ВОПРОС:
Здравствуйте, Анастасия, очень нужен ваш совет. Моя собака, которой примерно полтора года, совершенно не хочет терпеть до улицы, именно не хочет, потому что может это делать. При мне она ничего такого себе не позволяет, однако если я на работе, а также ночью она спокойно делает свои дела на пеленки. Пробовали разные методы обучать ее, но бесполезно. Она знает, что надо делать такие дела на улице и делает успешно. Собака среднего размера, 20 кг живого веса, и лужицы у нее совсем не маленькие, пелёнка уже нужна размером с полкомнаты. Посоветуйте, что ещё можно сделать?
ОТВЕТ:
Начну с конца — посоветовать, что еще можно сделать, я могу только тогда, когда знаю, что вы уже делали и как именно. Тогда я разберусь, почему это не сработало, и дам новый совет. Поэтому в ответ на этот вопрос я просто объясню, почему не совсем верно считать, что собака «может, но не хочет». А также в очередной раз напомню, чего делать нельзя, когда пес оставляет лужи не там, где мы задумали. Ни при каких обстоятельствах нельзя собаку за лужи ругать. И под «ругать» я имею в виду любое проявление вашего недовольства.
К собачьим лужам стоит относиться так же, как если бы вы просто увидели, что пол испачкался сам по себе, и решили его помыть. Никакая собака к этому отношения не имеет, да и никто не имеет — просто жизнь такова, что приходится поддерживать чистоту там, где мы живем. Собаки, кстати, к этому тоже склонны. Именно поэтому подавляющее большинство взрослых псов носят свои жидкости и твердости на улицу или в специально отведенное одно и то же место. Но предпочитают все-таки на улицу, если у них есть такая возможность. Природушка создала их чистоплотными товарищами, которые в норме не гадят там, где спят.
У собак мощная мотивация писать и какать на улице не только потому, что так они оставляют свое логово чистым, но и потому, что с помощью какашек и мочи они сообщают сородичам о своем присутствии на этой территории. Проще говоря, метят. И чтобы метить, необязательно быть кобелем или задирать лапу. Достаточно просто оставлять свои желтые следы во время прогулки. Иногда намеренно поверх желтых следов других собак. В общем, у собак нет причин «уметь, но не хотеть» терпеть до улицы. Точнее так — собака из вопроса не писает дома, когда у нее нет в этом потребности. Но иногда эта потребность появляется. В этом и стоит искать ключ к разгадке кейса. Нужно задать себе вопрос: «Какие повторяющиеся обстоятельства приводят к тому, что собаке приходится писать на пеленку?»
И в вопросе есть на это ответ: «При мне она ничего такого себе не позволяет». Здесь нужна оговорка. «Не позволяет себе» звучит так, будто собаке стыдно писать перед хозяйкой, она не хочет ее подвести и поэтому мужественно не писает. Но все устроено немного не так. Псы не стыдятся своих луж, им в принципе не ведомо чувство стыда. И они не считают естественные процессы опорожнения организма чем-то неприличным. Думаю, вы видели, как собаки на прогулке нюхают чужие какахи, лижут чужие метки, а дома могут себе позволить даже закусить кошачьим говном без всякого отвращения на лице.
Так вот, собака из вопроса не то, чтобы «не позволяет себе», она просто не хочет писать. Ей ок не писать, когда хозяйка рядом. А вот когда хозяйки нет или она спит (что почти одно и то же), почему-то сразу хочется в туалет. Есть два варианта, почему так может происходить. Первый: собаку когда-то ругали за лужи, поэтому она избегает писать при людях, не желая вызывать хозяйский гнев. Но это устроено немного не так, как представляют обычно. Собака не считает писанье чем-то зазорным, она лишь ассоциативно связала в голове появление луж и наказание. И из последних сил демонстрирует естественное желание наказания избежать. Это значит, что нужно не только прекратить собаку ругать, но и начать разбираться, почему ей трудно терпеть. Возможно, причина физиологическая. И об этом я скажу в конце.
А теперь давайте вспомним, учитывая факт пописов в одиночестве, когда собакам хочется в туалет в неурочный час? Собственно, как и всем остальным — когда тревожно. И получается такой вывод — без хозяйки рядом собаке из вопроса настолько тревожно, что она не может спать, волнуется и писает вне своего песьего распорядка. И делает она это не потому, что «может терпеть, но не хочет», а потому, что не может терпеть из-за тревоги. В таком состоянии выделительная система работает интенсивнее, чем, например, во сне. Мочи образуется больше, и хорошо, что есть пеленка — не приходится гадить где попало.
Я бы заподозрила у этой собаки тревогу разлуки, и стала бы работать именно с этим состоянием, а не с лужами дома. То есть псицу предстоит научить не тревожиться из-за того, что мать уходит на работу, а по ночам исчезает в спальне и не подает признаков жизни до утра. Как с этим работать, я писала в одном из текстов, а также записывала целый вебинар. Но прежде, чем это делать, рекомендую обратиться к врачу и проверить, нет ли у собаки каких-нибудь патологий, которые заставляют ее вести себя подобным образом. Это стандартная рекомендация перед любой коррекцией поведения, но ею не стоит пренебрегать никогда.
Задать вопрос в рубрику «ОтБОрный ответ» можно на сайте, я выбираю лучший и каждую неделю отвечаю на него здесь.
Фото Natalia Gusakova, обработал Ренат Муртаев