Найти тему
History-thema

Охота на ведьм в Европе: кто такой Инститор

Поначалу в Европе и светские, и во многом церковные власти пытались бороться с зарождавшейся истерией по поводу колдовских происков, запрещали самосуды. В Центральной Франции все дела о ведовстве — занятии колдовством, были отданы в компетенцию исключительно верховных судов провинций. Но к концу XV в. церковь, стремясь расширить народную поддержку, все чаще идет навстречу народным страхам и поощряет изобличение колдунов и ведьм. Постепенно во все более активное преследование колдунов и колдовства вступает и светская власть.

Допрос "ведьмы"
Допрос "ведьмы"

Ключевую роль в начале систематических преследований людей, по мнению властей, вступивших в сговор с дьяволом, сыграла деятельность эльзасского монаха ордена доминиканцев Генриха Крамера, больше известного под своим латинским прозвищем Инститор, иногда неправильно указывающегося как Инститорис (это родительный падеж от «Инститор»). Будучи инквизитором, он активно боролся с религиозным сектантством и колдовством, посвятив этому практически всю жизнь. При этом он проявлял такую ретивость, что иногда сами церковные власти приостанавливали его деятельность и налагали на него взыскания за злоупотребление полномочиями.

Тем не менее, ему удалось войти в доверие к папе римскому Иннокентию VIII, в 1484 г. под его влиянием издавшему буллу (имеющее канонический статус постановление) «Всеми силами души», в которой колдовство приравнивалось к ереси, и предписывала властям Германии оказывать инквизиции всяческое содействие в поиске и изобличении тех, кто им занимается, а противодействие инквизиторам каралось отлучением от церкви.

-2

В декабре 1486 г. Инститор написал свое знаменитое сочинение «Молот злодеек» («Malleus maleficarum»), в российском переводе обычно называемый «Молот ведьм». В нем инквизитор простым логическим языком, опираясь на библейские тексты, доказывал, что занятие колдовством является ересью, и что неверие в колдовство тоже является ересью. Затем он, опираясь на собственную инквизиционную практику, излагал практические рекомендации по изобличению ведьм и колдунов. Для большего авторитета к написанию книги Инститор привлек и известного в Германии профессора, декана Кёльнского университета Якоба Шпренгера, который написал введение к ней.

"Молот ведьм" считается одной из самых разрушительных книг мировой литературы, унесшей жизни тысяч людей. Это сочинение было мощным инструментом для инквизиторов в качестве руководства и для узаконивания охоты на предполагаемых ведьм
"Молот ведьм" считается одной из самых разрушительных книг мировой литературы, унесшей жизни тысяч людей. Это сочинение было мощным инструментом для инквизиторов в качестве руководства и для узаконивания охоты на предполагаемых ведьм

Современные исследователи полагают, что в действительности деятельностью Инститора двигала неприязнь к женскому полу (главным образом женщин он и считал склонными к занятию колдовством), а также обыкновенный карьеризм, желание получить широкое признание в церковных кругах.

Многие жившие в одно время с Инститором церковные ученые, хотя в целом одобрительно отозвались о его сочинении, отметили в «Молоте ведьм» ряд сомнительных суждений и не рекомендовали книгу к широкому распространению. Однако в связи с развитием в то время книгопечатания «Молот ведьм» вскоре стал издаваться по всей католической Европе, фактически превратившись в настольную книгу по изобличению колдуний и колдунов.

Под влиянием инквизиции в большинстве стран Европы как преступление стали рассматриваться не только ущерб, причиненный колдовством, но и само колдовство как таковое. Приравняв колдовство к ереси, инквизиторы применяли к подозреваемым все традиционные методы преследования еретиков: пыточное следствие, публичное сожжение на костре. И даже более суровые: если еретикам, отказавшимся от своих взглядов, обычно сохранялась жизнь, то ведьм и колдунов покаяние редко спасало от казни, поскольку само европейское общество того времени видело в них постоянную угрозу своим благополучию и безопасности.

-4

Сам Инститор гордился тем, что вследствие его изобличения было казнено 200 ведьм, а также со страниц своей книги предостерегал все христианское общество от грозившей тому повсеместной опасности из-за массового увлечения пренебрегшими спасением своей души людьми колдовством, призывал христиан быть бдительными и при малейшем подозрении доносить властям об известной им колдовской деятельности.

«Молот ведьм» в последующие два века сильно поспособствовал вспышкам массовой истерии, когда европейцы подчас в своих соседях и родственниках видели пособников дьявола.

Реформация в странах Европы, хотя была направлена против католической церкви, только поспособствовала разжиганию «ведьмофобии» и массовых преследований колдунов, поскольку реформистская церковь куда как более католической была зависимой от народных настроений. Протестанты не отвергали все сочинения католических мыслителей как таковые, а лишь те, которые противоречили их устоявшимся взглядам. Поэтому они даже благосклоннее самих католиков отнеслись к сочинению Инститора. Впоследствии в протестантских странах появились собственные авторы трактатов об изобличении вступивших в сговор с нечистой силой людей.

Юрист Бенедикт Карпцов-младший (1595 — 1666). В одном из своих сочинений он прямо указывал, что сожжение на костре - это наказание за "дьявольский договор, дьявольский разврат и вредные чары"
Юрист Бенедикт Карпцов-младший (1595 — 1666). В одном из своих сочинений он прямо указывал, что сожжение на костре - это наказание за "дьявольский договор, дьявольский разврат и вредные чары"

Полная версия статьи на сайте: Охота на ведьм в Европе: истерия на рубеже эпох

Спасибо тому, кто прочитал! Поддержите наш канал лайком👍 и нажмите вверху "подписаться"🖍. Заглядывайте еще 👀. Оптимистичной зимы ⛄

Автор: ©history-thema.com / Условия копирования на сайте