«Это не мой ребенок! Его как будто подменили!» – С такой проблемой сталкиваются родители младших подростков (5–6 классы).
Именно на этот период приходится самый трудный и острый кризис взросления – пубертатный.
Маленький ребенок вдруг становится взрослым: начинает проявлять характер и отстаивать свои права. Подросток в этом возрасте приобретает основные личностные качества, которые во многом определяют его будущие паттерны поведения.
Почему это самый яркий возрастной кризис? Ответ очевиден – как раз в этом возрасте у детей происходит половое созревание и достаточно активный физический рост.
Из-за того, что нервная система ребенка все еще формируется, такой вальс гормонов вызывает серьезные колебания в самочувствии и самоощущении ребенка. По сути дела, половое созревание – огромный стресс для всего организма. Ребенка начинает «колбасить», при этом он сам ничего сделать с собой не может. Но родители могут помочь своему чаду повзрослеть максимально мягко.
Подростковый «шторм» можно распознать по ряду примет:
🟢 грубят взрослым;
🟢 подражают взрослым и копируют их нездоровые привычки (курение, употребление алкоголя, стремление к оголению и акцентам на «интересных» частях тела, и другое);
🟢 объединяются в компании, где, как правило, есть главный, а также особые интересы и фишки, понятные только им;
🟢 пренебрегают опытом и знаниями взрослых, отдавая предпочтение мнению ровесников;
🟢 драматизируют и протестуют;
🟢 начинают закрывать дверь в комнату, требуют соблюдения их правил;
🟢 проявляют юношеский максимализм;
🟢 становятся крайне медлительными и несобранными;
🟢 эмоциональны и истеричны.
Многие родители переживают этот период тяжело, потому что дети перестают быть удобными, и у них появляется собственное мнение. Также для родителя фатальна сама мысль о том, что ребенок вырос и все чаще обходится самостоятельно без взрослых. Для ребенка же этот период становится новым приключением, испытанием «на прочность», первым шагом к взрослой осмысленной жизни.
Дети начинают отмечать свои сильные качества, ментально познают себя, знакомятся со своим внутренним миром. Они учатся выстраивать личные границы, а это важное умение в своевременном мире. Дети требуют равноправия, уважения к себе и своей самостоятельности. Хотят, чтобы взрослые общались с ними на равных.
В обучении этот период тоже становится кризисным:
🟠 вместо одного учителя появляется сразу несколько предметников;
🟠 растут требования к ребенку;
🟠 у всех учителей разные подходы и форматы работы;
🟠 большой объем новых знаний;
🟠 выполнение необходимого «минимума» заданий, редко берутся за
дополнительные;
🟠 знания осваиваются не ради знания, а с целью практического
применения.
На этом фоне у подростков снижается успеваемость и воля к учению. Теперь им интересно не просто учиться, а знать, где и для чего им пригодятся новые знания. Появляется вопрос «А мне это зачем?!». Ребята с меньшей охотой делают дополнительные задания, ограничиваюсь обязательным минимумом. При этом они учатся транслировать информацию, пересказывать и делиться новыми знаниями. Также дети могут подготовить небольшой доклад к уроку на заданную тему.
Несмотря на то что период действительно тяжелый, он по-настоящему интересный. И только вы – родители и близкие взрослые, можете поддержать своего ребенка. Не стоит излишне давить на ребенка, дайте ему немного свободы. Пусть начнет реализовывать свою самостоятельность, но не распущенность и безнаказанность. Разрешите ему обрести личное пространство: пусть закрывает дверь в комнату – это пройдет. Будьте рядом, когда ребенок будет переживать личную драму, но не требуйте всех подробностей. Не заставляйте учиться с былым рвением и не требуйте высоких результатов – в этом возрасте исход, скорее всего, будет обратный. И почаще вспоминайте себя в эти годы 😅
А как вы пережили или проживаете сейчас переходный возраст своих детей? Что было самым жестким? Напишите в комментариях 🔽🔽