Как и положено седовласым старцам, североамериканский сурок ведёт себя рассудительно и трезво смотрит на жизнь. Необычная внешность грызуна — лишь вершина айсберга. Копнём глубже?
Пошёл по наклонной
Северо-запад США и запад Канады — излюбленные места расселения. Горы и криволесья привлекают сурка куда больше низменных участков. И только аляскинские особи спускаются поближе к уровню моря. Основная масса проживает на высотах до 2500 метров.
Просторы альпийских лугов манят седовласого свободолюбца. А вот в лесах сурок чувствует себя неуютно. Скальные выходы и наклонные поверхности — то что нужно для создания поселения.
Сбитая крепость
Седой сурок вытягивается в длину до 80 см! Конечности — короткие, что добавляет облику приземистости. А голова на фоне сбитого тела выглядит широкой и мощной. Каждая мышца — литая! Да это и немудрено, ведь седой сурок — счастливый обладатель роющих лап.
Многие норные жители предпочитают селиться в рыхлой почве — там проще прокопать тоннель. Но седой сурок не ищет лёгких путей. Его крепкие когти способны рыть даже в мёрзлой почве!
Седина в бороду
Учёные отмечают, что брюнеты седеют быстрее. Макушка нашего героя — всегда чёрная. И только на морде и подбородке имеются светлые пятна. Остальной мех обычно серый, реже красно-коричневый. Но «грива» и плечи сурка опоясаны седой попоной!
Там, где обитает наш герой, иней — явление распространённое. Седой плащ делает сурка почти невидимым. Мягкий подшёрсток уберегает «копача» от холода, а грубый мех не чувствует встречных веток.
На дворе трава
Седовласые сурки — убеждённые вегетарианцы. Грызуны поддерживают в себе энергию любыми частями растений: от цветков до корешков. В тяжёлые времена сурки могут перейти и на грубый корм. Единственная проблема — часто не хватает травянистой влаги.
Поэтому жажду сурки утоляют с помощью снега или талой воды. Ближе к осени жировая прослойка зверька растёт пропорционально аппетиту. Если сурок не сделает запасы, то не выдержит холодов.
На сон грядущий!
Обычные норы сурка выглядят просто: одно отверстие до двух метров глубиной. Но для зимней спячки трудяги-работяги вырывают под землёй сложные сообщающиеся убежища. Такая камера может в глубину достигать 3,5 метров. С октября по февраль сурки впадают в спячку.
Причём на момент отхода ко сну они весят в районе 7-9 кг. А в момент пробуждения от накопленного веса остаётся примерно половина. Сурки первыми чуют приближение тепла, и первыми просыпаются.
Семейный подряд
Луговой грызун не смог бы выжить самостоятельно. По достижению половой зрелости самцы разбегаются по окраинам родительских участков, где сбиваются в новые группы. Здесь они устраивают настоящие поединки, в ходе которых определяется самый сильный.
Он-то и обзаведётся личным гаремом самок, а в последствии создаст собственную династию. Лидер не прочь приударить за каждой «дамой»! Появившиеся на свет юнцы живут в «общине» в течение двух лет.
Передай по рации
Койоты, беркуты и рыси будут рады встрече с седым сурком. Только радость работает в одностороннем порядке. Грызуны научились предупреждать сородичей об опасности. В арсенале сурков большой ассортимент звуков: могут рычать и ныть, громко свистеть и щебетать.
Но среди своих чаще пользуются языком тела. Разве что мать с потомством тихонько щебечет. Остальные члены группы издают звуки с одной целью — чтобы предупредить родственников об опасности.
Не проходи, коль пришёл!
В одной колонии редко бывает более 36 особей. Для такого количества «народа» требуется приличный участок земли: от 10 до 14 гектар. Территориальность — в почёте у сурков. Границу территории они обязательно метят. И делают это не так, как многие другие.
Пахучая железа с индивидуальным ароматом расположена на подбородке. Потрётся сурок о камень или ствол дерева, и другая «община» узнает, что участок занят!