Потерянный фильм Эйзенштейна, скандальная картина с Леонардо ДиКаприо и последняя лента Ривера Феникса.
Кафе «Донс Плам» (1996)
Леонардо ДиКаприо и Тоби Магуайр — два прекрасных актера и хороших друга, которых, к сожалению, не так уж часто можно увидеть вместе на большом экране. Многие зрители сразу вспомнят «Великого Гэтсби», «Жизнь этого парня», и на этом список их совместных проектов, казалось бы, можно заканчивать.
Однако все не так просто, ведь в середине 1990-х молодые актеры снялись в еще одном фильме — «Кафе «Донс Плам». Это экспериментальная черно-белая картина повествует о группе друзей, ведущих непринужденные разговоры за столом в ночном клубе.
Почему же эта лента оказалась всеми забыта? Все дело в том, что все сцены в ней были поставлены без использования сценария — режиссер Р.Д. Робб просто сказал юным звездам импровизировать в рамках определенных тем, однако некоторые из их разговоров ушли в густые дебри нецензурной ругани. Такое зрелище явно могло бы навредить карьерам ДиКаприо и Магуайра, поэтому их агенты напрочь запретили выпускать фильм, угрожая его создателям судами и даже своим самоубийством. В итоге релиз картины оказался отменен, неофициально она стала доступна для просмотра только в 2000 году.
Ад (1964)
Великий французский режиссер Анри-Жорж Клузо был одним из самых ярких кинодеятелей 50-60-х годов. Его легендарные фильмы «Истина», «Таинство Пикассо», «Плата за страх» удостаивались номинаций на «Оскар», «Золотую пальмовую ветвь», «Золотого медведя» и другие престижные призы.
Тем удивительнее кажется тот факт, что мастеру так и не удалось выпустить в свет один из главных проектов в своей карьере — драму «Ад» с Роми Шнайдер («Сисси — молодая императрица») и Сержем Реджиани («Золотая каска») в главных ролях. По сюжету, супружеская пара приезжает в отдаленный провинциальный отель. Вскоре муж начинает подозревать свою жену в измене с местным служащим, а его воображение невольно рисует картины их любовных утех. С каждым разом его видения становятся все более странными и психоделическими.
К сожалению, прямо во время съемок Реджани пришлось отказаться от роли, а у Клузо случился сердечный приступ. Проект было решено закрыть. Команда успела отснять немало материала, который долгое время просто пылился на полке. В 2009 году режиссер Серж Бромберг выпустил документальный фильм «Ад Анри-Жоржа Клузо», в котором не только показал полную печальную историю создания картины, но и попытался хотя бы отчасти восстановить многие ее сцены, а в 1994 году Клод Шаброль снял по тому же сценарию собственный одноименный фильм. Благодаря этим двум проектам зрители по всему миру могут оценить масштаб так и не реализованной задумки Клузо.
Бежин луг (1937)
К сожалению, история советского кино знает немало случаев, когда фильмы великих режиссеров оказывались положены на полку по политическим причинам, а иногда и вовсе уничтожались. Одной из самых известных картин, утраченных для мира навсегда, стала лента классика отечественного кино Сергея Эйзенштейна «Бежин луг».
Сюжет фильма был основан на знаменитой истории пионера Павла Морозова. Действие разворачивалось вблизи мест, описанных Иваном Тургеневым в рассказе «Бежин луг». Однако Главное правление кинопромышленности СССР заблокировало съемки картины по причине «формализма и усложненности языка», хотя до их окончания оставалось всего одиннадцать дней. Самому Эйзенштейну пришлось выпустить статью «Ошибки «Бежина луга», где он извинился за свою картину. Последняя копия ленты была утеряна во время эвакуации Москвы в 1941 году.
Уже в 1960-х годах историк кино Наум Клейман и режиссер Сергей Юткевич создали фотофильм на основе сохранившихся срезок кадров, в котором были восстановлены ход сюжета и раскадровка основных сцен картины.
Бэтгерл (2022)
В 2022 году все сообщество фанатов DC было потрясено новостью о том, что сольный фильм о Барбаре Гордон, она же Бэтгерл, который уже был практически готов к релизу, оказался отменен. До сих пор достоверно неизвестно, что именно послужило причиной такого радикального решения: некоторые инсайдеры утверждают, что картину разгромили зрители на тестовых показах, другие – что она не вписалась в стратегию нового руководства студии выпускать в первую очередь крупные блокбастеры для кинотеатров («Бэтгерл» должна была появиться на HBO Max без театрального проката).
Самое печальное, что именно в этом фильме спустя более 30 лет к роли Бэтмена собирался вернуться Майкл Китон. Кроме того, зрители потеряли возможность вновь увидеть блистательных Дж. К. Симмонса в роли комиссара Гордона и Брендана Фрейзера в роли злодея Светлячка, не говоря уже о выступлении Лесли Грейс, которая сыграла саму Бэтгерл. Картина действительно могла похвастаться ярким актерским составом, и нам остается только надеяться, что когда-нибудь она все же сможет стать достоянием широкой общественности.
Дурная кровь (2012)
«Дурная кровь» — последний предсмертный проект легендарного актера Ривера Феникса, брата Хоакина Феникса. Картина повествует о молодом человеке по прозвищу Бой. Герой верит, что скоро в мире наступит эпоха апокалипсиса, поэтому живет в добровольном изгнании в пустыне, где проводятся испытания ядерного оружия, без конца делая куклы, чтобы умилостивить богов. Однажды по случайному стечению обстоятельств в его обитель заезжают супруги Баффи и Гарри Фишеры. Неожиданно для самого себя Бой влюбляется в Баффи.
К сожалению, трагическая смерть Феникса случилась незадолго до окончания съемок в 1993 году, поставив дальнейшее производство картины под большой вопрос. Режиссер Джордж Слёйзер даже попытался обратиться к Хоакину с просьбой заменить брата на площадке, но семья покойного актера отклонила это предложение. В итоге единственная копия фильма попросту попала на склад страховой компании, где пролежала шесть лет. После этого все 700 килограммов пленки было решено унчтожить, однако Слёйзеру каким-то образом удалось выкрасть их и переправить в надежное хранилище. Лишь в 2012 году режиссер наконец сумел найти деньги на то, чтобы закончить картину и показать ее на большом экране. Благодаря его самоотверженности наследие Ривера Феникса продолжает жить и по сей день.
Хиппи Хиппи Шейк (2010)
Далеко не всегда фильм кладется на полку из-за скандалов или жесткой цензуры. Иногда причина кроется в банальных творческих разногласиях команды. Именно таким проектом стала биографическая картина «Хиппи Хиппи Шейк».
Сюжет фильма был основан на мемуарах знаменитого журналиста Ричарда Невилла, редактора сатирического журнала Oz, ставшего одним из ярчайших явлений контркультурного движения 1960-х. По задумке создателей, эта картина должна была стать метафорическим путешествием по Лондону той эпохи. При этом лента могла похвастаться достаточно неплохим актерским составом: главные роли в ней исполнили Киллиан Мерфи, Крис О’Дауд и Сиенна Миллер. Режиссером выступал Бибан Кидрон.
К сожалению, разработка «Хиппи Хиппи Шейк» пошла не по плану с самого начала. Съемки должны были начаться еще в 1999 году, но из-за нескольких полных перезапусков проекта они начались только в 2007-м. После их окончания выпуск картины вновь был задержан в связи с конфликтом студии с Миллер. Затем у продюсеров начались творческие разногласия с Кидрон, которая попросту ушла с производства, так и не дождавшись выхода фильма. Из-за постоянных споров релиз отложили до 2011 года, когда студия наконец признала, что лента никогда не выйдет в прокат.
День, когда клоун плакал (1972)
Джерри Льюис — великий комедийный актер и легенда Голливуда. Однако мало кому известно, что Льюис также пытался вести свою собственную режиссерскую карьеру — и, к сожалению, не всегда удачно.
К моменту, когда он приступил к созданию фильма «День, когда клоун плакал», за его плечами уже было несколько громких картин, таких как «В какой стороне линия фронта?», «Еще один раз» и «Трое на диване». Новая лента была посвящена немецкому клоуну Гельмуту Дорку, репрессированному фашистским правительством. По приказу властей Рейха Дорка отправили в Освенцим, где он начал развлекать евреев, приговоренных к смерти в газовой камере.
Конечно же, такой острый сюжет моментально вызвал жаркие споры в прессе. Кроме того, после начала съемок фильм обернулся финансовой катастрофой: по воспоминаниям Льюиса, продюсер попросту сбежал с проекта со всеми деньгами, поэтому ему самому пришлось заплатить из своего кармана более 2 млн долларов. Качество ленты, судя по тем же воспоминаниям, также оставляло желать лучшего. В итоге, погрязнув в судебных разбирательствах, общественной критике и лишь отчасти доделав фильм, Льюис так и не смог его выпустить. Он отдал самую полную имеющуюся у него версию в Библиотеку Конгресса США с просьбой обнародовать материалы не раньше 2024 года.
Глубинные империи (2014)
Трудно представить, что на полку может лечь целый огромный международный блокбастер, созданный для широкого проката, но именно такая судьбы постигла фильм «Глубинные империи».
Разработка картины началась с простого желания китайского миллиардера Цзинь Цзяна создать ленту, ничуть не уступающую в качестве и масштабе работам Джорджа Лукаса и Питера Джексона. Он нанял большую команду, состоящую из голливудских и китайских специалистов, и вложил в производство приблизительно 130 млн долларов (хотя часть группы позже утверждала, что реальный бюджет был намного меньше). Сюжет был посвящен эпическому столкновению мифических подводных государств. Также, по плану, позже франшиза должна была разрастись до целой трилогии. Главные роли исполнили Ольга Куриленко, Ян Мин, Алекс Су и Валеска Миллер.
Различные беды начали преследовать создателей еще на этапе препродакшена: команде из десяти писателей пришлось переписывать сценарий около сорока раз, чтобы удовлетворить Цзинь Цзяна. Из-за творческих разногласий и недопонимания между китайской и американский частями группы во время съемок режиссеры начали покидать проект один за другим. В итоге над фильмом успели поработать Майкл Френч, Джонатан Лоуренс и Скотт Миллер. Первый трейлер, выпущенный в 2013 году, получил крайне негативную реакцию зрителей, и проект попросту канул в лету. Официально он не был отменен, но до сих пор так и не вышел на экраны.