Найти тему

В чём опасность раннего чтения?

Оглавление

Сегодня очень распространена идея с самого рождения начинать развивать интеллект ребёнка. И я с этим полностью согласна.

🤔 Вопрос только в том, как именно это делать.

Буквы и цифры начинают окружать ребёнка почти уже самого рождения

  • их изображения вешают изображения в зоне видимости ребёнку, в том числе и у бортов кроватки
  • на клавишах, кнопках и корпусах чуть ли ни самых первых игрушек
  • в песенках, стишках и игровой речи родителей
  • на прогулке на них акцентируется внимание ребёнка

Появилось и множество методик по раннему обучению чтению и счёту.

❓ Как Вы думаете, а для чего всё это нужно?

❓ Кому это нужно?

❓ Маме похвастаться или для ребёнку польза?

Современные учёные - исследователи в области функций головного мозга и нейропсихологии утверждают, что такая поспешность родителей может в будущем вылиться для ребёнка:
  • в проблемы с восприятием и воспроизведением информации
  • в дисграфию, дислексию, алалию
  • в низкую способность к самоконтролю и концентрации внимания

Разбираемся по порядку

Ребёнок по своему анатомическому строению, физиологическим функциям и нейрофизиологии мозга:

  • вовсе не уменьшенная копия взрослого
  • это поэтапно, шаг за шагом развивающийся организм
  • он имеет огромное количество незрелостей и особенностей

И это в первую очередь касается и мозговых структур.

1. К рождению

Ретикулярная формация (древняя структура мозга) уже полностью сформирована. В ней хранится вся информация для старта формирования/развития более новых областей мозга.

Новые области мозга у новорожденного либо в зачаточном состоянии, либо их пока ещё вовсе нет. К таким зонам относятся и те, которые отвечают за чтение. Для активного формирования каждой из зон отведено своё строго определённое время.

Основная задача ретикулярной формации питать наш мозг энергией, выделяя значительно больший ресурс для развивающиеся в данный момент части мозга.

Энергетический ресурс ограничен и строго дозируется.

💯 Основное питание получает та часть мозга, которой положено развиваться именно в это время.

❗ Если мы искусственно активизируем развитие другой области гол/мозга (которой ещё не пора), то развивающаяся естественным образом недополучает питания и остаётся недоразвитой.

2. Ребёнок от 0 до 3х лет.

В этот период между огромным количеством "свободных" нейронов начинают формироваться нейронные связи.

В них закрепляются:

- все способы реагирования на этот мир

- все базовые умения и навыки ребёнка

- основной механизм реагирования на изменения внутренней или окружающей среды (иммунитет)

Нейронные связи, которые ребёнок использует часто,:

  • начинают закрепляться и обрастать миелиновой оболочкой
  • чем толще и плотнее оболочка, чем качественнее связь и прохождение нервного импульса
  • таким образом наращивается двигательная кора головного мозга
  • таким образом происходит первый уровень координации между отделами мозга
Заметьте, что зоны отвечающие за чтение здесь пока получают только стартовые настройки и не готовы к логической обработке информации.

Здесь интеллект формируется

👉 В первую очередь благодаря тактильным ощущениям, обильному сенсорному восприятию и двигательной активности.

👉 Важны также рациональный режим активности и отдыха, полноценное питание и обилие кислорода, особенно в ходе двигательной активности.

💯 Ребёнок до 3х лет развивается только в движении!

Для развития мозговых структур нужно как можно больше и разнообразнее двигаться, трогать, слышать, видеть, нюхать, лизать, кусать и т.п. И это движение должно происходить в согласии с законами онтогенеза, которые мамочки часто нарушают по незнанию.

Если движения мало и оно не рационально:

  • то и нейронных связей мало
  • то нервный импульс не качественный

А это база для формирования всех областей мозга и координации процессов протекающих в организме в целом.

Именно по этому я и занимаюсь обучением мамочек созданию грамотной двигательной и сенсорной активности для их младенцев и малышей чуть постарше.

Это и различные виды массажа, двигательная терапия и хендлинг.

3. Возраст от 3х до 5ти лет.

В 3 года стартует активное формирование лобных долей мозга и правого полушария. Туда и начинает поступать основной информационный и энергетический поток из ретикулярной формации.

Лобные доли - это контроль, все механизмы, касающиеся саморегуляции, самомотивации, коррекции своего поведения
- так называемые процессы оттормаживания.

Раньше до 3х лет в случае истерики объяснять что-либо бесполезно. Процессы контроля и логики в головном мозге ещё не запущены.
  • старались переключить внимание
  • просто брали подмышку и уносили вопящим

Теперь у ребёнка начинает появляться возможность первых объяснений со стороны взрослых. Да и сам детки без умолку начинают всё объяснять в силу действия своей пока ещё забавной логики.

Правое полушарие - это абстрактное мышление.

Пора активно рисовать, знакомиться с временами года, временем и другими абстрактными понятиями.

Для ретикулярной формации

процессы контроля (оттормаживания) самые энергозатратные функции:

  • если сейчас загружать мозг малыша освоением "конкретики" чтения и счёта
  • то на выходе можно получить не умение контролировать свои поведение, внимание, восприятие и речь

Конечно, ребёнок может выучить буквы и цифры,

но только на рефлексе без логического анализа, без понимания сути этих символов и их сочетаний. Примерно, как "собака Павлова".

🥺 А энергия у лобных долей и правого полушария будет украдена. Восполнить потом это будет уже очень и очень сложно.

💯 А вот качественно сформированные в этот период лобные доли - это залог того, что с 5ти лет ребёнок освоит и чтение, и счёт, легко и быстро.

Значительно быстрее, а главное качественнее, чем в более раннем возрасте. Просто мозг уже будет готов к этому.

4. Возрастной период с 5ти до 7ми лет.

Здесь происходит активное формирование левого полушария, которое отвечает за логическое мышление.

🎉 УРА! Начинаем читать, считать, объяснять логически, учить языки и так далее.

Обсудим в комментариях 👇

❓ когда и как Вы начали учить своего ребёнка чтению и счёту?

❓ как считаете стоит начинать как можно раньше или это чревато...

-2