, что Бог Ветхого Завета не имеет ничего общего с истинным Богом — Отцом Небесным и впоследствии анафематствованного), не отвергала ветхозаветное наследие. Тени и символы прошлого очищались, освобождались от историко-национальных и обрядовых условностей. Духовная Свобода во Христе была выше Закона древнего Моисея. И споры о дальнейших путях Бога и Его нового народа не перерастали в призывы к убийствам и религиозным преследованиям.
«В ересеологической литературе, - пишет архиеп. Иларион (Троицкий) – иудействующие характеризуются тремя чертами. Во-первых, они считали обязательным исполнение ветхозаветного закона и в христианстве. Во-вторых, отвергали авторитет ап. Павла, называя его отступником от закона, а ап. Петру приписывали соблюдение всех обрядов закона. В третьих, отрицали безмужное рождение Христа Спасителя, Который, по их мнению, был простой человек и по избранию помазан и сделан был Христом за свою праведную жизнь, так как, он исполнил весь закон".
Нынешние "книжники и фарисеи" пошли значительно дальше древних евионитов. Понятно, что учение ап. Павла о Церкви Христовой как о "новом творении" общечеловеческого организма в "новом Адаме" (истинном главе Церкви), рискует подвергнуться жесточайшей ревизии.
Отличительная особенность нового века – беспрецедентная открытость глобального мира. Открытость реализуется через сближение, взаимопроникновение и усиление связей как между людьми, так и народами/государствами. Очевидно, что у этого "духа времени" есть как сторонники, так и яростные противники. Ватикан, осознавая и принимая как неизбежное сей факт, изменил своё отношение к нехристианским религиям. В действительности, декларация "Nostra Aetate" главный акцент делает на отношениях католической церкви к иудаизму. Более чем отношениях. Речь идет о "духовных узах" между народом Нового Завета и биологическими потомками Авраама.
Во второй главе "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" - "Церковь и нация" пишется следующее: "Ветхозаветный народ израильский был прообразом народа Божия – новозаветной Церкви Христовой. Искупительный подвиг Христа Спасителя положил начало бытию Церкви как нового человечества – духовного потомства праотца Авраама". "Заместительное богословие" во всей своей красе. Всё, точка!
Безусловно мнение отдельных князей церкви, по теме взаимоотношений с представителями нехристианских религий, известно. Так например, небезызвестный экуменист митр. Иларион (Алфеев), выступая 22 октября 2013 года в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ, сказал: "Мы как люди, верующие в Единого Бога, не сомневаемся в том, что Бог действует в самой разной среде, в том числе за пределами Церкви, что Он может воздействовать и на людей, не принадлежащих к христианству". С мнением митр. Илариона пересекается мнение архиеп. Тиранского и всей Албании Анастасия (Яннулатоса): "Что касается проблемы значения и ценности других религий, православное богословие, с одной стороны, подчеркивает уникальность Церкви, а с другой, допускает, что даже вне Церкви возможно постижение основных религиозных истин (таких, как существование Бога, стремление к спасению, различные этические принципы, преодоление смерти). При этом само христианство рассматривается не просто как религиозное верование, но как высшее выражение религии, то есть как переживаемая на опыте связь человека со Святым – с личностным и трансцендентным Богом. Таинство "Церкви" превышает классическое понятие "религии".
В целом, позиция православной элиты сводится к отчасти простому, но при этом широкому пониманию необходимости мирного сосуществования с нехристианскими религиями при взаимных контактах и конструктивном диалоге с последними.
Вернусь к богословскому месседжу "Nostra Aetate".
Народы земли – это единое человеческое сообщество. Источник которого также Един – это Бог. Так или иначе, ВСЕ религии говорят об одном, но в зависимости от культурно-религиозного контекста, их звуки зачастую не попадают в унисон друг с другом. Понятно, что полнота Истины априори выражена в христианстве, что, однако, не исключает "духовного единства" последней с потомками Авраама. Образ благой оливы и её благословенных Богом корнях (народ Израиля) и привитых к первой … "диких ветвей маслины" (другие народы), очень наглядно показывают "ху из ху".
На кресте Христос примирил ВСЕХ. Это не важно, что дальнейшая история человечества свидетельствует о совершенно обратном. Главное (согласно документу), отныне, предав забвению кровавое прошлое, необходимо стремиться ради блага всего человечества к взаимопониманию, совместно оберегать и поддерживать социальную справедливость, нравственные ценности, мир и свободу.
Итак подытожим.
Декларация "Nostra Aetate" кроме благих пожеланий: мира во всём мире, преодолений религиозных конфликтов, антисемитизма, глобального продвижения нравственных ценностей, справедливости, свободы и т.д., признаёт за всеми иными формами религиозного вЕдения человеческую жажду в обретении смысла жизни и нравственного самосовершенствования. За авраамистическими религиями - знание Единого Бога Творца, Промыслителя и будущего Судии мира.
В последствии, на основе этой христианско-католической Декларации, за евреями был признан статус "старших братьев" (католические богословы признают спасение евреев "теологически бесспорным" и объявляют этот вопиющий парадокс "неразрешимой божественной тайной"). А католическая церковь возжаждала общецерковно-эсхатологического дня … общего воссоединения во Христе.
И это только один из аспектов экуменистического движа. А их значительно больше.
Многообразные религиозные формы ведения и практики в исторической перспективе благодаря экуменизму могут быть: а) преодолены как временной и культурно-архаичный протез; б) растворены в неком мистико-синкретическом и эклектическом компоте; в) преодолены в некой единой религии (а-ля "Роза мира" Д. Андреева) с мистико-изотерической "истиной" для избранных, так сказать "религия в религии". Проще, если у Платона в его "Государстве" иерархия строится: "философы-воины-ремесленники", то здесь: маги-оккультисты – воины – стадо.
P/S. С православно-христианской точки зрения попытки создания "универсальной" религии оцениваются однозначно – как подготовка к воцарению Антихриста.
Неудивительно поэтому, что многие духовно здоровые и чуткие православные люди Божии, весьма резко отзывались об экуменизме.
"Я осуждаю экуменизм и считаю его не просто ересью, а сверхъересью, — заявил в 1972 году Александрийский патриарх Николай VI. – Это вместилище всех ересей и зловерий. Нам хорошо известны антихристианские силы, закулисно управляющие экуменизмом… Экуменизм направлен против Православия. Он представляет сегодня самую большую опасность, наряду с безверием нашей эпохи, обожествляющим материальные привязанности и удовольствия".