Произошло это 14 апреля 1951 года в Германии. Почему произошло? – точно не известно до сих пор. Вся информация об этой самой массовой в истории советских ВВС авиакатастрофе была засекречена с самого начала…
Массовые авиакатастрофы происходили и до войны, и после Победы.
Довоенные авиационные происшествия связывают с бурным ростом советской авиации, при недостаточной квалификации летчиков, а также их недисциплинированностью.
В послевоенные годы основной фактор, который приводил к групповым авиакатастрофам, был, как правило, связан с неблагоприятными погодными условиями.
Об этом можно прочесть ЗДЕСЬ:
Что же произошло 14 апреля 1951 года?
Ошибки сразу тринадцати летных экипажей исключались.
В тот день летчики 664-го гвардейского штурмового авиационного полка, которым командовал подполковник А.Г. Гаврась, совершали на Ил-10 тренировочные полеты.
Полк дислоцировался на территории Группы советских оккупационных войск в Германии (позже - ГСВГ и ЗГВ), недалеко от Берлина.
Штурмовой авиаполк был полком со славными боевыми традициями[1]. Летчики в полку – опытные, немало фронтовиков. Штурмовики Ил-10, пришедшие на смену Ил-2, - машины надежные, хорошо знакомые пилотам.
Погода с утра была летная. Ничто не предвещало беды. Но внезапно погодные условия ухудшились, из туч повалил густой снег и крупный град. А вместе с градом, по воспоминаниям местных жителей из деревни Кемлиц, вылетавшие из черной грозовой пучины советские самолеты, как по команде, один за другим, начали врезаться в землю.
Погибла практически половина штурмового авиаполка. Погибла в мирное время. В течение нескольких минут ВВС СССР потерял 13 штурмовиков Ил-10 и 26 летчиков (в каждом самолете находились пилот и стрелок). Лишь несколько машин смогли совершить аварийные посадки.
Официальное заключение госкомиссии о расследовании причин авиакатастрофы никто не видел – ни генералы-летчики, вспоминавшие об этой трагедии, ни исследователи этой темы[2]. Мне тоже не удалось найти следы уголовного дела, которое возбуждалось по этому факту (знаю лишь, что оно возбуждалось).
Поэтому далее – лишь версии, догадки и предположения.
Исследователи выдвигают нескольких версий о том, почему сразу 13 самолетов потерпели в мирное время крушение. Наиболее фантастические – о том, что советские летчики решили массово сбежать (улететь) на Запад, но их сбивали свои же самолеты – отбросим сразу. Версия о том, что это была месть американцев за «черный четверг» в Корее, за 2 дня до этого (12 апреля 1951 год советские МИГи сбили 14 американских самолетов - 10 B-29 и четыре Сейбра) - тоже придется отбросить, хотя, полностью нельзя исключать, что американцы сумели каким-то косвенным образом поспособствовать трагедии.
Высказывалось также мнение, что самолеты могли заправить некачественным топливом, что также представляется маловероятным.
Самая фантастическая версия - о цикличности трагических происшествий.
Неподалеку от места описываемой нами трагедии в 1939 году также разбились истребители Люфтваффе, причем в количестве 13 машин и при этом также погибли 26 немецких пилотов.
Может эта версия и не совсем фантастическая. Не знаю, что здесь можно комментировать. Приведу лишь краткое описание того, что в действительности случилось 15 августа 1939 года на полигоне Нойхаммер (Neuhammer) в Германии во время показательных учений штурмовой авиации Люфтваффе.
Цель была – продемонстрировать на Ju-87 бомбометание с пикирования учебных цементных бомб с дымовыми сигнальными ракетами. "Юнкерсы" (три эскадрильи), начав атаку, один за другим вошли в облака, а на выходе врезались в землю сразу 9 самолетов из 2-й эскадрильи. Пилоты из 3-й эскадрильи отчаянно пытались выйти из пикирования, но не всем это удалось сделать на предельно малой высоте - два "Юнкерса", зацепив деревья, рухнули на землю…
Всего разбилось тогда 13 Ju-87, погибли 26 членов их экипажей!
Причиной этой катастрофы был назван внезапный сильный туман, понизивший нижнюю кромку облаков до высоты 100 метров. Командир авиагруппы Зигель был признан невиновным.
Среди реальных и наиболее вероятных версий авиакатастрофы 1951 года остается тоже версия о внезапно ухудшившихся метеоусловиях. Правда, утверждают, что наши летчики вошли в надвигающийся грозовой фронт совсем не случайно. Они отрабатывали новое навигационное оборудование, которое было установлено на Ил-10 и позволяло совершать полеты в сложных метеоусловиях. Но на деле оказалось, что оно не помогло. То ли приборы были недоработаны, то ли у летчиков не хватило навыков обращения с ними. Итог печальный - влетели в атмосферный фронт и потеряли в нем ориентацию.
Естественно, что о трагедии доложили И.В. Сталину. Он отнесся к случившемуся на удивление спокойно и даже не подверг репрессиям командующего 24-й Воздушной армии (до 1949 г. – 16-я ВА) в Германии маршала авиации Константина Андреевича Вершинина. А наоборот - вскоре повысил его в должности до заместителя Главкома ВВС.
Документальных подтверждений этому нет, но Иван Иванович Пстыго, командовавший в то время авиакорпусом на Дальнем Востоке, рассказывал, что для «разбора полетов» в кабинет к Сталину вошли маршал А.М. Василевский и генерал-полковник авиации П. Ф. Жигарев, главком ВВС. Вершинина оставили в приемной.
- Сколько летчиков погибло? – спросил Вождь.
- Двадцать пять, товарищ Сталин! – ответил Василевский (по докладам он располагал этой цифрой).
После некоторого раздумья, Иосиф Виссарионович произнес:
- Не бережете вы людей! Жалко людей- 25 человек. Но все-таки 26-й гроб делать не будем! (имея в виду маршала Вершинина)[3].
Похоронили погибших летчиков на кладбище в Потсдаме.
[1] В годы войны – 218-й, потом 173-й гвардейский, штурмовой авиационный Слуцкий Краснознаменный ордена Кутузова полк.
[2]Эта тема интересует не только российских исследователей, недавно в немецком бюллетене "Barbara Мeldung" опубликовано расследование Henrik Schulze.
[3] Толмачев Е.П. Небесный страж ГСВГ/Летопись 16-йвоздушной армии. Калуга: ИД "Манускрипт", 2010.