В Евросоюзе — разногласия: одна страна выдает шенгенские визы, как и раньше, радушно ждет россиян и белорусов с их деньгами, другая не позволяет даже въехать на территорию ЕС и для этого принимает свои внутренние законы. Действительно ли для владельцев российского и белорусского паспортов отдых в Европе под запретом и как это обосновывают иностранные дипломаты, разбиралась «МП».
Для диссидентов, украинцев и водителей
Еще в сентябре Польша, Литва, Эстония и Латвия ввели ограничения для граждан России и Беларуси по въезду на территорию своих стран. Касаются ли они всех или есть исключения?
Оказывается, беспрепятственно могут въехать на территорию ЕС диссиденты, владельцы ВНЖ, водители, дипломаты и обладатели гуманитарных виз. В остальном въезд запрещен в экономических, спортивных, туристических или культурных целях. Но все эти запреты касаются строго россиян, для белорусов вопрос о въезде рассматривается индивидуально на пограничном пункте. Если вы обладатель красного паспорта и планировали посмотреть Пизанскую башню или собирались на выступление любимых исполнителей — забудьте. Времена, когда давали бесплатную визу при наличии билета на концерт, в прошлом.
На встрече министров иностранных дел в Праге Жозеп Боррель отметил, что перед пересечением границы вышеупомянутым туристам, помимо наличия визы, необходимо будет пройти дополнительный контроль. И пограничная служба принимает самостоятельное решение о пропуске или отказе.
Все это прикрывалось громкими лозунгами — дескать, ЕС вынужден обеспечить контроль своих границ во имя безопасности граждан. То есть приезжие украинцы не представляли опасности, и расходы на выдачу им пособий из европейской казны — не проблема для граждан Евросоюза. А вот туристы, привозящие деньги в ЕС, — беда вселенского масштаба.
Стоимость шенгенской визы для белорусов одинаковая — €60. Некоторые посольства предоставляют послабления студентам, пенсионерам и прочим категориям граждан.
Туризм как привилегия
Слова комиссара ЕС по внутренним делам Ильвы Йоханссон открывают глаза на реальную ситуацию: «Больше нет оснований доверять русским. Быть туристом в ЕС — это не фундаментальное право россиян, это привилегия. И мы больше не хотим предоставлять эту привилегию им». Исключение будут составлять граждане России, въезжающие только по семейным обстоятельствам, и российские журналисты, с оговоркой — определенных изданий.
В результате переговоров министры иностранных дел Евросоюза не смогли согласовать и ввести общий запрет, который устраивал бы всех. Как сказал глава МИД Венгрии Петер Сийярто, многие его коллеги, и он сам в том числе, высказывались категорически против данной меры.
Чуть позже все те же лица стали обсуждать действия в отношении россиян, бегущих от мобилизации. Разумеется, единой позиции нет. Польша и страны Балтии говорили о закрытии границ по краткосрочным визам еще в конце сентября, а Германия, наоборот, готова «приютить» уклоняющихся от призыва. Власти Германии сообщили, что будут рассматривать заявления о политическом убежище даже по отношению к дезертирам, а министр юстиции и вовсе заявил, что каждый, кто ненавидит Путина и любит демократию, будет желанным гостем в его стране. Сложно представить, как можно стать дипломатом с такими формулировками. Ах, ну да, в «демократической» Германии возможно все.
Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш тоже не остался в стороне: «Если человек может доказать, что он был против войны до мобилизации, что его преследуют, привлекают к уголовной, административной ответственности — это один аспект, но если сейчас мне пытаются сказать, что у сотен тысяч россиян вдруг случилось религиозное, божественное откровение, что воевать нехорошо, что писать в соцсетях об уничтожении Украины нехорошо, то такие аргументы, думаю, никто не примет».
Но еще более «интересную» мысль выдал в своем твиттере глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис: «Русские должны остаться и сражаться против Путина».
Также на просторах интернета циркулируют сообщения о том, что Эстония не пускает россиян, имеющих паспорт другой страны, и не важно, израильский он или какой-то еще.
Туристические визы для белорусов не оформляют такие страны, как Польша, Эстония, Чехия, Латвия, Литва, Финляндия, Швеция.
Белорусам — респект, литовцы — отстой!
Все эти заявления — винегрет мыслей. Одна страна противоречит другой, последние законы отменяют предыдущие, подлость прикрывается «дипломатическими отношениями». То есть, если вначале шла речь о закрытии границ с целью остановить поток уклоняющихся от мобилизации мужчин призывного возраста из России, то позже, когда увидели, что РФ не вводит ответных санкций, стали смелее в заявлениях. За компанию приплели и белорусов, стремясь ухудшить отношения между дружественными странами, или, следуя «логике» Габриэлюса Ландсбергиса, рассчитывая, что белорусы пойдут сражаться против властей.
Но они продолжают выдавать визы, если вас приглашает в страну работодатель или близкий родственник — резидент страны.
О реальной обстановке на литовской границе лично рассказала гражданка РФ:
— Мы решили отправиться в недельную поездку по Европе всей семьей: я с маленьким ребенком и мужем и его родители. Выехали рано утром в будний день, чтобы не попасть в большую очередь на границе. Белорусскую сторону мы проехали достаточно быстро: меньше чем за час, перед нами было только четыре или пять автомобилей, но пограничники осмотрели их оперативно. Меня с маленьким ребенком даже не попросили выйти, подошли сами, сверили документы и с улыбкой пожелали доброго пути. С литовской стороной отношения не заладились сразу. На границе стояли долго, нас будто умышленно не впускали, очередь перед нами не двигалась. Мы были готовы к долгому ожиданию и запаслись ссобойкой, наслушавшись историй о том, что европейские таможенники намеренно работают медленно и пропускают меньше половины машин. Ребенку еще нет и года, тем не менее никакого снисхождения к нам не проявляли, мне показалось, что даже наоборот. За все время нахождения на границе приходилось выходить с малышом около четырех раз, и никого не волновало, спит ли он, даже торопили, чтобы быстрее одевали. Когда у нас попросили паспорта, муж протянул пять: четыре синих и один красный — российский. К белорусским паспортам сотрудник отнесся равнодушно и спросил, есть ли у меня паспорт другой страны, так как вероятность, что пропустят с красным, очень низкая. Я сказала, что другого паспорта у меня нет, но имеется вид на жительство в Беларуси, где я живу уже больше 20 лет. В ответ он заявил, что окончательное решение принимает начальник, если захочет — пропустит. Нам махнули рукой — мол, обождите, и спустя 20-30 минут состоялся неприятный диалог:
— В Европу едете?
— Да.
— Куда именно?
— Сначала в Литву, потом через Польшу и Германию в Италию.
— Зачем едете?
— Запланировали отдых с семьей.
— Отдыхать едете, значит… Ну… Не поедете, не впустим.
Чуть позже меня попросили подойти к окошку за паспортом. Безуспешные попытки продиктовать пограничникам свои инициалы, адрес и телефон обернулись чирканьем на листе бумаги и бесконечным ожиданием. Не выдержав, я предложила написать все своей рукой. Затем подошла строгого вида женщина в погонах и спросила, понимаю ли я причину отказа. Я кратко ответила: «Российский паспорт». А она сказала, что это не так, и зачитала какой-то документ: «Литовская Республика в конце сентября самостоятельно приняла закон о запрете на въезд российских граждан с туристическими визами».
Я спросила, зачем тогда выдавать визу, если Европа закрыла свои границы, и виза по факту ничего не значит, кроме уплаченных итальянскому посольству денег. На что мне ответили — мол, это их не касается, это уже не их работа. И вручили мне документы с официальным отказом.
В Минске прекратил свою работу испанский визовый центр, за визой теперь нужно ехать в Москву.
Незеркальный ответ
В Беларуси сегодня действует безвизовый порядок въезда для граждан Литвы, Латвии и Польши.
Президент России Владимир Путин публично заявлял, что в вопросе выдачи виз европейцам никакие ограничения вводиться не будут. Несмотря на то что в отношении российских туристов ЕС ввел строжайшие ограничения, зеркального ответа не последовало.
«Мы заинтересованы, чтобы молодые люди приезжали и учились у нас. Чего их закрывать? Мы заинтересованы, чтобы бизнес сюда приезжал и работал у нас, несмотря на все ограничения. А таких очень много бизнесменов, которые любят Россию, приезжают или хотят здесь работать. Вот вам, пожалуйста, пусть приезжают и работают. Чего их ограничивать? Репетиторы приезжают. Да пускай приезжают и работают! Чего здесь плохого? Спортсмены, деятели искусства. Зачем ограничивать? Мы не будем сами обрывать эти контакты», — отметил президент России.
Но вот привилегий некоторые все же лишились: согласно указу Владимира Путина, с конца мая 2022 года упрощенный визовый режим по отношению к европейским чиновникам, дипломатам, журналистам, членам национальных и региональных парламентов, правительств и судов был приостановлен.
В свою очередь ассоциация туроператоров России и пограничная служба ФСБ представили данные, из которых следует, что за I квартал 2022 года Россию посетили 57,7 тысячи иностранных туристов и подчеркнули, что до пандемии коронавируса цифра доходила до 5-6 миллионов в год.
Текст: Иван Шлапунов