Найти в Дзене

Засечная черта. Глава 13.

Знакомая дверь в краеведческий музей, тугая и скрипучая обозначила свое открытие звоном колокольчика.

-Закрыто, санитарный день, – раздался голос. Ася вопросительно посмотрела на Андрея, уже собираясь разворачиваться на выход. Но Андрей уверенно подтолкнул ее вперед, прямо на голос.

-И даже для старых знакомых? – зычно отозвался он.

Пожилая китаянка, которую Ася уже видела, появилась в дверном проеме.

-Андрей?! Вот дела, так скоро тебя увидеть – такая удача! О, да ты не один. – она чуть осеклась, - Проходите, - улыбнулась, приглашая их войти.

-Спасибо, Юлия Алексеевна, здравствуйте! - поприветствовал Андрей. – Это Александра, студентка исторического факультета – представил он Асю. – Александра, это Юлия Алексеевна, в прошлом мой преподаватель, а ныне добрый друг и директор краеведческого музея.

-Очень приятно, - улыбнулась Ася и эхом получила в ответ такое же дружелюбное приветствие от Юлии Алексеевны, которая, смерив Асю оценивающим взглядом, заметно растерялась.

-Юлия Алексеевна, нам нужна ваша помощь. – деловито начал Андрей- Александра пишет исследовательскую работу, - он понизил голос и нарочито-заговорчески прошептал Юлии Алексеевне, - на конкурс «таланты России», а я, стало быть, выступаю куратором…

Удивление и растерянность мигом покинула Юлию Алексеевну – легенда звучала правдоподобно. Университет часто продвигал самых талантливых студентов на участие в различных конкурсах, пополняя портфолио как учащихся, так и преподавателей-кураторов.

-Ну же, Александра, расскажите Юлии Алексеевне, какая у вас тема работы? – обратился Андрей к Асе, рассчитывая от души повеселиться над бедной девушкой, которая тихо стояла в сторонке, вся красная, почти онемевшая после его заявления о «Талантах России».

-Гмм – нечленораздельно выдала она. Но, прокашлявшись, продолжила уже более уверенно, - Я пишу работу (а Андрей Глебович мне помогает) о коломенском купечестве, о благотворителях города, об их заслугах и добрых делах. О Кисловых, открывших богадельню, о Шустовых, содержавших больницу, о Шевлягиных, которые водопровод организовали… У вас в музее замечательные подборки информации о них, но я хотела бы более подробно осветить их жизнь, биографию…Возможно. Вы сможете помочь, Юлия Алексеевна? Не сохранились ли еще какие-то источники их жизнеописания, какие-то документы, что угодно – если бы можно было взглянуть, это… обогатило бы мою работу…

Андрей ликовал – «Девчонка, что надо - не растерялась! Собралась! Да как!»

Через пару минут они уже оказались в небольшой подвальной комнате, в центре которой стоял облупленный лакированный стол, а по всему периметру располагались шкафчики с табличками. Шкафчики не запирались. Юлия Алексеевна, стала распахивать створки одну за одной, обнажая бесчисленное количество папок и тетрадей формата «А4» разного цвета и толщины. Корешки были сплошь испещрены надписями и бирками…. Двигаясь в своей манере быстро и точно, Юлия Алексеевна бормотала себе под нос «Кисловы, Роткины, Шевлягины, Шустовы, Хлебниковы» - Андрей незаметно подмигнул Асе, затаившей дыхание.

Стопка из папок плюхнулась на стол, распространяя клубы пыли.

-Вот. – выдохнула Юлия Алексеевна. – Это, вероятно, все, что вам может пригодиться… Я не знаю какую сенсацию вы ищите для своей работы – но здесь вы вряд ли найдете что-то ценное. Было бы – давно бы уехало отсюда. Самое интересное представлено там, - она указала наверх, - на стенде.

-Спасибо, Юлия Алексеевна! - в один голос вскричали Ася и Андрей.

-Я оставлю вас, - сказала Юлия Алексеевна. – Пожалуйста, относитесь бережно к архивным документам. – Я и так нарушаю полдюжины правил, пуская вас сюда без соблюдения процедур.

Ася даже закашлялась, изо всех сил уверяя Юлию Алексеевну, что все будет в сохранности.

***

Когда дверь за Юлией Алексеевной закрылась, Асе захотелось подбежать и обнять Андрея Глебовича. «Гениально! Так просто, и мы уже в шаге от полного собрания документов о Марии Шевлягиной!». Ася закрыла рот руками, чтобы ненароком не завизжать от радости. Андрей первым нарушил тишину:

-Ну что же вы стоите, приступаем, приступаем! - Она бросились к столу и остановилась, боясь действовать дальше. Андрей поймал ее взгляд и ободряюще закивал.

Ася нерешительно прикоснулась к первой папке, надпись на ней гласила «ШАРАПОВЫ». Ася отложила ее в сторону, следующая в стопке - про Кисловых и вот, наконец – Шевлягины – целых две папки – на одной, современной с металлическими зажимами надпись – «Водоразборная колонка Шевлягиной», на другой просто – «Шевлягины». Это была старая пожелтевшая картонная папка, с веревочным завязками, такие использовались в советские времена. Ее-то Ася и развязала трясущимися руками. Щеки ее пылали, руки, осмелев, жадно листали документы. Вслух она зачитывала их содержание. Это были банковские выписки, благодарственные письма, какие-то свидетельства, векселя, квитанции, чеки, сметы, счета, рекламные буклеты того времени, заказы, даже заявление в министерство финансов–о причислении к купеческой гильдии коломчанина Роткина. Обнаружилось несколько заказов, писанных, судя по подписи, рукой самой Марии Николаевны – крупным каллиграфических почерком.

«Согласно наших переговоров в бытности моей на Вашей фабрике Настоящим честь имею просить Вас выслать на ст. Голутвинъ один Одноконный амриканскiй плугЪ новаго выпуска, со всеми принадлежностями. Условие как нами было сказано, фрахт. ст. Голутвинъ за наш счет, а если не сможем продать то препроводим В/обратно за В/счет, рассчитываем что можно продать даже не одну, т.к. из крестьян охотников много на эти предметы.»

Несколько фотографий Марии Николаевны, копии которых были использованы для стенда в экспозиции музея, и еще несколько рисунков, набросков, выполненных карандашом- сад, дом, липовая аллея – обычные милые пейзажи. Ни писем, ни дневников среди документов не было.

Во второй папке, посвященной водоразборной колонке, также ничего по необходимому вопросу обнаружено не было: мелькали такие названия, как «Московское товарищество повсеместного артезианского водоснабжения, орошения и осушки Б. И. фон Вангель», Геологический комитет Московского университета, Московский завод А. В. Бари.

Имелись также несколько фотографий водонапорной башни инженера Шухова, а также фотография, сделанная во время молебна, посвященного закладке водопровода, - именно об этом сообщала записка, скрепкой прикрепленная к фотографии заботливой рукой музейного работника. У Аси кружилась голова – она уже ничего не понимала, пролистывая документы. Андрей тоже задумчиво перебирал договоры, чертежи и чеки…

Ася непонимающе смотрела на Андрея Всемогущего, в надежде, что он со своей обычной легкостью сможет воедино и связать такое количество разрозненных фактов.

-Что мы ищем, Ася? – неожиданно спросил он.

-В каком смысле? – не поняла Ася.

-Мы не сформулировали, что именно мы хотим найти…

-Не знаю, какую-нибудь зацепку…. Все, что можем помочь нам понять…

-Что понять? – воспрянул Андрей.

-Понять, что делать с камнем…

-Нет-нет, что с ним делать – это мы поняли – его надо вернуть. Но вот куда вернуть?

-Хорошо, тогда понять, куда вернуть камень

-Вы считаете, такая подсказка может быть в архиве музея?

-Ну… - задумалась Ася, -учитывая то, что вся эта история была секретом – вряд ли…

-Вот и я о том же! Тогда что мы можем здесь найти? Вспоминайте письмо!

Ася порылась в рюкзаке и достала листок, на котором ее собственным почерком было переписано письмо Владимира Шапошникова.

-Читайте вслух и соотносите с тем, что видели здесь.

Ася принялась читать.

-Милая моя, доныне возлюбленная Машенька!

….сподобил меня на исходе дней, когда уже впал я в отчаянье от тщетности моих усилий, …………имею надежду избавить наш род от проклятья, но и понимаю, что ты, моя милая Машенька, не забыла меня. Роткин рассказал мне

-Роткин!!! – вскричал Андрей – Где –то он упоминался… - Он копался в бумагах – Вот!

«Имею честь покорнейше просить Ваше превосходительство с возвращением прилагаемых документов номера бла бла бла уведомить Палату не встречается ли каких-либо препятствий к причислению гражданина Роткина с семейством во второй гильдии купечество. Присовокупляя при сем, что со стороны Палаты препятствий к этому не имеется. Управляющая М Н Шевлягина.» - Он потрясал бумагой в воздухе - Она лично ходатайствует о принятии в купечество этого самого Роткина, который потом, видимо, как –то пересекся с Владимиром Шапошниковым… Правда это нам особо ничего не дает, ну да ладно, читайте дальше! – велел он Асе.

-мне о твоей благотворительной жизни, что ты не вышла замуж и лишь воспитываешь сироту-родственника и благодетельствуешь для города и даже справила водопровод.

-Водопровод …ну про водопровод тут всего достаточно…ладно пока пропустим это, в технические детали нам вникать ни к чему пока. Продолжайте.

- нерушима, и мы с тобой одно. Уповаю на твою благосклонность.

Как … тебя в Петербург, …..занимается моя матушка, а впоследствии и брат... Определенно лучше было бы, если бы ты держалась в стороне от этого зла! ….. Я видел своими глазами во время учебы когда ……. вскрытия в морге………..носит страшный вред здоровью , однако же мои родственники гнусным образом обманывают людей, … обертках … модные образы, …неопытных и недалеких …мистическая сила … матери и брату, а потом и снохе, Катерине, в этом грязном занятии. Обмануть, запутать, открыть только часть правды, задействовать самые низменные и неконтролируемые инстинкты людей – вот средства, которыми они пользуются для увеличения своих капиталов. Им способствовал успех. Так как же я мог, Машенька, предложить тебе руку и сердце и ввести тебя, чистое создание, в этот вертеп непотребства, созданный моей семьей. Батюшка твой, покойный Николай Афанасьевич, будучи благороднейшим и честнейшим человеком никогда бы такого не допустил.

Полгода назад, когда на моих руках умирала в муках невестка Катерина, она передала мне сию вещицу,………. от моего неразумного брата Александра, когда тот лежал уже на одре смерти. Почти 200 лет ….коломенс……… Хлебников завладел неким ……. …… ……

-Хлебников! Мы еще не смотрели папку – у нас же есть папка Хлебниковы? – Ася подтвердила ее наличие кивком. - Давайте смотреть!

В папке, среди многочисленных документов, связанные с коммерческой деятельностью купца Хлебникова нашелся также «брачный обыск», документ, который, как объяснил Андрей Асе, удостоверяющий что вступающие в брак не являются родственниками.

«…Винооткупщик купец Петр Кириллович Хлебников, дал сей обыск в том, что желает в брак вступить первым браком с девицей Ириной Яковлевной Петровой, и между собой как плотского так и духовного родства не имеют … К бракосочетанию возбраняющего препятствия не имею и оных жених и невеста лет совершенных. А если по свенчании какое к бракосочетанию препятствие окажется, то мне тысяцкому … ни до какого ответу, и за несправедливое показание подвергаем себя к поступлению с нам и по всей строгости как Ее Императорского Величества Законы повелевают»

-Что там в письме про Хлебникова?

-…Хлебников завладел неким ……. …… приносит удачу …здоровье …….оборачивается против них и губит. Страшный грех совершил Петр Хлебников и, покаявшись перед смерт….……… – …ом….. Племянница вышла замуж за моего предка, и рассказала мужу о талисмане. ….. сохранил его, передавая из поколение в поколение. Так он дошел до нас. Больше ничего не сказала Катерина, да и сама она, скорее всего, больше ничего и не знала. Был я в полнейшем замешательстве, …….нашел ответ, но чувствую, что уже не суждено мне…… камень вернуть туда, откуда он был взят, иначе падет Московия…Помнишь, Машенька нашу поездку в Даровое, как мы смотрели тот деревянный дом с прекрасным садом и все представляли как бы нам такой домик… -..– Андрей жестом остановил ее.

-Даровое, Даровое – вы знаете где это? – спросил Андрей. Ася напряглась, стараясь вспомнить.

-Это имение. Не помню где...

-Здесь недалеко. В Зарайском районе. – подхватил Андрей и указал в неопределенном направлении, - Усадьба семьи Федора Михайловича.

-Достоевского? –переспросила Ася.

-Его самого.

-То есть Мария и Владимир бывали в Даровом?

-Очевидно, да… возможно, они даже там и познакомились, ведь семьи могли дружить и ходили в гости…. И что там дальше про Даровое? Прочтите.

- как бы нам такой домик, и зажили бы и не нарадовались бы… Дача в Парголово, еще матушкой приобретенная, немного мне напоминала тот дом, потому и любил я приезжать сюда. Липовая аллея особенно хороша, прямо как наша с тобой аллея. Под той самой липкой...

-Парголово – это в Питере, так ведь? – на этот вопрос Ася не смогла ответить – она ни разу не была в Санкт-Петербурге. Андрей рассуждал сам с собой - Да, это сейчас пригород Петербурга, но тогда наверняка какая-то прилегающая деревня была. Ну да ладно. Парголово потом. И не здесь. Читайте.

-Всегда передо мной твой образ, любимая моя Машенька, и той жизни, которая у нас не состоялась. Вижу тебя в твоем светлом платье, разливаешь чай на столике под липами. Ветерок растрепал твои волосы. Слышу детский смех с крыльца бревенчатого дома… - она сделала паузу, письмо подходило к концу, а никаких существенных зацепок все еще не было…

-Липы... – задумчиво произнесла Ася. Тут ее взгляд упал на рисунки, наброски из первой папки – Там был столик среди деревьев, Андрей Глебович!

Андрей отбросил пачку векселей, которую перебирал в руках. И схватил рисунки. Да действительно, маленький одноэтажный домик, а поодаль под деревьями - стол, накрытый белой скатертью и самовар на нем. Деревья растут густо, а несколько расположены так близко, что, вероятно, сплелись корнями и словно образуют букет.

На обратной стороне рисунка обнаружилась надпись, выведенная тем же каллиграфическим почерком, что и ходатайство о Роткине – «Даровое, 1857»

-Андрей Глебович! -воскликнула Ася – Это же рисунки Марии Шевлягиной! Она рисовала липы в Даровом! «Липовая аллея особенно хороша, прямо как наша с тобой аллея.» Она рисовала ИХ ЛИПЫ в Даровом!

Андрей кивал, соображая, что это может значить: «Под той самой липкой» -следующая фраза... и дальше затерто.

-Получается, что на даче Шапошниковых в Парголово, есть липовая аллея, похожая на аллею в Даровом….

-И возможно под одной из лип Владимир зарыл…схрон?! – Ася сама не могла поверить в реальность происходящего.

-Только нужно понять под какой… а для этого нужно побывать и в Даровом, и в Парголово. Пойдемте. Ася, на сегодня, кажется, достаточно. – задумчиво произнес Андрей, разглядывая рисунки.

Сфотографировав рисунки и кое-какие бумаги, и прибрав документы в папки, Ася и Андрей покинули архив.

Предыдущая глава здесь

Продолжение здесь