Найти тему
Николай Утешев

История СССР. Загадки прошлого. Гибель линкора "Новороссийск". Минная версия или диверсия? Часть 1

Всем привет!

29 октября 1955 года в Северной бухте Севастополя на якорной стоянке взорвался и затонул флагман Черноморского флота линкор "Новороссийск". Погибло более 600 моряков.

Ещё в детстве слышал я об этой трагедии от участника тех событий - отставного кавторанга, который был военруком в нашей школе. Его рассказ и данные многих других источников я обобщил в этой статье.

В Первой части я расскажу, как это произошло. И кто повинен в таком большом количестве жертв. А во Второй части попробую разобраться, что это было - диверсия или роковая случайность. И предложу свою версию произошедшего.

ГИБЕЛЬ ЛИНКОРА "НОВОРОССИЙСК". Часть 1. У семи нянек дитя без глаза.

Линкор «Giulio Cesare» (Юлий Цезарь) был заложен 24 июня 1910 года, спущен на воду 15 октября 1911 года и вошёл в строй 14 мая 1914 года. Советскому Союзу он достался в качестве репарации при послевоенном дележе итальянского военно-морского флота.

В Севастополь линкор прибыл 26 февраля 1949 года, а 5 марта ему присвоили имя "Новороссийск".

Фото  Public domain
Фото Public domain

Корабль находился в запущенном состоянии - трубопроводы, и механизмы требовали капитального ремонта.
В последующие шесть лет он прошёл несколько заводских ремонтов, во время которых провели модернизацию и частичную замену боевых и технических средств.

В условиях начавшейся "холодной войны" важно было продемонстрировать военную мощь советского ВМФ. Поэтому изредка "Новороссийск" выходил в море, чтобы показать НАТО, что он всё ещё находится в строю и представляет реальную силу.

В мае 1955 года линкор прошёл очередной заводской ремонт и до конца октября несколько раз покидал порт для отработки задач по боевой подготовке.

28 октября 1955 года корабль вернулся из последнего похода и занял место в Северной бухте Севастополя. Его "якорная бочка" находилась в районе Морского Госпиталя, примерно в 110 метрах от берега. Глубина там составляла 17 метров чистой воды и еще 30 метров вязкого ила. Всего от поверхности воды до твердого дна было 47 метров.

СЕВЕРНАЯ БУХТА СЕВАСТОПОЛЯ. Источник фото m.fishki.net
СЕВЕРНАЯ БУХТА СЕВАСТОПОЛЯ. Источник фото m.fishki.net

После того, как "Новороссийск" ошвартовался, часть экипажа сошла на берег в увольнение. На борту оставались более полутора тысяч человек: оставшийся экипаж и новое пополнение, накануне прибывшее на линкор.

В тот год из Австрии вывели наши войска, и 200 солдат прислали на корабль. Переодеть их не успели - все они были в сапогах. Эти сапоги многих из них потом утянут на дно.

Командир линкора капитан 1 ранга Кухта в то время находился в отпуске. Его обязанности исполнял старший помощник капитан 2 ранга Хуршудов.

29 октября в 01:30 по московскому времени в носовой части корабля раздался мощный взрыв, спустя полсекунды - второй. По оценкам специалистов, их сила была эквивалентна взрыву 1000-1200 килограммов тротила.

Источник фото lemur59.ru
Источник фото lemur59.ru

В носовых кубриках находилось примерно 150-200 моряков. В момент взрыва они все погибли. Это были первые, но далеко не последние жертвы катастрофы.

Взрывом пробило насквозь все горизонтальные перекрытия от днища до верхней палубы. Над палубой сначала взметнулся огонь, потом столб воды и донного ила. С правого борта в подводной части корпуса образовалась пробоина площадью более 150 м2, а с левого борта и вдоль киля - вмятина со стрелкой прогиба более 2 метров. Общая площадь повреждений подводной части корпуса равнялась 340 м2 на участке длиной 22 метра.

После взрыва возник большой дифферент на нос и небольшой крен на правый борт. Но примерно через полчаса корабль удалось выровнять. И в дальнейшем ещё минут тридцать он находился на ровном киле. Но дифферент продолжал расти вследствие распространения воды по носовым отсекам.
Кроме того, сошедшие на берег офицеры не задраили в своих каютах иллюминаторы, что привело к дополнительному поступлению воды.

Также взрывная волна вывела из строя электростанцию и носовую группу дизель-генераторов, испортилась громкоговорящая связь.

Источник armystandard.ru
Источник armystandard.ru

В 01:40 о подрыве доложили командующему флотом. В 02:00 начальник оперативного управления флота капитан 1 ранга Овчаров приказал буксировать линкор на мелководье, и подошедшие буксиры стали разворачивать его кормой к берегу.

Это было единственно правильное решение. С помощью буксиров и собственных машин плоскодонный Новороссийск легко можно было отвести задним ходом на глубины 10-11 метров и там посадить на мель. А уже на мелководье спокойно заниматься аварийно-спасательными работами.

Но всё получилось иначе. На линкор прибыли 7 адмиралов во главе с командующим Черноморским флотом вице-адмиралом В.А. Пархоменко. Их сопровождали 28 старших офицеров штаба. И они стали командовать спасательными работами так, словно стремились как можно скорей утопить линкор и угробить как можно больше людей.

ТРИ АДМИРАЛА ИЗ СЕМИ
ТРИ АДМИРАЛА ИЗ СЕМИ

Пархоменко отменил буксировку линкора. Позже он так объяснил это своё решение: "Я считал, что корабль не утонет, и его можно спасти." По той же причине он запретил эвакуировать с корабля более тысячи моряков, которые не были задействованы в спасательных работах и без дела топились на юте.

Многих из них потом накрыл опрокинувшийся линкор. А дополнительные сто тонн общего веса этих людей на верхней палубе тоже сыграли свою роль при нулевой остойчивости корабля.

Прямую ответственность за гибель людей несёт и член Военного Совета ЧФ вице-адмирал Кулаков Н.М. Сначала он прошёлся по кораблю, и увидев матросов в трусах, сделал замечание, что одеты они не по форме. И приказал хозслужбе одеть их и привести в порядок. А когда линкор опрокинулся, но корма ещё оставалась на поверхности, поручил спасателям не вызволять замурованных в корпусе людей, а поднимать из воды трупы.

В 02:32 появился крен уже на левый борт. В 03:50 он достиг 10-12 градусов. При этом по приказу контр-адмирала Никольского Н.И. буксиры стали тянуть линкор влево. Это усугубило ситуацию и крен стал стремительно нарастать. Спустя 10 минут он дошёл до 17 градусов, тогда как критическими были 20.

В.М. ИВАНОВ, Е.М. МАТУСЕВИЧ и Ю.Д. ГОРОДЕЦКИЙ
В.М. ИВАНОВ, Е.М. МАТУСЕВИЧ и Ю.Д. ГОРОДЕЦКИЙ

Из десятков прибывших вместе с Пархоменко старших офицеров и адмиралов лишь один реально занимался спасением «Новороссийска». Это был начальник технической части Черноморского флота капитан I ранга Виктор Михайлович Иванов. Когда стало ясно, что корабль уже не спасти, он доложил об этом командующему. И предложил начать эвакуацию с корабля людей. Но услышал от Пархоменко только матёрную брань.

Каперанг вернулся в БЧ-5 и погиб там вместе с инженер-капитаном III ранга Е.М. Матусевичем и инженер-капитан-лейтенантом Ю.Д. Городецким.

Незадолго до гибели линкора и адмирал Никольский Н.И. попросил у Пархоменко и Кулакова разрешения эвакуировать моряков, не занятых борьбой за живучесть корабля, но тоже получил отказ.

В 04:14 "Новороссийск»", принявший более 7 тысяч тонн воды, накренился до 20 градусов, качнулся вправо, и резко повалился на левый борт. Немногие успели перебраться на шлюпках на другие суда. Остальные посыпались с палубы в море или остались внутри тонущего корабля.

Упёршись в твёрдый грунт мачтами, линкор несколько часов оставался в таком положении. И только в 22:00 он полностью исчез под водой.

Источник фото avvmf.ru
Источник фото avvmf.ru

В катастрофе погибло более 600 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры. Одни - в момент взрыва, другие - при опрокидывании линкора. Много моряков до конца оставались на своих боевых постах внутри корабля. И вместе с ним ушли под воду.

Часть из них долгое время держалась в воздушных подушках отсеков, но спасти удалось лишь девять человек - семь вышли через прорезанную в кормовой части днища горловину через пять часов после опрокидывания, и еще двух вывели через пятьдесят часов водолазы.

"Под водой картина была страшная, – вспоминал водолаз Иван Прохоров. – Мне по ночам потом долго снились лица людей, которых я видел под водой в иллюминаторах, которые они силились открыть. Жестами я давал понять, что будем спасать. Люди кивали, мол, поняли… Погрузился глубже, слышу, стучат морзянкой – стук в воде хорошо слышен: “Спасайте быстрее, задыхаемся…” Я им тоже отстукал: “Крепитесь, все будут спасены”. Передвинулся ближе к носу корабля и не поверил своим ушам – поют “Варяга!”

Только 1 ноября водолазы перестали слышать внутри корабля какие-то звуки.

Весной 1956 года экспедиция особого назначения «ЭОН-35″ приступила к подъему линкора методом продувания. Генеральную продувку начали утром 4 мая и в тот же день завершили подъем.

ПОДЪЕМ ЛИНКОРА
ПОДЪЕМ ЛИНКОРА

Корабль всплыл кверху килем, 14 мая его отвели в Казачью бухту, где и перевернули. Потом он был разобран на металл и передан заводу "Запорожсталь".

А завершить Первую часть данной статьи хочу вот чем. Уже вечером 29 октября в Севастополь прибыла Правительственная комиссия для расследования гибели линкора, которую возглавлял В.А. Малышев - заместитель Председателя Совета Министров СССР.

Виновными в неправильных действиях по спасению корабля и большом количестве жертв определили Пархоменко В.А. и Кулакова Н.М.. С погон этих вице-адмиралов сняли по одной звёздочке. Но в 1960 году оба они были восстановлены в прежних званиях.

Вот так - непотопляемых кораблей нет, но есть непотопляемые адмиралы. Во всяком случае, двое таких были во времена Н.С. Хрущёва.

Продолжение следует...

P,S. Вторая часть рассказа по ссылке https://clck.ru/33U58U