В семьях по-разному воспитывают детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, эти особенности воспитания влияют на ребёнка и сказываются на его будущем.
И.Ю. Макарова и Е.В. Семакова изучили структурные особенности семьи, материнского отношения и факторов патологизирующего воспитания ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В 9 городах, областных и районных центрах Российской Федерации - Андреаполь (Тверская обл.), Калуга, Кемерово, Сафоново (Смоленская обл.), Сергиев Посад (Московская обл.), Смоленск, Череповец, Якутск, Ярославль, было проведено комплексное многоцентровое исследование семей с детьми в возрасте 7-10 лет (1276 человек). В 47 семьях воспитывались дети с СДВГ, в 1229 - психически здоровые дети.
Авторы пришли к выводу, что в большинстве семей отсутствуют ориентиры в построении семьи, размыты базовые представления о семье, нет навыков в распределении функций, не планируется и не обсуждается бюджет, не сформированы цели развития семьи.
На основании полученных данных можно говорить о сложившемся определенном профиле воспитания ребенка с СДВГ, который выражается в недостатке формирующих элементов в сочетании с родительской неуверенностью и нестабильностью.
Авторы выяснили, что в условиях структурной размытости, диффузности, нарушении в принятии ролей развивается выраженная воспитательная неуверенность. Отсутствуют цели, планирование воспитательного процесса, у родителей снижена рефлексия по отношению к своим чувствам и поведению.
Поведение ребенка с СДВГ приводит к изменениям в воспитательном процессе в семье и создаёт для детей неблагоприятную ситуацию развития.