Посвящается моей любимой и дорогой С.
Первый мой полноценный рассказ. Не так уж много времени прошло с тех пор, как он был написан, но жизнь повернула меня в другую сторону. Несмотря ни на что, я благодарен кое-кому за то, что он вдохновил меня на создание «соснового бора». Теперь это уютный маленький мир, в который могут заглянуть все, кто устал от серости, обычности и суетности. Теперь тут живет много чудесных зверей, которых со временем, я надеюсь, станет только больше. Тем не менее, посвящение - это неотъемлемая часть этого сказочного леса. Потому что, вы, мои замечательные читатели, вправе знать, как все начиналось…
В далеком-далеком сосновом бору, среди ковра бирюзово-серого ягеля и снующих туда-сюда по песчаной почве муравьев, жил лисенок.
Вернее сказать, лисичка. Маленькая, скромная лисичка по имени Ан. Она была тихим и спокойным зверьком, часами могла наблюдать за стрекозами, летающими у пруда, сидеть в папоротнике, глядя на звезды, и любила помогать остальным жителям бора.
Ан любила свой лес. Это был ее дом.
Однажды она гуляла простым летним утром по залитой светом поляне среди ветвистых добродушных сосен. Вдруг на ее пути оказалась вереница муравьев, которые как всегда по-муравьиному суетливо готовили запасы на зиму, собирая семена и травинки.
- Тяни! Живей! - говорил один муравей.
- Тащи! Быстрей! - отвечал второй муравей.
- Неси! Скорей! - отзывался тоненький голосок третьего муравья.
Ан с удивлением смотрела на все это действо и, наконец, спросила:
- Можно вам помочь?
- Что? Не надо! - говорил первый муравей.
- Для тебя забава! - отвечал второй муравей.
- Для нас работа, о жизни забота! - отзывался третий муравей тоненьким голоском.
- Но я правда хочу помочь! Мне совсем не трудно! Честно-честно! - возразила лисичка.
- Твоя помощь! - говорил первый муравей.
- Наша немощь! - отвечал второй муравей.
- Пусть умаемся, но сами справимся! - отзывался тоненький голосок третьего муравья.
Лисичка показала троице язык, развернулась и ушла, оставив гордых муравьев в покое.
В тот же день после полудня Ан решила сходить к пруду, так как это было ее любимое место, чтобы переждать обеденную жару. Она прошмыгнула через заросли осоки, фыркнула на комаров, усевшихся ей на лоб, чихнула на травинку, погладившую ее по носу, и села на берегу среди камышей.
Вокруг - над водой и желтыми чашечками кувшинок - летали стрекозы, словно без толку перемещаясь с одного места на другое, иногда образуя пары собеседников.
- Здравствуйте! - протараторила красная стрекоза, подлетев к желтой - Как ваши дела? Как ваша жена? Как ваша работа?
- Здравствуйте! - начала тараторить ей в ответ желтая - Все хорошо, работа хорошо, с женой все хорошо!
- Понятно. Всего хорошего! До свидания! - выпалила красная.
- До свидания! Всего хорошего! Понятно! - быстро ответила желтая стрекоза, после чего они рывками разлетелись к другим стрекозам.
Ан смотрела за всем этим и не понимала, как можно с кем-то так разговаривать, ведь никто из стрекоз по-настоящему не спросил, как дела у его соседа. Она было хотела поинтересоваться об этом у кого-нибудь из снующих над водой насекомых, но передумала, потому что не умела тараторить. Жара спала, можно было возвращаться в бор.
Пробираясь сквозь осоку, Ан наткнулась на камышового кота, который осторожно вылизывался, боязливо шевеля ушами.
- Ааа! Кто здесь?! Ты еще кто такая?! - испуганно воскликнул кот.
- Извините, я не хотела вас напугать...
- Еще чего! - перебил кот, насупившись и вытянувшись - Чтобы я боялся какой-то лисицы! Я... я... я услышал, как ветка упала с вон тооой стороны, подумал, вдруг охотники. Иди, куда шла!
- Извините еще раз! - повторила Ан и продолжила - Давайте знакомиться? Меня зовут...
- Мне не важно! Уходи! Какое тебе дело до меня? Чего ты ко мне пристала?
- Простите... - замялась лисичка - просто я никогда не видела котов, а вы, наверное, много знаете об этих местах, и вы красивый...
- Что? Я красивый? Да ты издеваешься! Я что тебе чучело какое-то?! Экспер... экскр... экспонат какой-то в музее?! Чего это ты тут выспрашиваешь? А ну брысь отсюда! Кышшшшш... - зарычал и зашипел камышовый кот.
Ан в спешке и слезах убежала, она просто хотела подружиться. Кто же знал, что заводить новых друзей так больно? Тем более, когда эти самые друзья не хотят заводиться. Весь мир в тот вечер казался ей злым, и она уснула, наевшись черники, среди листьев папоротника под светом полной, молочной луны.
"Следующий день будет лучше" - подумала лисичка перед тем, как задремать.
Утро встретило Ан капельками росы, упавшей ей на голову. "Сегодняшний день будет лучше!" - твердо проговорила она и отправилась в бор.
Она гуляла весь день, лазила по кустам, прыгала по оврагам, не зная, что именно ищет. "Этот день будет лучше!" - повторяла себе Ан раз за разом, так и не понимая, что должно его улучшить.
"Этот. День. Будет. Лучше!" - прорычала она, но с ужасом заметила, что солнце уже почти скрылось за макушками деревьев.
Она села и расплакалась.
Вдруг, Ан услышала какой-то звук.
"... гите... и... те... ее..." - доносилось со стороны опушки. Это был чей-то крик! Кому-то нужна ее помощь.
Лисица решительными прыжками помчалась на край бора. Там, запутавшись в охотничьих силках, был... аист.
- Помогите! Кто-нибудь! - протянула птица, раскрыв клюв, следом добавив - Ох, ну и в передрягу же я попал, кричи, не кричи, а все равно либо охотники схватят, либо волки услышат.
Ан без раздумий и лишних слов бросилась освобождать узника, рыча и фыркая набросившись на путы, которые его держали.
Надо ли говорить, насколько это было неожиданно для птицы, которая в отчаянии ждала скорее волков, чем какую-либо помощь?
- Ааа! Прошу, не убивай меня! Я знаю, где деревенский староста держит кур!
- Твы сопфсем дуак? - ответила Ан, перегрызая веревку.
- Ты не будешь меня мучить? - удивленно спросил аист, уже неоднократно за сегодняшний вечер представивший свою кончину от когтей и зубов лесных зверей.
- Ньфет, не бфуду - лисица перегрызла последний узел - Все! Теперь ты свободен!
- Ах! Спасибо тебе большое, добрая душа! Я уж было подумал, что погибну! Спасибо тебе огромное! - воскликнул аист, бросившись обнимать запыхавшуюся лисичку.
- Мне несложно было помочь - поскромничала Ан. Ее плохое настроение возвращалось. Будь это вчерашняя Ан, то она бы непременно распросила аиста обо всем на свете, но это была сегодняшняя Ан, которая не понаслышке знала опасности внезапных знакомств.
Она украдкой развернулась пока аист осматривал свои помятые перья, смешно при этом причитая, и направилась в сторону леса.
- Постой! - внезапно ее окликнули.
- Ты же только что спасла мне жизнь! Клянусь гнездом своего отца, что благодарить и быть благодарным я умею. Давай знакомиться?
- Я... я... - замялась лисичка, после вчерашнего ей не верилось в подобные штуки. Однако она не была бы собой, если бы вера эта навсегда покинула ее. Улыбнувшись, переполненная восторгом, она уверенно произнесла:
- Ан! Меня зовут Ан!
- Чудесно! А меня зовут Ян. Теперь мы знакомы.
Так началась их совместная история.
Они много проводили времени вместе. Ян оказался довольно болтливым для аиста, любой другой, наверное, охотно принял бы его за попугая, но, чего скрывать, Ан была не против этих разговоров, ведь так она узнавала его ближе. Два друга любили коротать вечера лежа на поляне с папоротниками. Спрашивая друг у друга обо всем на свете, они дожидались темноты и разглядывали звезды.
- Вот это вот Козерог, а здесь Кассиопея, это лебедь, а тут Полярная звезда. Попробуй мысленно провести линии между звёздами, и они сложатся в созвездия.
- Откуда ты всё это знаешь? - улыбалась Ан. Её действительно удивлял ум aиста, хоть последний был знатным любителем подурачиться, а порой и вообще вел себя, будто птенец.
- Аисты вьют гнёзда на крышах людей. Когда я ещё не умел летать, часто наблюдал за ними, слушал.
- Фыр, люди - легонько сьязвила лисичка, - что за нелепые звери? У них совсем нет шерсти, а они живут здесь, где зимой от холода трещат деревья. Из-за этого им приходится красть шкуры и шубки у других животных. Жили бы себе на юге, я слышала там тепло.
- Я тоже не переношу морозов, зимой я улетаю - вставил Ян.
- Людям есть чему у тебя поучиться - Ан сделала паузу, друзья наслаждались лёгким ветерком, играючи шевелящим верхние ветви деревьев. Лисичка внезапно рассмеялась и воскликнула - А ещё они ходят на двух ногах! Такие забавные и нелепые!
- Я тоже хожу на двух ногах...
- Ты птица, Ян, птицам положено ходить на двух ногах, а зверям не положено!
Они вдвоём рассмеялись. После нескольких минут тишины Аист указал на небо:
- Смотри, Большая медведица. Вот так и вот так линии проведи, ковшик получается.
- Ков... шик?
- Такая человеческая штука для того, чтобы черпать воду. Попробуй вот тут линию провести и здесь добавь... воот... да, правильно, молодец.
- Какой-то пень с хвостом, а не медведица! А где лапы? Голова? Дураки эти твои люди! Напридумывали всякого! Им бы пожить недельку другую в лесу, уж точно узнали бы, как медведь выглядит.
- Ох, Ан! Это же не взаправду. Символическое изображение.
- А зачем придумывать то, что и так есть так, как это не выглядит? Медведица с ушками, головой и лапами красивее, чем этот пень с хвостом. И не пудри мне голову всякими заумными словечками!
- Не буду спорить. Но все-таки удивительные вещи звёзды! Люди говорят, что это огромное шары огня далеко в небе...
- Ну точно дураки твои люди! Всем зверям в лесу известно, что звёзды - это небесная роса. У нас она выпадает утром, а на небе наоборот, вечером.
Аист вздохнул:
- Будь по-твоему, Ан - и улыбнулся. Они продолжили лежать в тишине.
Примерно так они проводили время вместе - спорили, играли, гуляли и дурачились. Наблюдая за ночным небом, они могли лежать обнявшись до самого рассвета. В этот раз было также.
- Ян - сказала лисица.
- Да, Ан?
- Ты сказал, что аисты вьют гнезда рядом с людьми. Значит, у тебя тоже есть гнездо?
- Нет пока, я живу путешествиями, ночую, где придётся, ем, что найдётся, хех, даже в рифму сказал - Ан улыбнулась, ей нравились шутки её друга, в такие моменты ей становилось уютнее, - Но когда-нибудь у меня обязательно будет своё гнездо. Мне всегда было тоскливо без дома, везде чувствуешь себя гостем... У меня, если честно, есть мысли на этот счёт.
Лисичка напряглась. Этот вопрос она задала, потому что давно боялась, что когда-нибудь Ян покинет её. У него будет своё гнездо и своя... семья.
Пересилив дрожь в голосе, она спросила, глядя на него:
- И где же будет твое гнездо?
Аист повернулся к ней и внимательно посмотрел в ее полные напряжения звездчатые зеленые глаза, улыбнулся и ответил:
- Там же, где и ты, Ан. Там же, где и ты, моя дорогая лисичка.
Солнце уже вставало, и лес наполнялся светом нового дня.