Найти в Дзене

«Главный урок – не быть дилетантом»

Такой урок по жизни дали наставники ЛГТУ Александру Бабанову, выпускнику 1986 года по специальности «Сварочное производство», Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Липецкой области. Урок был усвоен на «отлично», этим можно объяснить все последующие успехи: защиту кандидатской диссертации, научную работу, развитие наукоемкого бизнеса, переход на государственную службу. Неизменным остается одно – тесная связь с alma mater, преподавателями, коллегами. Об этом и был разговор.

— Вы поступили в Липецкий политехнический институт в 1981 году на специальность «Сварочное производство». Что повлияло на выбор данной специальности?

— В школьные годы была система, в которой мы обучались рабочей профессии. Один из дней ходили в учебный комбинат. Например, знакомились с профессией электрика, учились подключать электрические схемы, паять платы для радиоприемников. Было достаточно интересно, поэтому появилась мысль пойти на техническую специальность или в этом направлении, или рядом.

На мой выбор повлияло два фактора. Первый – посещение учебного комбината, где можно было посмотреть разные специальности, это была хорошая практика. Второй фактор – конечно, семья. Мой отец работал на тракторном заводе начальником цеха, я бывал у него на производстве. Он показывал мне различные специальности в условиях действующего производства. В то время тракторный завод был большим, вторым после НЛМК, там работало более
20 000 работников, поэтому технологические процессы, в том числе и сварка, были представлены очень широко, ведь это было машиностроительное предприятие. Была и контактная сварка, и полуавтоматическая, и ручная, поэтому, когда отец все это показывал, а я смотрел, это где-то в подсознании оставалось и влияло на выбор профессии.

— Был ли выбор: поступать в вуз в нашем городе или уехать в другой регион?

— Рейтинг нашего политехнического института был очень высокий. В те годы, когда я поступал, конкурс был 2-3 человека на место. Особенно на ряд специальностей. И на сварку тоже, она выделялась из ряда общих специальностей, и люди хотели туда идти. Выход в космос этому поспособствовал, необходимо было работать с новыми специальными высокопрочными сталями, необходимо было разрабатывать надёжную технологию их сварки. Наверное, именно это толкнуло науку вперед. Плюс в те годы большое внимание уделяли оборонной промышленности нашей страны, поэтому сварка была очень востребована, можно сказать, на пике популярности. Сомнений не было, тем более средний балл аттестата был 4,5, я мог сдавать всего два экзамена – физику и математику. Я сдал оба экзамена на 10 баллов.

— Вы сказали про склонность к техническим специальностям. Как Вы относитесь к ранней профориентации школьников?

— Говоря о профориентации, у нас она выходила за рамки учебного процесса и структурировалась по признаку мальчик/девочка, для всех предлагали свои специальности. Мальчикам предлагалось на выбор обучаться электротехнике, ремонту автомобилей, деревообработке. Эта профориентация работала, потому что эти специальности позволяли чувствовать себя увереннее в быту. Сейчас многие вещи решаются аутсорсингом: только позвони, и тебе экран починят, розетку подключат. Раньше такого не было: любой мальчик, не важно, кто он, и какая у него склонность, мог подключить розетку или вкрутить лампочку, починить развалившийся диван или вкрутить пару шурупов. Он должен был делать это сам.

Тогда активно строились дачные кооперативы, тогда не был развит сервис по автомобилям, многие в гаражах сами их ремонтировали, поэтому многие мальчики понимали практическую потребность и учились что-то делать руками. Это многое давало, показывало практическую ценность специальности. Когда человек ее понимал, он и воспринимал ее значение по-другому, понимал, что завтра с отцом это ему пригодится. Вот эта практическая необходимость в овладении этими навыками, у мальчиков – своими, у девочек – своими, а в кооперации в семье они давали хорошую синергетику, прививала интерес к образованию не формально, а реально.

— Для многих студентов любимый предмет был тот, который ведет любимый преподаватель. Было ли у Вас так?

— Конечно, такие были. Хотелось бы выделить двух преподавателей, ныне, к сожалению, ушедших из жизни. Это преподаватели нашей кафедры сварки Ветер Владимир Владимирович и Самойлов Михаил Иванович. У этих преподавателей я с третьего курса занимался научной работой, после армии они были моими наставниками в аспирантуре, вместе мы решали инженерные задачи, которые перед нами ставил НЛМК, завод «Свободный сокол». Потом на базе решения этих задач, под их руководством, я стал младшим партнером в бизнесе с их участием, и долгое время, более 25 лет, мы развивали научно-производственные компании, которые были созданы не на базе приватизации какого-то имущества, а были созданы на базе «приватизации» интеллектуальной собственности. Все разрабатывалось в стенах лаборатории ЛГТУ в рамках НИС ЛГТУ.

Я всегда с большой радостью и большим пиететом возвращаюсь в альма-матер, в Политех, потому что и работа, и учеба в институте позволила заложить тот фундамент, на базе которого выстраивался дальнейший карьерный трек в бизнесе и сейчас в органах госвласти.

— Подскажите, какой главный урок дали Вам преподаватели университета?

— Наверное, главный урок по жизни – стараться быть профессионалом в том направлении, в котором ты работаешь. Как говорил М.И. Самойлов, если делаешь диссертацию по сварке чугуна, то ты должен стать одним из лучших экспертов по этой теме в стране или хотя бы войти в тройку. Мои учителя показывали пример постановки высоких целей в профессии, показывали пути их достижения и помогали их достигать. Главный урок – не быть дилетантом, а делать все на уровне, лучшем в стране.

— Ваши самые яркие воспоминания о студенчестве. Связаны ли они с наукой или, может, как у многих это первая поездка в колхоз?

— У меня больше ярких впечатлений в институте связано со спортом. У нас была секция дзюдо, которую возглавлял тоже, к сожалению, ныне ушедший Перов Александр Прокофьевич. Наверное, это был третий человек, который приложил руку к формированию меня как личности, потому что кроме профессиональных навыков, важно дать софт скиллс. Я получал их, когда занимался спортом, когда вместе с ребятами ездил на соревнования. Поэтому наиболее яркие воспоминания студенчества связаны именно со спортом, когда после учебы и науки до вечера мы пропадали в спортивном зале.

— На Ваш взгляд, какими тремя главными качествами должен обладать студент?

— Первое. Главное, чтобы ему нравилась специальность, на которую поступил. Как говорят: «Если у тебя будет любимая работа, то ты не будешь работать ни одного дня». Важно, чтобы был интерес к специальности.

Второе. Студент должен иметь уважение к преподавателям. Хочу отметить, что пару лет назад на соревнованиях «WorldSkills. Молодые профессионалы» чемпионом мира по сварке стал Бобошкин Володя. Он студент Индустриально-строительного колледжа и воспитанник нашей Ассоциации сварки, в работе которой я до сих пор участвую. Мы видели, с кем соревновался Володя: с китайцами, южно-корейцами, с людьми «с Востока». Мы пообщались там с наставниками, мы поняли, что там совсем другое отношение к педагогу. Для них самое страшное, если наставник тебя выгнал из группы. Страшное наказание лишиться наставника. И наставники там жестко подходят к обучению, у них вообще культ наставника. Хотелось бы, чтобы студент всегда имел уважительное отношение к наставнику и ценил те знания, которые ему дают. Если ты не ценишь наставника и знания, которые тебе дают, процесс обучения будет идти не очень хорошо.

Третье, чтобы студент стремился и мог попробовать полученные знания на практике. Потому что те знания, которые ты не практикуешь, быстро забываются, и обучение у любых супер-преподавателей будет бессмысленным и бесполезным. И получается, что даром преподаватели время напрасно тратили. Сейчас у ЛГТУ налажены хорошие контакты с предприятиями, можно найти себе компанию и пробовать оттачивать свои навыки там.

— Какие главные качества должны быть у преподавателя?

— Главное качество, мне кажется, это любовь к предмету и какая-то харизма и энергетика, потому что если нет внутренней харизмы, энергетики и желания передать эти знания, то он будет вещью в себе.

Второе, чтобы преподаватель был практикующий. Когда мы обучались, то понимали, что В.В. Ветер плотно работал с комбинатом и нам конкретные теоретические знания давал, а мы их отрабатывали на практике. Мы решали задачу, которую ставил нам Белянский, тогда главный инженер НЛМК, разработать технологию наплавки прокатных валков. Мы уже как студенты пытались ее реализовывать.

Третье – эмоциональный интеллект, благодаря которому можно найти подход к студентам, студенты разные, группы небольшие и вполне возможно работать с каждым студентом, особенно с дипломником или аспирантом.

— Сейчас у нас работает Акселератор стартапов ЛГТУ, где ребятам предлагают попробовать свои силы, подготовить бизнес-план, а может и найти инвестора. В каких научно-технических отраслях молодые предприниматели наиболее востребованы?

— Конечно, все зависит от структуры региона. Наш регион промышленный, поэтому это, безусловно, металлургия, малый и средний бизнес и оказывает отрасли технические услуги. Если на комбинате работает около 25 000 сотрудников, то 10 000 сотрудников еще работают в разных фирмах, которые обслуживают комбинат по разным направлениям. Обычно это компании от 200 до 300 человек, средний бизнес, который сгруппирован вокруг комбината и оказывает различные технические, технологические и другие услуги.

Необходимо идти от постановки задач, и вот проводником должен быть преподаватель. Я не очень верю, что студент сможет сам коммуницировать с крупной компанией. Крупная компания более охотно пойдет на диалог с преподавателем вуза, чем со студентом. Преподаватель как генподрядчик сам распределит задачи между студентами. Он сам должен четко понимать психологию студента, кто-то больше аналитик, кто-то больше интегратор, кто-то креативщик.

— Ребята в Акселераторе приобретают предпринимательские навыки, учатся идеи оформлять в бизнес-
проект. Когда Вы приобретали эти навыки, в процессе учебы или уже во время работы?

— Когда я учился с 1981 по 1986 годы, не было акцента на предпринимательство и бизнес-планирование, но мне нравится наше образование в ЛГТУ тем, что оно комплексное. Кроме курса по сварке, был серьезный курс по экономике промышленности, который очень четко давал понимание, что такое себестоимость изготовления продукции, что такое прибыль, как она формируется. Мы это все четко понимали. Был курс проектирования сварочных цехов. Образование было комплексным, может, это не называлось современными терминами, но по сути позволяло посчитать экономику процесса.

Когда мы создавали свои компании, была другая обстановка на рынке. Рынок был не занят, было меньше конкуренции. Сейчас на рынке более жесткая конкуренция, но есть и новые развивающиеся ниши. В сложившихся отраслях уже есть игроки структурированные и может быть сложнее. Но можно брать на аутсорсинг решение конкретных задач, и именно в этой нише ты можешь быть номер один.

— Вы реализовались в науке и в бизнесе, какие дальнейшие цели ставите?

— Сейчас я работаю Уполномоченным по защите прав предпринимателей, и одна из главных задач, кроме защиты бизнеса, – это создание благоприятного
бизнес-климата. Один из его элементов – новые технологии, которые может использовать предприниматель. Одна из основных задач сейчас – построить мостик между предпринимателями и системой образования, не только с ЛГТУ, но и с системой среднего образования. Хочу вовлечь в систему малый и средний бизнес как можно активнее в процесс подготовки кадров.

— Продолжите фразу: Университет для меня – это…

— Университет фундамент для развития своих профессиональных навыков, которые потом помогли реализоваться в бизнесе, в науке, в госуправлении и источник постоянной подпитки новыми идеями, общением, которое позволяет расширять кругозор. Даже просто подпитываться энергией и драйвом от общения с творческими людьми, которые там работают.

Блиц-опрос:

Чай или кофе? – Чай

Дерево или металл? – Металл

Лес или горы? – Лес

Алгебра или геометрия? – Алгебра

Пушкин или Лермонтов? – Пушкин