Сегодня очень распространена идея с самого рождения начинать развивать интеллект ребёнка. И я с этим полностью согласна.
🤔 Вопрос только в том, как именно это делать.
Буквы и цифры начинают окружать ребёнка почти уже самого рождения
- их изображения вешают изображения в зоне видимости ребёнку, в том числе и у бортов кроватки
- на клавишах, кнопках и корпусах чуть ли ни самых первых игрушек
- в песенках, стишках и игровой речи родителей
- на прогулке на них акцентируется внимание ребёнка
Появилось и множество методик по раннему обучению чтению и счёту.
❓ Как Вы думаете, а для чего всё это нужно?
❓ Кому это нужно?
❓ Маме похвастаться или для ребёнку польза?
Современные учёные - исследователи в области функций головного мозга и нейропсихологии утверждают, что такая поспешность родителей может в будущем вылиться для ребёнка:
- в проблемы с восприятием и воспроизведением информации
- в дисграфию, дислексию, алалию
- в низкую способность к самоконтролю и концентрации внимания
Разбираемся по порядку
Ребёнок по своему анатомическому строению, физиологическим функциям и нейрофизиологии мозга:
- вовсе не уменьшенная копия взрослого
- это поэтапно, шаг за шагом развивающийся организм
- он имеет огромное количество незрелостей и особенностей
И это в первую очередь касается и мозговых структур.
1. К рождению
Ретикулярная формация (древняя структура мозга) уже полностью сформирована. В ней хранится вся информация для старта формирования/развития более новых областей мозга.
Новые области мозга у новорожденного либо в зачаточном состоянии, либо их пока ещё вовсе нет. К таким зонам относятся и те, которые отвечают за чтение. Для активного формирования каждой из зон отведено своё строго определённое время.
Основная задача ретикулярной формации питать наш мозг энергией, выделяя значительно больший ресурс для развивающиеся в данный момент части мозга.
Энергетический ресурс ограничен и строго дозируется.
💯 Основное питание получает та часть мозга, которой положено развиваться именно в это время.
❗ Если мы искусственно активизируем развитие другой области гол/мозга (которой ещё не пора), то развивающаяся естественным образом недополучает питания и остаётся недоразвитой.
2. Ребёнок от 0 до 3х лет.
В этот период между огромным количеством "свободных" нейронов начинают формироваться нейронные связи.
В них закрепляются:
- все способы реагирования на этот мир
- все базовые умения и навыки ребёнка
- основной механизм реагирования на изменения внутренней или окружающей среды (иммунитет)
Нейронные связи, которые ребёнок использует часто,:
- начинают закрепляться и обрастать миелиновой оболочкой
- чем толще и плотнее оболочка, чем качественнее связь и прохождение нервного импульса
- таким образом наращивается двигательная кора головного мозга
- таким образом происходит первый уровень координации между отделами мозга
Заметьте, что зоны отвечающие за чтение здесь пока получают только стартовые настройки и не готовы к логической обработке информации.
Здесь интеллект формируется
👉 В первую очередь благодаря тактильным ощущениям, обильному сенсорному восприятию и двигательной активности.
👉 Важны также рациональный режим активности и отдыха, полноценное питание и обилие кислорода, особенно в ходе двигательной активности.
💯 Ребёнок до 3х лет развивается только в движении!
Для развития мозговых структур нужно как можно больше и разнообразнее двигаться, трогать, слышать, видеть, нюхать, лизать, кусать и т.п. И это движение должно происходить в согласии с законами онтогенеза, которые мамочки часто нарушают по незнанию.
Если движения мало и оно не рационально:
- то и нейронных связей мало
- то нервный импульс не качественный
А это база для формирования всех областей мозга и координации процессов протекающих в организме в целом.
Именно по этому я и занимаюсь обучением мамочек созданию грамотной двигательной и сенсорной активности для их младенцев и малышей чуть постарше.
Это и различные виды массажа, двигательная терапия и хендлинг.
3. Возраст от 3х до 5ти лет.
В 3 года стартует активное формирование лобных долей мозга и правого полушария. Туда и начинает поступать основной информационный и энергетический поток из ретикулярной формации.
Лобные доли - это контроль, все механизмы, касающиеся саморегуляции, самомотивации, коррекции своего поведения
- так называемые процессы оттормаживания.
Раньше до 3х лет в случае истерики объяснять что-либо бесполезно. Процессы контроля и логики в головном мозге ещё не запущены.
- старались переключить внимание
- просто брали подмышку и уносили вопящим
Теперь у ребёнка начинает появляться возможность первых объяснений со стороны взрослых. Да и сам детки без умолку начинают всё объяснять в силу действия своей пока ещё забавной логики.
Правое полушарие - это абстрактное мышление.
Пора активно рисовать, знакомиться с временами года, временем и другими абстрактными понятиями.
Для ретикулярной формации
процессы контроля (оттормаживания) самые энергозатратные функции:
- если сейчас загружать мозг малыша освоением "конкретики" чтения и счёта
- то на выходе можно получить не умение контролировать свои поведение, внимание, восприятие и речь
Конечно, ребёнок может выучить буквы и цифры,
но только на рефлексе без логического анализа, без понимания сути этих символов и их сочетаний. Примерно, как "собака Павлова".
🥺 А энергия у лобных долей и правого полушария будет украдена. Восполнить потом это будет уже очень и очень сложно.
💯 А вот качественно сформированные в этот период лобные доли - это залог того, что с 5ти лет ребёнок освоит и чтение, и счёт, легко и быстро.
Значительно быстрее, а главное качественнее, чем в более раннем возрасте. Просто мозг уже будет готов к этому.
4. Возрастной период с 5ти до 7ми лет.
Здесь происходит активное формирование левого полушария, которое отвечает за логическое мышление.
🎉 УРА! Начинаем читать, считать, объяснять логически, учить языки и так далее.
Обсудим в комментариях 👇
❓ когда и как Вы начали учить своего ребёнка чтению и счёту?
❓ как считаете стоит начинать как можно раньше или это чревато...