Программа ChatGPT уверенно вошла в повседневной обиход норвежских школьников. Она умеет писать статьи, анализировать стихотворения и выполнять другую творческую работу. В этой связи обеспокоенные учителя были вынуждены обратиться в Стортинг.
Новоиспеченная технология с пугающей легкостью упрощает жизнь местным ученикам.
Обычно чат-боты представляют собой компьютерную программу, предназначенную для общения с человеком. Однако ChatGPT, который компания Open Ai выпустила на прошлой неделе, может похвастаться куда более богатым набором функций.
Данная программа с помощью искусственного интеллекта способна выполнить практически любую задачу от программирования полноценного приложения до анализа творчества Хенрика Ибсена. Примечательно, что генерируемый текст имеет стопроцентную уникальность.
Уже не первый день эту тему активно обсуждают все учителя страны. В понедельник чаша терпения переполнилась и вылилась в виде официального заявления в адрес Стортинга от взволнованных представителей Национальной ассоциации преподавателей норвежского языка.
«От лица преподавателей норвежского языка (и не только) мы хотим выразить глубокую обеспокоенность. Учителя норвежского и других предметов отмечают, что ученики в письменных работах все чаще используют имеющиеся в свободном доступе программы с искусственным интеллектом.
Мы очень обеспокоены подобной тенденцией и считаем, что в перспективе она поставит под угрозу развитие навыков письма и чтения среди населения, принципы демократии и творческий подход к созданию новых идей и формированию знаний, с чем, мы надеемся, политики будут согласны».
Обесценивание знаний
Мортен Иргенс возглавляет проект по исследованию и развитию искусственного интеллекта в Университетском колледже Кристиании, а также принимает участие в ряде крупных международных совместных работ, посвященных искусственному интеллекту, таких как CLAIRE, NORA, Adra.
Он занимается этой темой с конца 1980-годов и разделяет опасения учителей касательно списывания. Хотя в своих убеждениях он куда более радикален на этот счет:
— Совершенно очевидно данная технология может подорвать целостность всего образования. Она способствует обесцениванию знаний, которые человек получает в процессе обучения.
Иргенс посвятил некоторое время ознакомлению с программой ChatGPT. Хотя, наверное, правильнее сказать, что он просто поболтал с ней.
— Этот чат-бот заставил меня вспомнить одну цитату сэра Артура Чарльза Кларка: «Любая достаточно развитая технология неотличима от волшебства». Мой пожилой дедушка совершенно точно назвал бы это магией.
Лениво, глупо и слишком несерьезно
Кроме Мортена Иргенса, последние несколько дней с новым искусственным интеллектом разговаривал также Эйрик Вассенден, профессор скандинавской литературы Университета Бергена.
— Программа вполне способна сделать учеников, студентов и исследователей ленивыми, глупыми и слишком несерьезными.
— Смогли бы вы уличить студента в такого рода списывании?
— Думаю, нам предстоит формировать такие задания, во время проверки которых можно легко разоблачить подобные решения. За день ИИ может запросто написать качественное изложение любого известного романа или подготовить неплохой абзац на историческую тему. Именно поэтому нам следует избегать заданий, предполагающих пассивный сбор и последовательное изложение информации.
В сущности, программа ChatGPT представляет собой очень продвинутую языковую модель, в рамках которой воспроизводимые блоки текста основаны на «угадывании» интеллектом желаемого расположения букв в заданном порядке.
Задайте программе несколько дополнительных вопросов и тут же увидите, что она понятия не имеет, о чем пишет. Словно вы разговариваете с очень умным попугаем.
— Во-первых хочу сказать, что вы занимаетесь самообманом, полагая, будто знание – это информация. Вполне дозволительно собирать только готовый материал. При этом невероятно наивно считать, что поиск, систематизация, объединение результатов наблюдений и фрагментов информации сами по себе не имеют какой-либо ценности. Ведь именно в этом и заключается способ познания того или иного явления!
Биться или смириться?
Должны ли мы противостоять новой технологии или способствовать ее развитию? Вопрос адресован в первую очередь учителям и преподавателям. Вассенден считает необходимым введения регламентирующих мер:
— Речь вовсе не идет о том, чтобы впадать в одну из крайностей. Важно найти полезные способы взаимовыгодного сосуществования с созданным нами интеллектом. И в таком случае важную роль должны играть правила. Нужно изучить возможности программы и опытным путем установить ограничения к ее использованию.
Мортен Иргенс понимает реакцию учителей, которым сложно справиться с новоиспеченной программой.
— Многие уже готовы рвать на себе волосы от безысходности, но я не разделяю их мнение. Как и в случае с появлением других технологий, мы должны приспособиться к новому образу жизни. Необходимо уделить больше внимания устным заданиям в классе, устным экзаменам, групповым проектам. Показать на личном примере прекрасное знание материала. И в таком случае ученики или студенты станут пользоваться чат-ботами и прочими продвинутыми программами как привычной для нас библиотекой.
Союз учителей более категоричен.
— При поиске решения на данный момент я вижу два пути. Можно заставить учеников гораздо больше писать от руки. Решение по очевидным причинам не самое лучшее. Либо задействовать технологии и ресурсы, препятствующие использованию упомянутой программы. Вероятно, будущие учебные программы будут содержать меры, регламентирующие процесс обучения учеников более разумному применению технологий в письменных работах, однако, помимо этого, ученики должны научиться самому искусству письма!
К сожалению, медиакомпании NRK не удалось связаться с разработчиками программы ChatGPT.
Источник: https://www.nrk.no/kultur/laerere-fortvilet-over-ny-kunstig-intelligens-1.16210580