Настоящие русские фильмы – те, что про искусство – обычно тяжело смотреть. Они жесткие, грустные и жизненные. «Дылда» – такое кино. Для меня оно попало в самый нерв души, но не всем может понравиться. Авторы тех разборов, которые я смотрела, как будто не поняли этот фильм. Одни говорили про всемогущую любовь, которая спасает людей (мы точно видели один и тот же фильм?). Другие – про то, что «Дылда» пытается убедить: не русские поделили в ВОВ. Что, блин? Там логическую цепочку хода мысли можно восстановить, но, мне кажется, люди просто надумывают.
Возможно, дело в разрыве поколений. «Дылда», как объяснял сам режиссер, это фильм для молодых людей. Думаю, скорее для них характерно ощущение, будто впереди вся жизнь, а вот будущего нет, ведь даже настоящее еще не построено. Более взрослых же может оттолкнуть то, как показано первое поколение победителей в ВОВ. Про них принято думать как о неких таких супергороях, которые всё выстояли и даже нашли в себе силу жить дальше, как в «Судьбе человека», а в «Дылде» люди травмированные, потерянные.
Сюжет про двух героинь
Недавно закончилась Великая Отечественная война. Ленинград. В фильме две сюжетные линии. Одна – второстепенная – про солдата, оказавшегося парализованным. Вторая – главная – про двух фронтовых подруг. Они вернулись домой, но там уже никого нет – ни родителей, ни мужей. Только подруги друг у друга, нужно жить дальше, искать, возможно, себе пару, но все мужчины вокруг либо искалеченные, либо за 50, либо какие-то неказистенькие мальчики. У одной из героинь – Маши – есть маленький сын Пашка. Он ребенок, который не видел мирного времени. Мальчик не знает даже животных – ни собачек, ни кошечек. Образ отца, мужчины у Пашки тоже довольно странный – с ним играют в госпитале военные, которые безрукие, безногие, хотя довольно добрые, веселые и душевные. И, честно говоря, сцена довольно жуткая, когда человек без руки пытается показать птичку.
И хотя окружающий мир довольно нелицеприятный: люди изголодавшиеся, живет семья в ободранной коммуналке, Пашка спит в одной пастели с «мамой», потому что других постелей нет, но этот ребенок всё равно воспринимается как продолжение жизни. Черт с ним – не видел собаку, еще увидит.
Однако последствия ВОВ убивают мальчика. Ия (Дылда), которой Маша оставляет сына, случайно становится причиной его смерти. У Ие после контузии что-то нарушилось в организме: теперь она на несколько минут полностью замирает, не двигается, не говорит, достучаться до нее невозможно, даже взгляд становится пустым, девушка только жутко вздыхает через рот. Обычно таким образом зомби в кино изображают. Во время очередного приступа Ия задушила Пашку.
После в сюжете появляется Маша. Гибель сына она воспринимает, как кажется, спокойно и тут же пытается зачать нового ребенка со случайным парнем. Но не может. Из-за травм ей удалили детородные органы. Однако ребенок Маше нужен: она считает, что он исцелит ее с Ией.
Кратко охарактеризую героинь. Они очень травмированы. Ия от ранения стала заторможенной, возможно, у нее присутствует умственная отсталость, вступать отношения с мужчиной боится. Маша прошла ВОВ как походно-полевая жена, цеплялась за мужчину, спала с ним и только так выжила. Она тоже теперь не может строить здоровые отношения. Молодого человека – неказистого мальчика – она по факту использует, как и предыдущих своих мужей. Саше девушка понравилась, но Маша позволяет к себе парню приходить только с едой. Девушка хочет завести с ним семью, но не от большой любви, а также ребенка. И для этого Маше понадобилась подруга. Девушка манипулирует Ией на чувстве вины, заставляет переспать с мужчиной. При этом для Ии это явно травматичный опыт. Также сам мужчина не горел желанием спать с Ией – Маша принудила местного доктора лет 50 к соитию с подругой шантажом – говорила, что расскажет всем, как он проводил эвтаназию.
При этом я все время хотела посмотреть, какими эти персонажи были прежде. Потому что в Маше чувствуется веселость, легкость, игривость, но через призму этой травмы они становятся жуткими. Непонятно, какой прежде была Дылда. В фильме она показана довольно чистой, доброй, но немного блаженной.
Заканчивается сюжетка неоднозначно: Ие забеременеть не удалось – она пробовала всего раз. Но Маша настаивает на том, что подруга продолжала пытаться, хотя даже доктор уехал из Ленинграда. То есть финал открытый. Однако стоит учитывать исторический контекст. Чем бы ни закончилась история этих двух потерянных девушек, мы знаем – русские после ВОВ не вымерли, появились новые дети, другие поколения. И, как мне кажется, здесь режиссер пытался рассказать не про отдельно взятых личностей, а скорее создать обобщенный образ человека – женщины – того времени, поэтому я полагаю, что и героини тоже справятся.
Вторая сюжетная линия
Параллельно событиям с Ией и Машей в фильме рассказывается и про солдата в госпитале. Жена находит мужа, который был признан ранее мертвым. Однако для пары воссоединение оказывается трагедией. Степан парализован везде, кроме головы. И супруги решают, что лучше ему будет умереть, а не становиться обузой для жены и детей, которым и так придется жить в полуразрушенной стране. Таким образом эта сюжетная линия дополняет главную: человек после ВОВ остается жив, но иногда такая жизнь из-за травм хуже смерти.
Цвета
Что сразу бросается в глаза в «Дылде» – это цветовое сопровождение. Между собой конкурируют два ярких цвета – красный и зеленый. И это настольно заметно, что может даже показаться смешным – говорил один мужчина в обзоре на этот фильм. Тут я отчасти согласна. Если действительно смотреть на эти мелькания красного и зеленого, не придавая никакого смысла им, становится смешно. Сам режиссер сказал, что их можно трактовать как угодно, потому что «вдруг ваша трактовка окажется глубже моей».
Я бы расшифровала цвета так. Зеленый – это цвет жизни, красный – травмы, горя после ВОВ. И поэтому они бесконечно контрастируют друг с другом в кадре. Девушки находятся в комнате с зелеными ободранными обоями – под ними красная стена. Это некая метафора самой страны, в которой люди продолжают жить, но знают, как много человек погибло в ВОВ. Маша со своим женихом пытаются закрасить стену зеленой краской – попытка двигаться вперед. При этом сами мазки зеленой краски выглядят как стекающая кровь.
Сама Маша вся красная – у нее рыжие волосы. Но в какой-то момент девушка перемазывается в зеленой краске и, говоря о ребенке, поворачивается головой так, что видна еле заметная зеленая прядка – надежда на будущее. Также Маша примеряет на себя зеленое платье в красные крапинки. Та же метафора, что и со стенами, – жизнь, на которой видны последствия смерти. Девушка начинает кружится в наряде – неловко, смеется, словно сквозь боль, уже ноги не держат. И выглядит это тоже жутко, Маша как бы пытается погрузиться в мирную жизнь, но у нее не получается. Становится хуже, когда Маша ссориться с родителями своего жениха – у девушки из носа течет кровь на это зеленое платье. Как бы добавляет еще больше боли.
Вывод
Как по мне, картина Кантемира Балагова довольно прямолинейна в своем понимании. И она про то, что ВОВ очень травмировала людей. Мне кажется, этот фильм – попытка переосмыслить те события и несколько очеловечить тех людей. Да, они совершили подвиг, но это не значить, что те годы смерти и боли на них не сказались. Люди, которые прошли через Великую Отечественную войну, могли испытывать самые ужасные чувства, проявлять слабость. Не надо обесценивать их горе, а они страдали. Не случайно же ветераны не хотят говорить о тех событиях.