Всем Доброго АУДИ-фильского!
Как говорится приветствие невзирая на ВАЗ в заголовке. На самом деле там БА-Три написано. А все остальное Апокрифичное Восприятие Реальности.
Помните эту фразу из сериала Универ? "В современном искусстве нужно знать всего 3 слова - Глубоко, Мрачно и Апокрифично.
Третье - это что-то вроде сам себе не верю, когда интерпретирую ваши образы, согласно своим ассоциациям.
В общем о чем сегодня речь?
Речь о том, что шумы и наводки меня тут атаковали.
Помните мою систему, что Нота 203-3?
Вот эту.
Там у нас было сложное Тех Задание.
Задачей было сделать так, чтобы блок питания использовался универсальный Ноутбучный.
Т.К. система являет собой Аудифильские Колонки для Ноута.
А резервный блок - ну это как бы резерв на случай, если основной от ноута на работе забыт, или вообще КОТэ кабель заточил, по самое Видимый Разрыв.
При этом у унивесрального блока питания для Ноута есть одна интересная фишка. У него есть переключатель напряжения питания.
И возникла идея за счет этого переключателя- им можно регулировать уровень... ВТОРОЙ ГАРМОНИКИ в предварительном усилителе.
Я разработал такой предварь. Но с ним возникло 2 проблемы.
1. Фонит. Не сильно, но для изделия с розничной ценой в 20 тыщ рублей как-то вот не положено!!!
2. Тременвоксит. Ну это тот инструмент перед которым руками машут, а он в колонки наяривает.
Вот и у меня проблема. Подношу руку к регулятору громкости - а он как свистнет.
Но это бы ладно. Оказалось, что если просто качаться в ритм музыки, то уровень фона в паузах тоже меняется.
Ну это вообще беспредел. Чего за дела?
Хотя управление Второй Гармоникой - на электрогитарах такой шикарный окрас, когда напряжение питания занижено.
Т.е. на 24 Вольта ее почти нет. А вот если подавать 16 Вольт. То там все по-врослому на 16+ шпарит!!!
И прям кайф от нее.
Но вот наводки.... Вот прям жесть. Да еще тот факт, что они не стабильны. Вот это вообще безобразие.
Я проштудировал целый учебник под названием "Противоушмовые Коррекции в Транзисторных Усилителях".
Причем усилители там были и про звук и про видео.
И ничего. Все, что там было предложено, позволило мне собрать каскад, который не чувствителен к наводкам на кабель. Даже висящий в воздухе.
Это конечно хорошо. Но вот только фон у меня по питанию. А наводки класса ТерменВокс так и вовсе стали еще сильнее.
И как скажите с этим всем бороться?
Добрый Аудиофил он у нас того. Он упертый местами. Он за учебник по разработке Блоков Питания взялся. Причем свежий - 2007го года.
Паралельно с этим еще 3 вектора собственных исследований запустив.
1. Купить АВТОМОБИЛЬНУЮ МАГНИТОЛУ и посмотреть как она на этот Блок Питания оттопырится.
2. Купить АВТОМОБИЛЬНЫЙ Фильтр Питания. Посмотреть как он выступит.
3. Запитать Предварь от Аккумуляторов.
В общем текущий отчет:
1. Магнитола не фонит.
2. Еще не приехал. Но я схему его нашел(прям на корпусе изделия), и при разборке магнитолы обнаружил там это же самое решение на входе питания.
3. Запитал предварь от Аккумуляторов - он в ответ еще сильнее гудеть стал.
Т.е. если мощник мы питаем от Шим-Пульса с наводками, то запитывание предваря от "идеального источника" ничего не дает, кроме роста наводок.
Облом.
Но тут меня дернуло. Если наводки из блока питания. То чего бы мне не запитать весь тракт от АКБ?
Ну сказано сделано.
И... у меня вообще все шумы пропали!!!
Т.е. вообще все виды наводок, не то, что как рукой, как ногой причем той, что ПЕЛЕ по Мячику Пенальти Пробивая!!!
Вот вообще все сдуло. Ни Термена тебе, ни за ручку громкости, ни уж тем более гул в паузах.
Вообще тишина.
Подал звук. Ну надо же проверить. А ну как там просто ничего не работает?
А он на меня как заорет!!!
***
Ну что? Давайте разбираться почему от сети фонит причем на все и вся, а от АКБ нет?
Тут на самом деле все просто.
Дело в том, что вторичная обмотка трансформатора она обычно Ома 3. Есть конечно модельки с меньшим КПД у которых там 0.3 Ома.
Но в среднем в дешевых, и даже не очень, БП, даже линейных - там 3 Ома.
Вроде как считается, что кондесатор на выходе эти 3 Ома может задемпфировать своим более низким сопротивлением разряда.
Но это не совсем так. Ведь он при полном заряде имеет сопротивление утечки КилОм в 10.
Но при заряде-то оно у него падает до нескольких Ом.
А значит когда усилитель его разрядит, то дальше он уже просадит выходное напряжение процессом своего заряда. А это тоже эквивалент повышения выходного сопротивления.
Таким образом земля, что на выходе Блока Питания она не совсем земля. Она уже какое-то зануление с высоким импедансом.
И совсем другое дело когда Аккум, что 0.001 Ома сопротивления имеет. У меня там были литиевые игрушки со штатным током отдачи в 30 Ампер.
А такой ток с 4х Вольт получить - это ж не всякое реальное КЗ обеспечит. Ключ гаечный Литолом смазанный из 4х Вольт 30 Ампер не выжмет. Только на сухую!!!
Вообще страшно с такими Аккумами работать, да еще собрав из них 16 Вольт.
Если сетевой БП на Шимпульсе защиту от КЗ имеет. Причем быстродействующую. Даже искрануть система не успеет толком.
То если тут чего замкнет. То оно скорее приварится цепкой хваткой, нежели отвалится.
И будет держаться и дымиться, пока АКБ до температуры Петарды не прогреется.
А это страшнее бахнувшего кондера, что у меня 3 метра до радиатора отопления летел.
Так что осторожнее с современными аккумуляторами. Они опаснее Шимпульсных БП. В разы опаснее.
Но суть. Что у нас на БП, который ШИМ?
Там то вроде транзисторы - то до упора открыты, то до упора закрыты. И вроде бы коммутируют сопротивления значительно меньших порядков. А иначе греться начнут.
Но не спешите.
Дело в том, что у нас там и напряжение коммутации выше. А нужное нам формируется как напряжение Действующее.
Т.е. импульсы могут быть и на 200 Вольт. Но за счет короткого их времени Действующее напряжение будет 12 Вольт.
Но тогда ведь нужно вводить и термин Действующее Сопротивление.
Которое точно так же будет скакать от 0.001 Ом и до... Правильно. Бесконечности.
И тут такой момент, что импеданс стабилизированного источника(и уж тем более ШИМпульсного) он как бы изначально выше любой обмотки Трансформатора.
А тогда выходит, что по питанию начинаются всякие приколы, которые вроде как стабилизатор компенсирует по части поддержания стабильного напряжения. Но вот по части шумов. По части так сказать потенциала земли. Вот тут все плохо.
Земля тут и не Земля вовсе. Тут зануление. Которое тоже гуляет. Причем в ритм реакции нагрузки.
А это уже как бы заодно так ПОС по Земле от выхода во вход.
А ПОС(Положительная Обратная Связь) - это генератор.
Вот он и гудит и шумит.
***
Но схема, что стоит в АвтоМагнитоле - она ведь справляется.
Она на 100 процентов идеальное питание не делает. Но справляется с подавлением проблемы ниже слышимого уровня.
Но тут 2 момента.
1. Цена.
Как-то так странно вышло. Но отдельно Дроссель на 10 Ампер стоит на 200 рублей дороже Магнитолы. А внешний модуль шумоподавления стоит... как Магнитола.
Уж не знаю, чем цензурным объяснить такой ценовой момент.
При этом если дербанить магнитолу, то там еще и энкодер - цифровой вращательный регулятор. Он 100 рублей стоит. И дисплей который на 200 потянет - который может мне пригодиться в других проектах. Не только про звук. Есть у меня на уме еще всякое полезное и красивое.
Да и УНЧ от магнитолы надо отдельно поисследовать. Мне сейчас не понравилось как она звучит. Но если от нее только УНЧ использовать - то может он и не плохо выступит при правильном предваре.
Т.е. при некотором дербанинге магнитолы она может из 600 рублей превратиться в 1200.
2. Схема справляется с магнитолой. А что делать если магнитола записана отдельно со своим фильтром, а усилитель в багажнике со своим?
***
Я когда с шумами столкнулся, полез на видеостриминг.
И там пацаны, на машинах, они чего только не творят, чтобы гул убрать.
И проставки между усилком и кузовом, и кондесатор на усилок ставят. И провода меняют.
В итоге с трудом, после кучи мучений они гул занижают до уровня, когда его не слышно при заведенном моторе.
Но давайте правильно все загасим!!!
Вы ведь уже все поняли?!!
1. Нужен фильтр наводок. Который индуктивность и конденсатор.
2. Нужно протянуть провода питания в багажник до усилителя. Там поставить фильтр. И вот выход от фильтра кидать и на Усилитель. И на магнитолу. Причем прокладывая возвратные провода через другой порог автомобиля. Ну чтобы наверняка.
При этом провода тянуть парой. Никаких Земля по Кузову. Строго 2 провода в багажник, там фильтр, и после него Усилитель и Магнитола на одном питании. Т.е. так же 2 провода назад к магнитоле.
При этом ключ зажигания коммутировать через реле. Чтобы и через эту цепь наводки в питание не пролезли.
Но и это не все.
3. На кабель, что от магнитолы до багажника тоже всяка бяка навестись может. Даже при правильном питании.
Но мы и тут кое-что можем!
Представляю вам микросхему. Стоит она где-то 170 рублей. В продаже есть. Может быть другой формы чуток. С выводами на одной стороне. А может и в СМД монтаже.
BA3-121
фото отсюда https://www.drive2.ru/l/502088137606955513
фото отсюда https://radiostorage.net/3431-mikroskhema-ba3121-izoliruyushchij-stereo-predusilitel-nch-57db-pri-4-18v.html
Эта микросхема делает следующее.
Вы подаете в нее 2 сигнала правого и левого каналов. И еще одним проводом она цепляется за Землю.
При этом шум земли она вычитает из правого и левого каналов.
Но еще интереснее, что у нее и задний вычитающий есть.
Т.е. если вы ставите эту плату не в багажнике, а например в подлокотнике, то она умеет вычитать наводку и на пути от магнитолы до платы, и от платы до усилителя.
Т.е. работает и в ту и в обратную стороны.
При этом она хоть и является Специализированным Операционным Усилителем. Но на выходе у нее сигнал без усиления. Коэффициент усиления у нее 1:1.
Но вот шумы она вычитать из сигнала умеет в оба конца.
И надо сказать, что на такая несколько дешевле, чем ситуация когда Автозвукеры кабель за 500 рублей меняют на кабель за 1500. Причем приятно так дешевле.
***
Так же скажу, почему у меня модули УНЧ в системе не шумят. Они ведь тоже должны бы были от этого БП шум давать.
Но фишка в том, что у них в микросхемах есть этот вход шума. Они там уже сразу с ним. И он на плате так же распаян на землю.
Вот они от этого ШИМ-пульса и не шумят.
А предварь, без такой вычитающей схемы, у меня запел всеми визгами какими только мог!!!
У меня есть мысль поставить такую микросхему для того, чтобы кабель не гудел в моей системе.
Я конечно и сам аналог ее собрать могу. И даже дешевле получится. Но тут уже и цена не та, и микруху просто воткнул и радуешься, а мне еще и расчеты проводить, и на рассыпухе паять.
Тем более мне сигнал дополнительно усиливать нужно. А она работает 1 к 1. Но есть вероятность, что она и у меня стоять будет, как защита от гуда при выдернутом кабеле. Все таки моя система для ноута. А там среди ночи можно выключив ноут и подпрыгнуть внезапно, забыв, что колонки не выключены. В машине таких рисков меньше.
***
Ну вот как-то так!!!
Спасибо, что дочитали!
П.С. правильное название микросхемы ba3121 без лишних черточек.