Найти в Дзене
Ирина Аренкова

ЛЕВ БАКСТ И СЕРГЕЙ ДЯГИЛЕВ

Дягилев собрал труппу из лучших танцоров императорских театров: Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина,Анна Павлова
Дягилев собрал труппу из лучших танцоров императорских театров: Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина,Анна Павлова
Эскизы Натальи Гончаровой к балету «Литургия»
Эскизы Натальи Гончаровой к балету «Литургия»

И опять я в прекрасном особняке Школы современной пьесы! 

А привело меня сюда мероприятие театрального салона СЦЕНА 23

Ещё один прославленный танцовщик Дягилевских сезонов - Серж Лифарь. Коко Шанель финансировала постановки Дягилева. На фото Шанель и Лифарь
Ещё один прославленный танцовщик Дягилевских сезонов - Серж Лифарь. Коко Шанель финансировала постановки Дягилева. На фото Шанель и Лифарь

Эскизы костюмов танцовщиков балета «Призрак Розы»
Эскизы костюмов танцовщиков балета «Призрак Розы»

Афиши Леона Бакста к балету «Призрак розы»
Афиши Леона Бакста к балету «Призрак розы»

Эскизы Леона Бакста
Эскизы Леона Бакста

Сергей Дягилев и Вацлав Нижинский
Сергей Дягилев и Вацлав Нижинский

Эскизы Леона Бакста
Эскизы Леона Бакста

Лекция проходила в Зимнем саду театра Школа Современной пьесы
Лекция проходила в Зимнем саду театра Школа Современной пьесы

- лекция Елены Борзовой. 

Да, да! Я опять на лекции Елены Леонидовны, искусствоведа и старшего научного  сотрудника ГМИИ им. А. С. Пушкина. 

Как же она интересно рассказывает. 

Я очень часто хожу на экскурсии по Москве, на лекции и всякие образовательные проекты. И хочу сказать, что даже если человек обладает большим багажом знаний, но не умеет подать материал так, чтобы зритель был увлечён, или говорит тихо, невнятно, то это никому не будет интересно и люди не придут больше. 

Это большое мастерство удерживать внимание зрителя 2,5 часа! 

А Елена этим прекрасно владеет. Ее хочется слушать и слушать, и поэтому никто сразу не расходится, а после лекции многие подходят, начинают общаться с Еленой, задавать вопросы. Она очень приятный и милый человек. Настолько, что я вчера вдруг поймала себя на мысли, что «вот если бы я была маленьким Пушкиным, а  Елена - моей Ариной Родионовной, мы бы никогда не расставались , а она каждый вечер рассказывала мне интересные истории про известных людей» . 

Елену Леонидовну хочется слушать бесконечно. 

 Вчера была очень интересная тема для меня,как художника по костюмам и балетомана- лекция о Дягилеве, дягилевских сезонах в Париже,и сценографе и художнике Леоне Баксте. 

Леон- так назвали французы Бакста и считали его своим художником. Но на самом деле Леон был Львом, русским художником,родившемся в Гродно. И наибольшую славу он приобрёл именно в Париже, работая с Дягилевым. После потрясающих костюмов для балетных сезонов, он ещё стал и законодателем мод для французских модниц.

А какие костюмы он создавал для Иды Рубинштейн! Он,можно сказать, не одевал, а раздевал танцовщицу. Ида имела состояние, грезила о сцене, хотя не обладала особыми талантами. И,собственно  говоря,она и обратила на себя внимание благодаря потрясающим костюмам Бакста. Эпатажный наряд Саломеи ( знаменитый «Танец семи покрывал» в спектакле театра Веры Комиссаржевской), придуманный Бакстом, произвел на публику больше впечатления, чем искусство самой Иды . После этого она была приглашена в труппу Дягилева хореографом Михаилом Фокиным в спектакли «Клеопатра» и «Шахерезада».

Парижан восхитил балет «Клеопатра», показанный в 1909 году. Следующим потрясением для них стала «Шахерезада». Невозможно было остаться к той сценической роскоши, которую создавал Бакст. 

Ида в костюмах Льва Бакста «заразила» Париж модой на все восточное. Ее яркий образ, парики,тюрбаны и шаровары — все это копировали. 

Музей декоративного искусства приобрел оригиналы акварельных эскизов костюмов, сделанных Бакстом для «Шехеразады».

Дягилев обладал необычайным чутьем и талантом менеджера. Он умел собрать вокруг себя очень неординарных, ярких и талантливых людей. О Дягилевских сезонах говорят, потому что это было величайшим событием того времени. Они произвели переворот в театральном мире: каждую премьеру ждали, о всякой спорили, но принимали с неизменным восторгом. Многие постановки выглядят настолько авангардно, что даже сейчас создаётся впечатление, что они опередили своё время. Дягилев собрал труппу из лучших танцоров императорских театров: Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина,Анна Павлова. С Ксешинской у него были не лучшие взаимоотношения, хотя именно ей он обязан финансовыми вливаниями в его первые проекты. 

Елена Борзова показала нам слайды реконструкций  балетов Дягилевских сезонов. В таких реконструциях солировали лучшие танцовщики нашего времени- Нуриев, Барышников, Цискаридзе. Благодаря этому, мы имеем возможность погрузиться в историю легендарных Дягилевских сезонов и представить как это было. 

Наследие Дягилевских сезонов (эскизы, костюмы и прочее) хранятся в основном сейчас в частных коллекциях. На аукционах Sotheby's и Christie's иногда за баснословные деньги удаётся что-то приобрести музеям. Поэтому после прослушанной лекции я с большим интересом отправлюсь теперь на выставку в Третьяковскую галерею «Дягилев. Генеральная репетиция».

И если вы будете на Новой сцене Большого театра, посмотрите на люстру в зале, вокруг неё роспись по эскизам костюмов Бакста!