Как только в прессе не называют Вячеслава Зайцева - "гений советской моды", "первооткрыватель стиля в СССР", "советский Диор" и пр. Очень громкие "звания", правда? Мне всегда был непонятен феномен этого модельера. Разглядываю его коллекции за разные годы - и не могу остаться равнодушной так как не понимаю причин популярности Зайцева
Конечно, высказывая отношение к моде и вещам, важно помнить о "вкусовщине". Если мне не нравится одежда от Зайцева, то это не является доказательством их плохого дизайна и качества. Но я бы и не подняла эту тему, если бы хотя бы раз услышала от знакомых фразы: "Мечтаю купить себе платье или пальто от Вячеслава Зайцева" или "На Машке видела костюм от Зайцева, вот это шик, вот это стиль!". Это позволяет предположить, что не только я одна не понимают моду от Зайцева.
Важно: дальше я делюсь исключительно личным мнением, так как не являюсь модным экспертом. Я пересмотрела десятки дефиле от Модного дома Зайцева и сотни фотографий с его одеждой - на основе этого и сужу. Никого ни в чем переубедить не пытаюсь. И, само собой, не даю оценки Зайцеву как человеку - сейчас говорю исключительно о вещах!
В 1960-х юный Вячеслав Михайлович делал весьма будничную одежду. Критиковать вещи того времени не имею права - они приятны на вид, добротные (это видно даже по фото), практичные. Но они весьма посредственные по выдумке - ничего сверхвыдающегося я не наблюдаю. Такое творчество сделать модельера культовым, как мне кажется, точно не могло. Оно "норм", но никак не "вау".
В 1970-х Вячеслав Зайцев сделал ставку на пальто и меха. Уютно, я такое люблю. Но снова ничего такого, что способно было сделать модельера "символом эпохи", "советским Диором" и пр. Пальто подобного фасона продавались во многих универмагах..
Костюмы и платья от Зайцева в 1970-х, как и пальто выше - спокойные, практичные. Такие наряды шила каждая вторая портниха в СССР.
А в 1980-х, судя по многочисленным фото, Зайцев ступил на дорожку экстравагантности - большую часть вещей его модный дом шил специально для показов или для выступлений звезд. Мода от Зайцева перестала ориентироваться на обычных граждан и переключилась исключительно на шоу. Что ж, во всем мире культовые дизайнеры создают подиумные вещи, на которые нужно смотреть и удивляться, но не носить в повседневности. Но подобными показами эти дизайнеры задают тренды. А какие тренды задавал Вячеслав Зайцев? Что из показанного можно причислить к произведениям искусства? Я вот ничего такого в вещах не вижу. Как по мне - слишком много кича.
Мода от Зайцева в начале и середине 1990-е - это вообще за гранью добра и зла в мире моды (и снова повторюсь - это исключительно мое ощущение от увиденного). Какие шляпы в виде пулек, кольчуга на нагое тело, перья, блестки и пр. - не знаю как вы, но для меня это все некрасиво.
С конца 1990-х годов показы Вячеслава Зайцева начали обзаводиться громкими названиями, указывающими на то, что вещи предназначаются для богатейших и наистильнейших граждан нашей страны. Вот, к примеру, в начале 2000-х была представлены коллекции с громогласными названия "Элитное нашествие" и "Люкс". И тут я снова не увидела красивого - "дорого-богато" вовсе не является синонимом стильного и приятного.
Пока я приводила в пример лишь женские вещи от Вячеслава Зайцева. Но все слова могу переадресовать и в сторону мужских коллекций модельера.
Так почему же вещи от Зайцева, не смотря на их нетрендовость, кичевость, модные эксперты называют знаковыми и пр.? Как мне кажется, причина не в том, что они какие-то новаторские, трендовые, желанные, ослепительные. У меня ощущение, что Зайцев вовремя сдружился с вип-персонами. Он наряжал звезд советской и российской эстрады. И поэтому поругать Зайцева сейчас равносильно тому, что навлечь на себя негодование авторитетных артистов, политиков и бизнесменов, считающихся друзьями модельера.
Важно: я знаю, что в творчестве Зайцева есть действительно культовые вещи. Например, именно Зайцеву принадлежат легендарные красные балахоны Аллы Борисовны. Но из-за этого Вячеслава Михайловича разумно называть легендой сценического костюма, но никак не "символом советской и российской моды".
Подчеркну, что я не модный эксперт, а простой обыватель - все, что написано в этой статье не догма, а лишь мое мнение, не больше. Отлично, если найдутся те, кто со мной полностью не согласен - мы не роботы, чтобы думать одинаково. Буду благодарна, если поделитесь в комментариях, как вы относитесь к феномену "Слава Зайцев - легенда советской/российской моды"?