Найти в Дзене

Символ небесного Иерусалима глазами голландских художников

Кафедральный собор Утрехта очень интересен во многих отношениях. В прошлом посте мы с вами поговорили о жизни его колокольни в наши дни, а в этот раз давайте посмотрим на неё в средние века глазами её современников.

На многих позднесредневековых картинах религиозных сцен на заднем плане изображен воображаемый город как символ небесного Иерусалима. Один из самых известных шедевров - Гентский алтарь братьев Ван Эйк, 1432:

Гентский алтарь, лицевая сторона. Собор Св.Бавона, Гент
Гентский алтарь, лицевая сторона. Собор Св.Бавона, Гент

Темой центральной части алтаря является поклонение Агнцу из Откровения Иоанна Богослова, согласно которому пророки, праотцы, апостолы, мученики и святые стекаются к алтарю, на котором стоит Агнец, символизирующий Христа.

-3

А теперь давайте посмотрим на башню, что возвышается в центре верхней части картины. Что же она напоминает? Правильно, это Домторен, башня утрехтского собора Св. Мартина.

Долгое время оставалось под вопросом, была ли башня изображена самим Ван Эйком в 1432 году, или это было сделано во время реставрации в 1550 году, в которой участвовал утрехтский художник Ян ван Скорел. В ходе последней реставрации, завершившейся в 2019 году, было установлено, что башня оригинальная, но полностью закрашенная в шестнадцатом веке. Теперь, когда более поздние слои краски были удалены, видно, что башня воспроизведена очень точно. Это старейшее сохранившееся изображение Домторена, которому тогда было ровно пятьдесят лет.

Вот фрагмент покрупнее:

-4

Почему Ван Эйк изобразил именно Домторен? Помимо того, что сама башня до сих пор является самой высокой церковной башней в Нидерландах, а по тем временам была и вовсе чем-то невиданным ранее, сам Домский собор до церковной реорганизации в 1559 году был единственным собором в Северных Нидерландах (их территория примерно совпадает с нынешними Нидерландами в их современных границах). Вообще нидерландская Википедия пишет, что до открытия собора Святого Бавона в Харлеме в 1898 году Дом в Утрехте был единственной церковью в Нидерландах, построенной как кафедральный собор.

Поэтому не удивительно, что Домторен фигурирует на многих голландских картинах на религиозные темы: других подобных образцов поначалу просто не было.

Домская башня также изображена в «Мадонне канцлера Ролена» Яна ван Эйка.

Ян ван Эйк. «Мадонна канцлера Ролена» (ок. 1435, Лувр, Париж).
Ян ван Эйк. «Мадонна канцлера Ролена» (ок. 1435, Лувр, Париж).

Однако у башни здесь по две ниши с каждой стороны во втором квадрате вместо трех:

Ян ван Эйк. «Мадонна канцлера Ролена», фрагмент
Ян ван Эйк. «Мадонна канцлера Ролена», фрагмент

Вообще интересно, что строительство башни Домского собора в Утрехте вызывало не только восхищение. Так, например, до нас дошёл трактат Contra turrim Traiectensem (Против Утрехтской башни) Герта Гроте, каноника собора с 1371 по 1374 год и известного в те времена проповедника. Он решительно протестовал против строительства Домской башни (которую к тому моменту уже успели возвести до уровня фонаря, т.е. верхнего яруса). По словам Гроте, башня не служила общему назначению и, "как вторая башня Вавилона, была символом гордыни и расточительства, предназначенным только для ублажения тщеславия и вызывания восхищения посетителей". Он предсказывал скорый обвал и думал, что уже видит первые трещины. Однако Гроте, похоже, был довольно одинок в своей критике, потому что его трактат уж точно не стал бестселлером.

Фрагмент триптиха с Распятием работы анонимного утрехтского мастера (ок. 1460, Центральный музей, Утрехт):

-7

На миниатюре с изображением молящегося царя Давида в часослове примерно 1450–1460 годов, приписываемой Виллему Вреланту (Австрия, Национальная библиотека, Вена), башня Домского собора возвышается слева на заднем плане (хех, при попытке найти это изображение ресурсы на русском выдали только "Виллему Врелант был иллюминатом").

Нидерландская вики приводит список ещё из десятка работ XV-XVI веков.

Дом в триптихе с распятием франкфуртского мастера, около 1520 г.

Дом в триптихе с распятием франкфуртского мастера, около 1520 г.
Дом в триптихе с распятием франкфуртского мастера, около 1520 г.

На протяжении веков Домская башня служила источником вдохновения для других башен этого региона. Наиболее отчетливо это видно в Onze-Lieve-Vrouwetoren в Амерсфорте (ок. 1445-ок. 1470). Аэрофотосъёмка перед второй мировой войной:

Аэрофотоснимок Амерсфорта между 1920 и 1940 годами
Аэрофотоснимок Амерсфорта между 1920 и 1940 годами

...и в наши дни:

Фото с сайта города Амерсфорт
Фото с сайта города Амерсфорт

Башня церкви Кунеракерк в городе Ренен (построена в 1492-1531):

Ренен, Кунераторен. Архивное фото из нидерландской Википедии
Ренен, Кунераторен. Архивное фото из нидерландской Википедии

Башни в Ренене и Амерсфорте имеют ту же структуру из двух квадратов с восьмиугольным фонарём, что и Домторен. Церковь Вейк-бий-Дурстеде (Wijk bij Duurstede) также должна была иметь башню такого типа, но строительство, начатое в 1486 г., было остановлено после завершения первой площади.

Синт-Ян де Доперкерк, архивное фото из нидерландской Википедии
Синт-Ян де Доперкерк, архивное фото из нидерландской Википедии

О башне Домторен мы ещё как-нибудь поговорим, а на сегодня это всё!

Утрехт, Домторен
Утрехт, Домторен

Кстати, меня очень сильно удивило обилие рунных камней вокруг Домского собора (вот как на фото), но по поводу их происхождения и того, как они там оказались, достаточно далеко от Скандинавии, я, к сожалению, ничего не знаю.

(с) Pink_Mathilda, 2022

Другие мои посты про картины:

Перес-Реверте всех обманул. Картины нет, расходимся!

Рембрандт vs Веласкес. Голландцы vs испанцы. Выставка в Рейксмузеуме 2019-2020

Вид на море у Схевенингена глазами Ван Гога и 137 лет спустя

А что написано на обороте картины в вашем гостиничном номере?