Найти тему
Люся Моренцова

Pro счастье

«К счастью можно прийти двумя путями. Первый путь — внешний. Приобретая лучшее жилище, лучшую одежду, более приятных друзей, мы можем в той или иной степени обрести счастье и удовлетворение. Второй путь — это путь духовного развития, и он позволяет достичь счастья внутреннего. Однако эти два подхода не равноценны. Внешнее счастье без внутреннего не может длиться долго. Если жизнь рисуется вам в чёрных красках, если вашему сердцу чего-то недостает, вы не будете счастливы, какой бы роскошью себя ни окружили. Но если вы достигли внутреннего спокойствия, то можете обрести счастье даже в самых тяжелых условиях.»

Так отвечает — Далай-лама XIV на вопросы из покон века волнующие человечество: что такое счастье и как его достигать.

Что ж, получается, достигнув внутреннего покоя, мы будем счастливы, где бы мы ни были. Но человек крайне редко проводит свою жизнь в умиротворении. Почему? Возможно, ответ на этот вопрос содержится в значении самого слова.

Сча́стье (праславянское *sъčęstь̂je объясняют из *sъ- «хороший» и *čęstь «часть», то есть «хороший удел». Есть еще одна красивая версия этимологии этого слова: «часть с», то есть иметь часть с…кем-то или чем-то. Вот и получается, что счастье индивида обусловлено его соединением с… покоем, радостью, Богом, дорогим человеком, семьей, родиной… Говоря простым языком, счастье у каждого свое. И тут важно, чтобы нужные части соединились, ведь «то, что русскому хорошо, немцу – смерть!» Возможно, именно этим объясняются столь различные представления о счастье в философии, науке и литературе.

Аристотель
Аристотель

Античная этика в лице Аристотеля предлагает нам определить счастье, как «деятельность души в полноте добродетели» (Никомахова этика).

Физиологи утверждают, что счастье тесно связано с одноименными гормонами («гормонами счастья») — эндорфинами, серотонином и дофамином, и их синтез и правильный круговорот в организме являются непременным условием успеха.

Библия в лице Иова Многострадального поднимет вопрос об этике счастья: «Видишь, счастье их не от их рук. — Совет нечестивых будь далек от меня!» (Иов 21:16)

А псалмопевец Давид через откровение в Псалтири сообщит нам, что счастье в Боге и подскажет путь его обретения: «Счастлив, кто помышляет о бедном и нищем! В день бедствия избавит его Господь.» (Пс.40:2).

Псалмопевец Давид
Псалмопевец Давид

В русской литературе обнаруживается несчетное количество разноречивых рассуждений о счастье, и даже о «Горе злочастии», но здесь я приведу цитату Пушкина из «Евгения Онегина», ибо она несет в себе крик отчаяния и через столетия не согласующийся с утверждением Далай -ламы ХIV:

«…Чужой для всех, ничем не связан,

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан…»

-4

Возможно, дело в национальной культуре, в коллективном бессознательном, в климатических особенностях, и понимание разницы традиций народов позволит нам обнаружить существующую в историческом контексте общую модель счастья, ну хотя бы в одной отдельно взятой стране. Логично предположить, что уроженец Чукотки навряд ли будет счастлив в жаркой Африке, тоскуя по вечной мерзлоте, протяжному варгану и строганине из замороженной оленины. А о самых красивых девушках в оленьих шкурах и валенках я вообще молчу. Взаимным отношением к его предпочтениям ответит ему, скажем, гражданин Египта… Тут мог бы быть выход, но нет. Человек живущий в лоне своей культуры, климата и традиции все равно не счастлив в массе своей – об этом свидетельствуют многочисленные исследования, литература, поэзия…

Тогда, может быть, клуб по интересам решит нашу задачу? Заглянем в историю. Революции в разных странах в разные исторические периоды, сулящие счастье, равенство и братство заканчивались недовольными. Захватнические войны, обещающие благоденствие одним, и в лучшем случае жизнь – другим, не привели к созданию хотя бы одной известной нам цивилизации совершенно счастливых людей. Идеальное «Государство» Платона – не существует. И даже сегодняшняя свободолюбивая Европа, при всем моем уважении, отстаивая свои странные свободы быть геем, трансгендером и кем-то еще, кого не существует в природе, предлагает весьма сомнительное счастье человечеству, которое многих делает несчастными уже сейчас. И высокая статистика самоубийств в отдельных экономически благополучных странах тоже свидетельствует не в их пользу.

Выходит, у каждого индивида есть своя искомая часть, которая делает его счастливым, и эти предпочтения настолько различны, что невозможно по отдельно взятым характеристикам, собрав людей по принципу общего выбора, создать счастливое общество.

-5

Обратимся к словарям.

Ожегов:

«СЧАСТЬЕ, я, ср. 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 2. Успех, удача. Не бывать бы счастью, да несчастье помогло (посл.).»

Даль:

«СЧАСТЬЕ (со-частье, доля, пай) ср. 1. Рок, судьба, часть и участь, доля.

2. Случайность, желанная неожиданность, талан, удача, успех…

3. Благоденствие, благополучие, земное блаженство, желанная насущная жизнь, без горя, смут, тревоги; покой и довольство; вообще, все желанное, все то, что покоит и доводит человека, по убежденьям, вкусам и привычкам его.»

Так что же такое счастье: рок или состояние; судьба или чувство; земное блаженство или помощь бедным?

А что кстати происходит с индивидом в контексте этого самого счастья? Вы видели счастливого человека? Разве то, что Вы видели имеет отношение к культуре, национальности, року, общности людей вообще? И да, и нет.

-6

Спортсмен, которому удается выдающийся результат на олимпиаде счастлив? Да! Ему для этого нужен еще хоть кто-нибудь? Конечно! Ему нужны зрители, страна, за которую он выступает, миссия, в которую он верит, тренер, чьи надежды он оправдал и любимая, с умилением смахивающая слезы, и при этом счастье – это его внутреннее переживание. Кстати, этот пример нам показывает, что счастье вполне может стать грандиознее, если его с кем-нибудь разделить. И получается, что все нужно: и страна, и люди, и достижения, и вера, и принципы, но в общем контексте совершенно неважно, какая страна, вера и тд. Важно, чтобы эти категории были конкретно те самые, важные для именно этого обсуждаемого индивида.

Вы скажете, есть еще личное счастье. То самое, «которое любит тишину». Все так, но для него тоже кто-то нужен: он или она; Бог или абсолют…

-7

Вот и Конфуций об этом говорит: «Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты", но даже Конфуцию для счастья нужен кто-то еще.

-8