Найти тему
cosmo-dude

История советской космонавтики (Часть 1)

История советской космонавтики началась на маленькой железнодорожной станции «Тюратам», расположенной в Казахстане. Ветка железной дороги, на которой находилась станция соединяла столицу РСФСР — Москву с городом Ташкентом.

В январе 1955 года на станцию прибыл пассажирский поезд с солдатами. Командир взвода, старший лейтенант Денежкин поинтересовался у начальника станции Анатолия Лебедева: «Получал ли он телеграмму». Лебедев ответил утвердительно. В тексте телеграммы содержался приказ отцепить последние два вагона от литерного состава, и отвести их в тупик. Поинтересовавшись у молодого офицера, что собираются строить, начальник станции получил сухой и лаконичный ответ: «Стадион». На станцию стали прибывать поезда со стройматериалами, а военные принялись расчищать место под новый объект. Через неделю на грандиозную стройплощадку потянулись составы с техникой и строителями. На самом деле строился никакой не стадион, а первый космодром планеты Земля — Байконур, правда, участники строительства, включая военных, еще не знали об этом из-за чрезвычайной секретности.

-2

Первые ракеты СССР проектировались не в государственных конструкторских бюро, это была частная инициатива нескольких молодых конструкторов. Они работали над проектом в подвале одного из жилых домов Москвы. В 1933 году деятельность этих людей привела к взрыву, встревожившему всех жителей. МосГирд, именно так называли участники группы свою организацию, к моменту взрыва работал уже два года. К счастью в результате происшествия никто серьезно не пострадал, хотя подвал был разгромлен полностью. В то время участники «Московской группы изучения реактивного движения» уже были под присмотром властей, и работали по государственной программе. Именно поэтому чрезвычайное происшествие осталось в тайне, и никого не наказали за него. Члены МосГирд были основателями советской космической программы, хотя сами об этом они пока не знали. В состав объединения входили С. П. Королёв, Н. И. Ефремов, Н. А. Железников, Л. К. Корнеев, Ю. А. Победоносцев, М. К. Тихонравов, Ф. А. Цандер, А. В. Чесалов и Е. С. Щетинков.

-3

Члены группы «МосГирд» имели в своем арсенале два важных теоретических постулата. Во-первых, благодаря формулам Исаака Ньютона, они знали про первую космическую скорость — скорость до которой нужно разогнать объект, чтобы он вышел на орбиту Земли, и на какое-то время остался на ней, превратившись в искусственный спутник планеты. Второй важный аспект — работы Константина Циолковского по принципам реактивного движения. Совместив эти знания, Сергей Королев и его товарищи желали построить ракету, способную вывести на орбиту Земли материальный объект.

Константин Эдуардович Циолковский
Константин Эдуардович Циолковский

Личность Циолковского в отечественной космонавтике занимает огромное место. Константина Эдуардовича можно назвать основоположником теоретических основ полетов в Космос. Простой учитель, живший в Калуге и не имевший высшего образования, много размышлял над проблемами космонавтики. Он первым произвел математические расчеты, позволившие вывести формулу, которой и по сей день пользуются инженеры-ракетостроители при расчетах массы ракеты, ее подъемной силы и необходимого количества топлива для успешного пуска. При расчетах выяснилось, что топливо в ракете необходимо использовать жидкое, ведь только оно отвечает всем требованиям по массе и количеству. Циалковский первым установил, что лучшим ракетным топливом будет жидкий водород, однако во времена ученого сжиживать этот газ еще не умели.

В 20-х годах двадцатого века на арену вышел рижский инженер Фридрих Цандер. Ознакомившись с работами Циолковского, Цандер на одной из конференций представил проект двигателя, работающего на жидком топливе. Не смотря на фантастичность проекта, начальство Цандера заинтересовалось им. Инженеру был предоставлен годичный отпуск с сохранением зарплаты, чтобы тот попытался реализовать свою задумку. У Фридриха Цандера получилось изготовить прототип. За основу он взял газовую горелку. Инженер не остановился на достигнутом и стал искать возможности испытать свой двигатель.

Фридрих Цандер
Фридрих Цандер

Поиски привели Цандера к Сергею Королеву, который тогда достиг успеха в изготовлении самолета, предназначенного для исполнения фигур высшего пилотажа. Познакомившись, Цандер и Королев объединили усилия.

Работая в составе «МосГирд», Королев хотел получить государственное финансирование. Все члены объединения прекрасно понимали, что полеты в Космос не заинтересуют руководство СССР, поэтому решили обратиться к военным. Сергей Королев предложил армии разработку оружия, способного поражать цели на огромных расстояниях. Это предложение заинтересовало Маршала СССР Тухачевского. С лета 1932 года «МосГирд» стал финансироваться армией.

Сергей Королев
Сергей Королев

Разрабатывая оружие, сотрудники «МосГирд» не забыли о своей основной идее. Королев возглавил группу, разрабатывающую ракетоплан — самолет, предназначенный для выхода в Космос и возвращения на Землю.

В 1933 году умирает Фридрих Цандер — основатель группы «Мосгирд». Военные требуют от инженеров скорейшего предоставления баллистической ракеты. Еще одной проблемой, вставшей перед группой становится отсутствие материалов, необходимых для создания ракетоплана.

Возможный вид ракетоплана Королева
Возможный вид ракетоплана Королева

Тем не менее в 1933-м году «МосГирд» проводит первые успешные испытания ракеты. Уменьшенный прототип на жидком топливе успешно взлетает с площадки. Военные, вдохновившись успехом группы инженеров создают институт ракетостроения. Сергей Королев, грезивший полетами человека в Космос, становится заместителем Ивана Клейменова — офицера, руководителя института. Благодаря тому, что Королев был только заместителем, он смог в будущем остаться в живых, когда по стране прокатилась волна репрессий.

В Германии были свои ученые, работающие над строительством ракет. Одним из них был Герман Оберт. Он не знал о трудах Циолковского, однако будучи пятнадцатилетним подростком, самостоятельно вывел его формулу. Позже Оберт разработал первый в Мире жидкостный двигатель для ракеты. Именно Оберт стал вдохновителем для немецкого мальчика Вернера фон Брауна. Позже, Фон Браун станет создателем немецкой ракеты ФАУ-2. Также как и советские ученые он будет работать с военными, правда уже с нацистскими, конструируя баллистическую ракету, предназначенную для переноса взрывчатки и убийства людей, а не для полетов в Космос. Тем не менее 25-летний Вернер фон Браун, как и Королев грезил мечтами о полетах в космическое пространство. Первая ракета VAU-2 (A-4) была изготовлена в 1942 году. Она стала самым страшным оружием Нацистской Германии.

Вернер фон Браун
Вернер фон Браун

При помощи ракет фон Брауна нацисты бомбили города Англии и Бельгии, нанося им колоссальные разрушения, сопряженные с огромным количеством жертв. Всего за время Второй Мировой войны было запущено 1269 ракет VAU-2. Жертвами этих ударов стали более 15 000 человек.

VAU-2
VAU-2

В конце войны штурмбандфюрер Вернер фон Браун сдался американцам. И США и СССР были заинтересованы в захвате ученых и конструкторов, работавших над созданием ракет, а также документации и образцов с территории капитулировавшей Германии. Получив немецких ученых и чертежи, американцы включились в космическую гонку с Советским Союзом.

На начальном этапе США выигрывали гонку у СССР. Советский Союз больше пострадал от войны. К тому же Америка успела вывезти из Германии около 4000 ракетчиков, СССР досталось всего около 150 специалистов, среди которых большинство были электротехниками.

В 1937 году был репрессирован и расстрелян Маршал Тухачевский. Вскоре репрессии добрались и до руководителей Реактивного научно-исследовательского института. Клейменов был расстрелян, а Сергей Королев получил 10 лет тюрьмы. Его отправили в лагерь на Колыме. Однако, узнав о немецкой ракете VAU-2, руководители СССР стали искать специалистов, способных развить ракетостроение. Благодаря этому Королева вернули из лагеря. Уже через полгода после войны, Сергей Королев наблюдал за запуском ракеты, который производили англичане.

Королев должен был поспособствовать созданию советского аналога немецкой ракеты. В начале ракеты создавались из немецких комплектующих. Они удачно запускались и долетали до цели примерно в 60-ти процентов случаев. Позже перед Сергеем Королевым поставили задачу собрать ракету уже из отечественных компонентов. Здесь и начались проблемы. Первая же попытка запустить ракету Р-1 — полный аналог VAU-2, закончилась взрывом снаряда над полигоном в Капустином Яре. Оказалось, что советская промышленность не способна поставлять все необходимые для ракеты материалы, а уровень производства сильно отстал от немецкого.

Ракета Р-1
Ракета Р-1

Чтобы подтянуть производство на высокий уровень, по всей стране стали разыскивать лучших рабочих. Все, кто проходил отбор давал подписку о неразглашении, поскольку программа имела чрезвычайно высокий уровень секретности. Многие из них даже не знали что они производят. Около года ушло на то, чтобы довести ракету до ума. В 1950-м году ракета Р-1 была готова, и встала на вооружение СССР. В мирное время ракеты использовались для сбора метеорологических данных.

Сергей Королев все еще мечтал запустить человека в Космос. В 1958 году его конструкторское бюро предложило проект ракеты Р-2. В отличие от первой модели, здесь предусматривалась отделяемая боеголовка. Королев таким образом заложил основы для создания ступенчатой ракеты, от которой по мере набора высоты отделяются отработавшие части. Эта модификация сразу подразумевала возможность замены боевого заряда ракеты на модуль с научным оборудованием или живыми существами.

Руководство СССР заинтересовалось идеей отправить в Космос животных.

Продолжение следует...