Найти тему

Курган Мирзы Кекуватского

Курган Мирзы Кекуватского - самый последний курган в цепи Юз-Оба расположен в Керчи далеко в степи, куда уходит весь хребет, постепенно сглаживаясь и теряясь в однообразной степной поверхности.
Раскопан курган в 1839 году А.Б. Ашиком, а позже в 1889 году А.А. Бобринским, на земле помещика Амет-ши Мирзы Кекуватского (под этим именем курган и вошел в историю).
По описанию первооткрывателя гробницы внутри кургана был обнаружен склеп с дромосом, погребальная камера покрыта каменным уступчатым сводом. В центре склепа на особом помосте из больших тесаных камней стоял большой гроб из кипарисового дерева. В продольные боковые стороны его были вставлены доски, обрамленные позолоченным орнаментом и украшенные на красном фоне накладными золочеными фигурами грифонов, нападающих на разных животных.
Погребение было мужское, произведенное по обряду, который сочетал в себе черты скифского и греческого обрядов.
В гробу лежал мужской остов с золотым венком на голове из двух оливковых ветвей с плодами.
В каждой руке покойника находилось по 150 стрел, от которых сохранились бронзовые позолоченные наконечники и остатки древков. В ногах лежал бронзовый аттический шлем с нащечниками и пара бронзовых позолоченных кнемид. Здесь же находились железный меч с обложенной золотом ручкой был украшен в скифском «зверином» стиле того же типа, что и мечи из скифских царских погребений и точильный камень. В склепе, кроме того, были найдены фасосская амфора с клеймом, а также краснофигурная пелика с изображением состязания в музыке бога Аполлона с сатиром Марсием. Ваза относится к 380- 360 годам до н. э.
В этом кургане был погребен или знатный скиф, настолько сильно эллинизованный, что от многих скифских обычаев, видимых в Куль-Обе, не осталось и следа, или грек, заимствовавший некоторые скифские вкусы и скифское вооружение.
Первоначальная высота кургана, по расчётам А.А. Бобринского, должна была достигать, по крайней мере, 16-ти метров.
В южной части кургана Бобринским был обнаружен обширный каменный склеп с «куполообразным каменным верхом» и дромосом «египетской» конструкции, ведущим в него с востока. Для проникновения внутрь этого склепа исследователям пришлось пропилить отверстие в потолке. Ещё одно отверстие, пробитое, как посчитал А.А. Бобринский, древними грабителями, было с южной стороны склепа.
Действительно, погребальная камера оказалась начисто разграбленной и отчасти заваленной землёй, наполнившей её через пробитое грабителями отверстие. Но он, напрасно винил в этом древних грабителей. Склеп был разорён совсем не ими, а археологом А.Б. Ашиком, вошедшим туда не сбоку, как писал в своём кратком отчёте, а сверху, через сделанный им пролом. Но он забрал из него только самые ценные вещи. Весь остальной бесценный для современного археолога инвентарь был оставлен на месте, поломан и потому пропал для науки. Практически нет сомнения, что первооткрыватель склепа взял от находившегося в нём меча одну только рукоять; второй раз «обломки большого широкого железного меча со следами деревянных ножен» нашёл А.А. Бобринский.
На полу находились четыре очень большие, аккуратно отёсанные камня, из которых, по всей видимости, был сложен помост для установки саркофага. От этого саркофага сохранились лишь обломки, но можно считать, что он был богато украшен: на некоторых из обломков были видны следы красной краски, многочисленные остатки позолоты и резной орнаментации. В слое земли, перекрывавшем дно склепа, попадались обломки человеческих костей, в числе которых отмечена часть челюсти молодого человека. Среди вещевых находок А.А. Бобринский назвал 25 бронзовых наконечников стрел, медные и железные гвозди, обломки меди, на некоторых из которых местами сохранилась позолота. В изобилии были найдены обломки проржавевшего железного оружия; среди них исследователь насчитал остатки свыше десяти копий с сохранившимися в них частями древков, обломки большого широкого железного меча со следами деревянных ножен и обломки прямых железных ножей с костяными рукоятями. Кроме того, в склепе были обнаружены обломки алабастра.
Помимо человеческих костей, было найдено несколько костей козлёнка и собаки. А.А. Бобринский посчитал, что они не были связаны с погребением, поскольку были занесены в склеп позднее, вместе с землёй, насыпавшейся сюда через отверстие, пробитое грабителями. Логичнее считать, однако, что эти костные остатки всё-таки были связаны с погребальным ритуалом, совершённым непосредственно в склепе.
Сверху, над наружным сводом склепа был обнаружен разбитый на части большой краснофигурный кратер, некоторые фрагменты которого упали внутрь склепа. Исследователям удалось собрать более 75 фрагментов этого сосуда, что позволило полностью реставрировать его форму. Кратер был украшен росписью весьма грубой работы.
В общем, рассматриваемый памятник при его богатстве и яркой воинской окраске, даёт все основания относить его к разряду аристократических, а наличие здесь некоторых варварских черт обряда рельефно рисует своеобразие культуры боспорской элиты при ранних Спартокидах. Ещё одно важное обстоятельство, связанное с этим памятником, заключается в том, что курганы в западной, наиболее отдалённой от Пантикапея части Юз-Обы стали возводиться довольно рано, во всяком случае, они не являются самыми поздними в некрополе.
GPS координаты:N 45°19'9" E 36°23'
https://открытаяархеология.рф/monuments/курган-мурзы-..