1941 год
СССР-Германия
На рассвете 22 июня вермахт и его союзники открыли боевые действия против Красной Армии от Чёрного моря до северных границ Финляндии. А уже днем руководителю разведки и контрразведки РСХА Вальтеру Шелленбергу позвонили из Министерства иностранных дел Германии и предложили принять участие в обмене дипломатами.
Как узнал Шелленберг, на турецко-болгарской границе в городе Свиеленград советских дипломатов и сотрудников Совторгпредства, блокированных с началом войны на территории Германии, должны были обменять на представителей немецкого дипломатического корпуса и торговых представителей Рейха, задержанных в Москве.
Сотрудники Шелленберга установили наблюдение за зданиями посольства СССР и Совторгпредства в Берлине. В здание не входили, отмечая, что в зданиях советские представители жгут груды бумаг.
Где-то после обеда из МИДа Шелленбергу сообщили, что советский посол Деканозов объявил, что он не покинет Берлин до тех пор, пока в Берлин не прибудут два ответственных сотрудника посольства СССР, которые бесследно исчезли в Данциге. Шелленберг, который знал, что оба эти сотрудника советского посольства на самом деле курировали обширную советскую разведывательную сеть в районе Данцига, лично позвонил руководству контрразведки в Данциге и потребовал объяснений. Ему сообщили, что оба советских сотрудника арестованы и вывезены в Восточную Пруссию. Доложили, что уже арестованы двадцать пять немцев и поляков, которые внедрились в систему снабжения немецкой армии и поставляли информацию советской разведке. И что помимо РСХА этим делом также занимается абвер. Кроме этого в районе Данцига работал советский радиопередатчик, местонахождение которого установить не удалось, по которому шли сообщения о дислокации немецких войск в Восточной Пруссии и о передвижениях немецкого флота по Балтийскому морю. И есть мнение, что в группу, которую курировали арестованные советские дипломаты, входило не менее пятидесяти агентов. Следствие ведется. Вина арестованных доказана. Шелленберг это всёвыслушал и потребовал немедленно освободить обоих арестованных дипломатов и доставить их в Берлин.
Но к 11 утра 23 июня в Берлин вместо советских дипломатов прибыл главный следователь Данцига, который сообщил, что он не может доставить арестованных, за что готов понести наказание. Оказалось, что у одного из арестованных дипломатов подбит глаз: следователь не сдержался во время допроса.
Деканозову предложили, что он может выехать спецпоездом к турецко-болгарской границе, а недостающих дипломатов из Данцига доставят самолетом до начала обмена. Если же их не доставят, Деканозов всегда может вернуться в Берлин. Долго торговались, но, наконец, Деканозов согласился с таким вариантом.
Когда арестованных дипломатов доставили в Берлин из Данцига, их больше всего волновало то, что их полёт на самолете к турецко-болгарской границе может произвести очень нехорошее впечатление на Деканозова.
К удивлению немцев ко времени обмена выяснилось, что граф фон Шуленбург и сотрудники немецкого посольства и торговых миссий из Москвы ещё не прибыли. Лишь позднее выяснилось, что Москва выжидала: вернут арестованных в Данциге дипломатов или нет. Когда убедились, что их вернут, обмен состоялся, но на три дня позже намеченного срока*
* Обмен состоялся в начале июля.
(Источник: В. Шелленберг)