Претенденты на российские заводы IKEA (включая тихвинское предприятие) задумались о реальной стоимости бизнеса.
О предстоящей продаже предприятий владельцы IKEA заявили в марте; в ноябре прошли предпродажные визиты потенциальных покупателей.
В числе претендентов СМИ называли: Segezha Group (входит в АФК «Система»), компании «Твой дом», Hoff, Kronospan и девелоперскую группу ПИК.
Представители ПИК заявили, что бизнес IKEA их не интересует. Руководители Segezha Group выступили с более развернутой аргументацией.
«Заявка подана с определенной ценой, и есть заявки с более высокой ценой у других участников. Вопрос - увеличивать цену заявки или нет?» - приводит «Интерфакс» слова руководителя Segezha Group Михаила Шамолина.
Упростим проблему. Сколько стоит бизнес IKEA в изменившихся условиях? Предприятия IKEA по производству мебели и пиломатериалов были важной, но лишь частью цепочки.
В нее входили: поставщики, точки продажи, логистические «коридоры», дизайнерские группы, структуры по поддержанию и развитию бренда и т.д.
Магазины продаются отдельно; авторские права на дизайн (включая смешные названия мебели) IKEA не отдаст…
Допустим, это решаемые проблемы. Но что делать с логистикой и где брать конечного потребителя?
К сведению: одновременно с планами по приобретению заводов IKEA холдинг Segezha готовит к продаже семь своих заводов в Европе. Европейские покупатели и поставщики почему-то не хотят работать с российской компанией. Продавать «европейский дивизион» придется с дисконтом…
Главные проблемы, связанные с трансформацией бизнеса в России – сбыт и логистика. Та же Segezha Group после начала СВО и введения санкций переориентировала поставки: вместе Европы теперь в приоритете страны СНГ, Китай, Египет и Турция.
Но затраты на логистику выросли в разы. Стоимость доставки пиломатериалов с предприятий Северо-Западного округа в Египет увеличилась с 25-30 долларов до 130-140 долларов за кубометр, в КНР – с 50 до 120 долларов.
На внутренний рынок рассчитывать не приходится: 9 из 10 предприятий лесопереработки на Северо-Западе работали на экспорт.
А квалифицированный персонал привык к почти европейским зарплатам: уволенные сотрудники тихвинского завода IKEA бьются за традиционный «новогодний бонус». Попробовали бы они к «Системе» подступиться с такими претензиями.
За девять месяцев СВО российская экономика просела меньше, чем первоначально предполагали аналитики: на 3-4%, а не на 10-12%, именно такие цифры звучали в первых прогнозах.
Профессор ВШЭ Наталья Зубаревич в одном из недавних интервью признала: «Мы недооценили адаптивность российского бизнеса, способность отечественных предпринимателей выкручиваться из самых сложных ситуаций».
Владельцы IKEA планировали согласовать продажу предприятий до Нового года.
«Пригород» будет с интересом наблюдать за развитием ситуации.