Найти в Дзене

Эволюция на примере эмбрионов. Или что нам досталось от рыб

А вы знали, что у утконоса нет желудка? В отличие от большинства млекопитающих ( в том числе и нас с вами), у которых желудок представляет собой мешок, где вырабатываются пищеварительные ферменты, расщепляющие пищу, утконоса он похож на небольшое расширение пищевода в том месте, где он соединяется с кишечником. А вот у его предка желудок был. Эволюционно так сложилось, что геном утконоса содержит два псевдогена, кодирующих пищеварительные ферменты. Поскольку надобность в них отпала, она инактивировалась мутацией. Я решил отобрать самые интересные факты из работ А. Маркова, Джерри Койна и других авторов - биологов. У нас, вроде как 21 век, это век прорыва в биологии, а народ все еще в этом вопросе темный. Хотя, в чем он не темный, особенно с такими допотопными учебниками. Задолго до Дарвина биологи плотно занимались исследованием эмбрионов. Сходство у эмбрионов на ранних этапах были обнаружены неоднократно, в частности, примечателен случай с немецким эмбриологом Эрнстом фон Бэром. Он ка

А вы знали, что у утконоса нет желудка?

В отличие от большинства млекопитающих ( в том числе и нас с вами), у которых желудок представляет собой мешок, где вырабатываются пищеварительные ферменты, расщепляющие пищу, утконоса он похож на небольшое расширение пищевода в том месте, где он соединяется с кишечником.

А вот у его предка желудок был. Эволюционно так сложилось, что геном утконоса содержит два псевдогена, кодирующих пищеварительные ферменты. Поскольку надобность в них отпала, она инактивировалась мутацией.

Я решил отобрать самые интересные факты из работ А. Маркова, Джерри Койна и других авторов - биологов.

У нас, вроде как 21 век, это век прорыва в биологии, а народ все еще в этом вопросе темный. Хотя, в чем он не темный, особенно с такими допотопными учебниками.

Задолго до Дарвина биологи плотно занимались исследованием эмбрионов. Сходство у эмбрионов на ранних этапах были обнаружены неоднократно, в частности, примечателен случай с немецким эмбриологом Эрнстом фон Бэром. Он как-то писал Дарвину:

«В моем распоряжении имеются два маленьких заспиртованных эмбриона, и я забыл наклеить этикетки на склянки, так что теперь совершенно не могу определить, к какому классу они принадлежат. Возможно, это ящерицы, или маленькие птицы, или очень молодые млекопитающие; сходство в особенностях формирования головы и туловища у них полнейшее».

Рыбообразность зародышей одинакова у всех позвоночных.

Самая интересная черта, роднящая с рыбой - 5-7 валикообразных возвышений, идущих в ряд друг от друга бороздками, по бокам зародышей, где впоследствии появится голова.

-2

Эти валикообразные возвышения называются жаберными или висцеральными дугами (Джерри Койн именует их «дуги»).

Каждая такая «дуга» превращается в нервы, крвоеносные сосуды, мышцы, кости и хрящи.

У зародышей рыб, в том числе акул, по мере развития первая дуга превращается в челюсть, а все остальные — в жабры:

- бороздки между валиками становятся жаберными щелями

- нервы появляются в жаберных дугах, они контролируют движение жабр

- кровеносные сосуды помогают извлекать кислород из воды

У рыб жабры из эмбриональных жаберных дуг развиваются более-менее напрямую: эти зародышевые органы просто увеличиваются, не особенно изменяясь, и формируют дыхательный аппарат у взрослых особей.

Но у других позвоночных жабры исчезают. Дуги превращаются в совершенно иные структуры — те, из которых состоит голова.

Например, у млекопитающих дуги преобразуются в три крошечные кости среднего уха, в евстахиеву трубу, в сонную артерию, миндалевидные железы, гортань и черепно-мозговые нервы. В отдельных случаях у эмбрионов человека жаберная щель не зарастает, поэтому младенец появляется на свет с кистой на шее. Эту патологию — атавизм, доставшийся в наследство от рыбообразных предков, — легко исправить хирургическим путем.

Самый известный атавизм - наличие хвоста у некоторых детей
Самый известный атавизм - наличие хвоста у некоторых детей

У рыб кровеносные сосуды без особых имзений развиваются в кровеносную систему взрослой особи. А вот у других позвоночных с этой системой целые приключения. У млекопитающих, таких как мы, от шести сосудов остается только три.

Но самое любопытное, что эмбрион в процессе индивидуального развития повторяет стадии зародышевого развития предковых форм.

- Система кровообращения напоминает какая имеется у рыб

- Потом становится как у амфибий

- У амфибий эмбриональные сосуды напрямую превращаются в кровеносную систему взрослой особи, у нас же продолжает изменятся, напоминает систему зародышей рептилий и т.д.

Называется этот процесс - рекапитуляция.

Особенно ярко это видно на примере развития почек. В ходе развития у зародыша человека, по сути, последовательно формируются три разных типа почек, и первые два исчезают до того, как появляется третий — окончательный.

-4

Первичные почки в наших эмбрионах похожи на те, что есть у видов, существовавших до нашего появления, в частности, у бесчелюстных и рептилий.

Я как-то слышал у одного антиэволюциониста и поклонника сюжетов а-ля канала Ren-TV что человеческое тело - идеальное изобретение, свидетельствующее о влиянии инопланетных сил на наше появление.

Если бы, этот человек был немного знаком с биологией, то знал бы, что эволюция не всегда «идеальна», а уж наше тело далеко от совершенства. Атавизмы, разные «недоработки», из-за которых мы получаем те или иные болезни, все это сопровождает развитие живых существ. Если бы на него влияли разумные силы, они бы позаботились о том, чтобы в теле не сохранялись, хотя бы, атавизмы. Я молчу уже о том, что вслед за прямохождением, наш организм не во всем успел приспособиться к этой особенности. А еще большая проблема близость мочеиспускательной и половой системы. Так что, этот «разумный» дизайнер либо был пьян, когда делал нас, либо был большим шутником.