Сегодня я расскажу о фантастической повести «Трудно быть богом», Бориса и Аркадия Стругацких. Но прежде я поделюсь мыслями о средневековье. Для меня странно, что кто –то восхищается этими временами. Да, мы все видим картины прекрасных дам и рыцарей, но копнуть глубже, то это ужасные времена. Повесть «Трудно быть богом» показывает это. Она показывает нам и прошлое, и, к сожалению, будущее некоторых стран.
Главный герой – благородный дон Румата Эсторский - это Антон, молодой сотрудник Института экспериментальной истории попадает на другую планету, в средние века. Главная проблема общества – наука и книги. Антигерой - дон Рэба - советник короля хочет захватить власть и уничтожить прогресс.
Сравним две цитаты:
«Умные нам не надобны. Надобны верные» - отец Кин.
«Никакое государство не может развиваться без науки – его уничтожат соседи. Без искусств и общей культуры государство теряет способность к самокритике, принимается поощрять ошибочные тенденции, начинает ежесекундно порождать лицемеров и подонков, развивает в гражданах потребительство и самонадеянность и в конце концов опять-таки становится жертвой более благоразумных соседей» - Румат.
Читая эту повесть, становится стыдно за тех, кто променял Пушкина на Супермена.
Жалеть себя, ставить себя в центре мира всегда легче, чем думать головой, читать книги, порой неприятные и жесткие. Но книги дают нам нашу уникальность. Люди не могут одинаково мыслить. Бывают похожие взгляды, но мысли всегда разные. И в этом наша уникальность.
Интересно и тревожно следить за развитием Антона. Я его понимаю. Да, современный человек не готов к прошлому. Он не хочет падать, отпускаться до их уровня, но с волками жить…
Повесть многоплановая.
Атмосфера книги мрачная, но я её рекомендую.
Интересный факт: Изначально повесть должна была рассказывать «об абстрактном благородстве, чести и радости, как у Дюма». Однако после разгрома выставки современного искусства в Манеже и последовавших за этим нападок на «абстракционизм и формализм» концепция романа была пересмотрена: он стал более мрачным и философским. «Нами управляют жлобы и враги культуры. И если для нас коммунизм – это мир свободы и творчества, то для них коммунизм – это общество, где население немедленно и с наслаждением исполняет все предписания партии и правительства. Вся задуманная нами «веселая, мушкетерская» история стала смотреться совсем в новом свете. Мушкетерский роман обязан был стать романом о судьбе интеллигенции, погруженной в сумерки средневековья», - вспоминал Борис Стругацкий. Сообразно этому изменилось и название – первоначально повесть должна была называться «Седьмое небо» или «Наблюдатель»