Если подумать, то это не только исповедание христианской веры, стремление к добродетельной жизни и борьба со своими страстями и пороками, но кое-что другое, что роднит почти всех людей современной эпохи, рождающихся и вырастающих под главенством западной цивилизации, как её обычно воспринимают. Это — чувство собственной исключительности, с которым почему-то упрямо и постоянно путают чувство собственного достоинства. Оно — то общее, что объединяет современного человека с далекой во времени Святой.
Из жития Святой Великомученицы Екатерины видно, как Её воспитывали в чувстве собственной исключительности и превосходства. Да, оно основывалось прежде всего на происхождении и богатстве Её родителей, но разве сейчас так не воспитывают миллионы детей, когда кажется ни происхождение, ни богатство не имеют решающего значения?
Конечно, за пределами жития остались трудности и сложности преодоления этого чувства, ведь не зря же говорят, что все проблемы проистекают из детства. Современному человеку не легко его преодолеть, так как вся массовая культура поощряет это чувство, часто путает его с другими чувствами и подает под чувством веры в себя.
Вера в себя, чувство собственного достоинства, любви к себе и прощения безусловно нужны любому человеку, но проблема в том, что под ними может как раз прятаться и крепнуть чувство собственного превосходства, что чревато ростом инфантилизма, эгоизма, потребительского отношения ко всему и ко всем, слепоты в отношении своих собственных ошибок, слабостей, вредных привычек, не правильного отношения к трудностям жизни, отсутствия какой-либо самокритики и всего того, что способствует НОРМАЛЬНОМУ восприятию реальности, творческому подходу к ней, к самому себе, состраданию к ближним и дальним, благодарности к ним, ответственности и т.д.
На то оно и чувство собственной исключительности, что оно исключает лично своего носителя, как основного источника жизненных и личных проблем. Закрывают гештальты, исключая себя и сваливая всё на родителей, государство, родственников, школу и т.п. Подобная стратегия приводит к росту напряженности и конфликтности в современном обществе, что подтверждают современные научные исследования, классическая и религиозная литература. Дом, разделившийся в себе, не устоит, поэтому такое общество и порождает маньяков, диктаторов, извращенцев и т.д., потому что поощряет не работу над своей личностью, а перекладывание ответственности на кого-угодно, только не на себя. И человек начинает тонуть в жалости к себе, обиде и ненависти к другим.
Спасение утопающих — дело рук самих утопающих, но сначала нужно четко и осознанно понять, принять, согласиться, что ты тонешь. Когда ты тонешь в воде - это проще сделать, в многочисленных жизненных обстоятельствах и ситуациях не так просто, как кажется. Потому что человек по-настоящему сосредотачивается лишь на том, что ему важно, если ему что-либо не важно, он не будет на том сосредотачиваться, как бы ни делал вида, что сосредотачивается. Если он не будет сосредоточен на своей личной ответственности, а лишь на других и другом, то никогда не примет как норму свою личную ответственность, ведь именно она и заставляет человека работать над собой, своими ошибками и недостатками.
Даже открытое насилие не заставит человека в полной мере сосредоточиться на том, что в нем много плохого (от лени до ненависти, которой не всегда нужны особые причины и поводы) и что с этим нужно что-то делать. Оно ещё более подчеркнет и выделит его НЕ ЖЕЛАНИЕ бороться с собой, и погрузит его с ещё большей силой в ненависть к другим и жалость к себе.
Казалось бы, когда что-то плохое происходит у человека, то он должен пытаться это исправить, но из-за того, что он искренне убежден, что он тут ни при чем, он ни в чем не виноват, то он и не собирается это как-то исправить или хотя бы научиться на этом, чтобы впредь это плохое не делать или быть готовым к нему.
Если же человек добивается многого, то чувство собственной исключительности затмевает всё разумное, не всегда, конечно, но очень часто. Тем оно и опасно, что, если его не подавлять, любое общество, государство, нация, цивилизация может погибнуть вместе со своей культурой и традициями.