Найти в Дзене
Доктор Злата

Феназепамовые наркоманы

Еще одна головная боль невролога, пришедшего работать в поликлинику: вечные просьбы пациентов дать рецепт на феназепам или его аналоги. Как это случается в реальном мире ? Пациент, будь он с тревогой/депрессией/паническими атаками/бессонницей попадает к неврологу, который на выбор или всё вместе: а) некомпетентен по данным заболеваниям, чтобы четко поставить диагноз б) не хочет разбираться в силу нехватки времени и желания в) не знает, что есть другие препараты с доказанной эффективностью г) хочет быстро помочь пациенту, наплевав на долгосрочные перспективы далее выписывает рецепт на бензодиазепиновый препарат, который подлежит строгому учету и отпускается по особой форме рецепта (и неспроста). Пациент пьет волшебную таблеточку, достигает нужного эффекта, и понимает, что вот оно, спасение: быстрое, удобное, и не очень дорогое. Препарат быстро заканчивается, в силу того, что хочется принимать еще и еще, чтобы гасить свои симптомы, и пациент снова бежит к неврологу с просьбой выписа

Еще одна головная боль невролога, пришедшего работать в поликлинику: вечные просьбы пациентов дать рецепт на феназепам или его аналоги.

Как это случается в реальном мире ?

Пациент, будь он с тревогой/депрессией/паническими атаками/бессонницей попадает к неврологу, который на выбор или всё вместе:

а) некомпетентен по данным заболеваниям, чтобы четко поставить диагноз

б) не хочет разбираться в силу нехватки времени и желания

в) не знает, что есть другие препараты с доказанной эффективностью

г) хочет быстро помочь пациенту, наплевав на долгосрочные перспективы

далее выписывает рецепт на бензодиазепиновый препарат, который подлежит строгому учету и отпускается по особой форме рецепта (и неспроста).

Пациент пьет волшебную таблеточку, достигает нужного эффекта, и понимает, что вот оно, спасение: быстрое, удобное, и не очень дорогое.

Препарат быстро заканчивается, в силу того, что хочется принимать еще и еще, чтобы гасить свои симптомы, и пациент снова бежит к неврологу с просьбой выписать уже новый рецепт и желательно на большее количество таблеток. Невролог снова в силу пунктов от «а» до «г» выписывает рецепт, и на этом порочный круг замыкается.

Через время пациент хочет прекратить принимать препарат, так как где-то еще присутствует голос разума, что вечно на таких таблетках быть нельзя, да и за руль садиться с ними противопоказано. Частое употребление ведет к постепенному качеству жизни, а без таблетки уже не получается уснуть.

До психиатра дойти стыдно, сложно и зачастую присутствует страх в стиле «а вдруг кто узнает?» (хотя это в принципе невозможно). Даже если не брать во внимание психиатров на частных приемах, даже в государственной системе врачебная тайна - это действительно врачебная тайна, а, значит, никто, кроме вас и врача, не узнает о том, что вы приходили на прием.

Но так или иначе пациент снова идет по проторенной дороге к неврологу за заветным рецептом.

У меня позиция на этот случай четкая.

Или поход к психиатру, который также уполномочен выписать данный препарат, если посчитает это необходимым, или давайте слезать с «феназепамовой иглы» и разбираться, какие же симптомы вы гасите этим препаратом.

Иногда подобное предложение встречают с радостью, иногда с обидой, иногда со скандалом. Но меня негативные эмоции уже давно не стращают и не пугают, так как придерживание четкой позиции, а не метания, это тоже залог успеха компетентного врача, который уверен в своих знаниях.

И напоследок, делюсь одной из историй с приема.

Ко мне обратился пациент «А», мужчина, 46 лет, который ежемесячно (как оказалось) приходит за очередным рецептом на феназепам на протяжении 5-ти лет. Основные жалобы: тревога, навязчивые мысли, хроническая бессонница, панические атаки, возможно, периодические слуховые галлюцинации. У психиатра никогда не наблюдался, всегда приходил к неврологу, так как феназепам помогает временно приглушить все эти симптомы. Уверяет меня, что использует его редко, в крайних случаях, если накатывает. А накатывает, как мы понимаем, постоянно.

Я направляю пациента с множественными уговорами к знакомому психиатру, тот, проконсультировав пациента, направляет его в стационар психо-неврологического диспансера, после чего пациенту становится намного лучше, но необходимо дальнейшее динамическое наблюдение психиатром.

Знакомый психиатр по семейным обстоятельствам вынужден был переехать в другой город на неопределенное время, пациент к другому психиатру не пошел. Но решил, что его сможет дальше наблюдать невролог, вернулся в поликлинику по месту жительства, где ему снова выписали феназепам. Пациент снова оказался в исходной точке.

Выводы делайте сами.