Под управлением Центральной дирекции пассажирских обустройств числится свыше 640 вокзалов и почти 17 тысяч платформ. В этом большом хозяйстве много исторических объектов. Один из них — станция Вязьма, расположенная в городе, который успел побывать не только пряничной, но и едва ли не настоящей столицей России.
Текст: Полина Пендина
Существует множество версий происхождения названия города. Одна из самых популярных связана с его географией. Протекающая рядом извилистая река образует петлю, опоясывающую город. Такие повороты называли вязями, а вскоре Вязьмой стало именоваться и поселение, «обвязанное» рекой.
В письменных источниках Вязьма впервые упоминается в 1239 году — тогда она стала уделом князя Андрея Долгая Рука. В Смутное время город оказался в эпицентре столкновений русских и польских войск и неоднократно переходил из рук в руки. Набеги поляков продолжались до 1630-х годов, когда царь Михаил Фёдорович повелел возвести в городе каменные укрепления. В 1632-м была построена Вяземская крепость — до наших дней сохранилась в первозданном виде ее Спасская башня.
В 1654–1655 годах Вязьма на несколько месяцев стала фактической столицей России. Царь Алексей Михайлович, возвращаясь из Смоленска, остановился здесь, чтобы переждать разразившуюся в Москве эпидемию чумы. Для царской семьи возвели деревянный дворец — он не уцелел, но на месте исчезнувших палат установили памятный камень.
В середине XVII века город начал активно развиваться: сюда стали приезжать купцы и ремесленники. В этот период в Вязьме появились Вознесенская церковь, Троицкий собор, Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, которые сохранились до наших дней.
Во время Отечественной войны 1812 года русская армия отступала через Вязьму — жителям пришлось поджечь город и сдать без боя. Однако его быстро отстроили, и уже к середине XIX столетия Вязьма стала крупным торговым центром. В 1850 году здесь работали восемь фабрик, выпускавших знаменитые вяземские пряники.
В 1868 году по указу императора Александра II началась работа над проектом железнодорожной линии через Можайск, Вязьму, Смоленск и Минск. Торжественное открытие Московско-Смоленской железной дороги состоялось 19 сентября 1870 года, а уже на следующий день в Вязьме ввели в строй вокзал, грузовой двор и паровозный сарай. В конце XIX века станцию расширили — появились боковые пути, угольный склад и водонапорная башня, а во время Великой Отечественной войны она стала важным стратегическим пунктом, через который следовали воинские и санитарные эшелоны. Вокзал был практически полностью разрушен, поэтому в 1951-м возвели новое здание.
В Вязьме установлено несколько памятников знаменитым уроженцам города и его окрестностей: композитору Александру Даргомыжскому, адмиралу Павлу Нахимову, актеру Анатолию Папанову. Еще один находится на территории Иоанно-Предтеченского монастыря — это памятник преподобному Герасиму Болдинскому. Он основал и этот монастырь, и самую старую обитель в Смоленской области — Свято-Троицкий Болдин монастырь под Дорогобужем.
«Паровозик из Вязьмы» Анатолия Папанова
Начальник Центральной дирекции пассажирских обустройств — филиала ОАО «РЖД» Роман Цуканов рассказал о том, как железная дорога удивительным образом связывает древнерусский город и великого советского актера.
– Не так давно, 31 октября, всенародно любимому советскому актеру Анатолию Папанову исполнилось бы 100 лет. Большой юбилей, который не мог пройти мимо его родного города Вязьмы. Причем же здесь железная дорога? Отец будущего актера кормил семью, будучи служащим в охране железнодорожного узла, а сам Папанов, уже известный артист, принимал участие в озвучивании популярного отечественного мультфильма «Паровозик из Ромашкова».
Так или иначе железная дорога проходит красной нитью через жизнь многих, если не всех, семей в нашей стране. Не стал исключением и Анатолий Папанов. ЦДПО делает всё возможное, чтобы жители Вязьмы не забывали железнодорожную историю города и продолжали гордиться своим вокзальным комплексом.
Фото: glokaya_kuzdra, Игорь Литвяк, Дмитрий Минин / Фотобанк Лори, Alaexis / wikimedia.org, центральная дирекция пассажирских обустройств (ЦДПО) — филиал ОАО «РЖД»
Обязательно подписывайтесь на наш Дзен, где мы стараемся не только рассказывать об увлекательных программах наших путешествий, но и публикуем красивые познавательные истории, рассказы о блюдах народов мира, удивительных местах, в которым в стоит побывать. Вся гамма наших туристических предложений — более 50 готовых туров — доступна на нашем сайте, обязательно заказывайте, а также обращайтесь по поводу организации индивидуальных путешествий!
Если вам удобнее знакомиться с информационными сообщениями и новостями в телеграме, можем предложить вашему вниманию наш любимый телеграм-канал. Будем очень рады новым подписчикам.