Строгость должна быть главной составляющей воспитания. Так считали родители. Держать нужно ребенка в ежовых рукавицах, чтобы не развились дурные наклонности. Мальчик у них родился, и сразу стал объектом для экспериментов: все запрещено, или почти все.
Зачем про строгость рассказывать? Это же очень грустно, если, кроме нее, ничего нет.
Приехал дедушка с Дальнего Востока, в первый раз увидел одиннадцатилетнего внука. Посмотрел внимательно, хлопнул по плечу, улыбнулся. Мальчик держал себя сдержанно: дедушка, конечно, но все-таки человек незнакомый.
Сели за стол, спросил неожиданно: «Почему не приезжал, у тебя денег не было»?
Строгая мама резко оборвала, потому что нельзя лезть в разговор взрослых. Мальчик замолчал, голову в плечи втянул.
Дед снова внимательно на внука взглянул, видимо, догадался, в чем дело: «Видишь ли, твоя бабушка болела, лет восемь встать не могла. Когда умерла, мне было тяжело, вот к вам приехал. Не могу сказать, что от сердца отлегло, но мне надо было вас увидеть».
Мальчик вышел из комнаты и услышал, как его мама сказала: «Зачем ты все это объясняешь? Он все равно ничего не поймет».
Дед отреагировал: «Думаю, что он хорошо меня понял».
Родители ничего не сказали.
Вечером дед зашел в комнату внука, чтобы пообщаться. На столе компьютер, учебники разложены. Сели на диван, молчат. Спросил дед про мечты, мальчик покосился на закрытую дверь, прошептал, что о новом телефоне мечтает, и показал старый, некогда отцовский, кнопочный, потертый.
- Вот что сделаем. Я тебе никогда ничего не дарил, ты уж меня прости, а завтра с утра пойдем, куплю тебе новый.
Что-то светлое по лицу ребенка промелькнуло.
В шесть утра он уже был на ногах, тихонько оделся и ждал. Дед проснулся поздно, потому что плохо спал – разница во времени виновата.
Вышел к чаю, увидел напряженное ожидающее лицо ребенка, подмигнул.
Вышли из дома, мальчик впереди, дедушка за ним. В магазине ходили, выбирали, остановились глаза на одном из телефонов, а на деда смотреть страшно.
Бывают моменты, когда лицо ребенка светится счастьем. Вы такое видели? Я – да. Ради этого стоит жить.
Пришли домой, мать всплеснула руками: «Что ты ему подарил? Что»?
Ответил коротко: «Я подарил ему радость».
Накануне отъезда плакал мальчик в своей комнате: не хотелось расставаться. А дед просто сказал: «Не тужи, до лета осталось немного, всего четыре месяца. Я за тобой приеду. Не беспокойся, есть у меня деньги. Покажу тебе океан, настоящий».
Дочь с зятем проводили отца в аэропорт, до посадки немного осталось, и почему-то было тяжело, слова куда-то пропали.
Вот и идти надо. Расцеловался с дочерью, пожал руку зятю, вымолвил: «Я многого нахлебался в жизни, вот и эти годы тяжелыми были, у вас помощи не просил, все сам. А сейчас просьба есть: не обделяйте ребенка любовью, не простит вам».
Дружественные каналы: про кино и про историю.