Найти в Дзене
Коротко и по делу

Швеция, Турция и уступки для членства в НАТО...

Отказ Турции одобрить членство Швеции в НАТО является еще одним инструментом внешней политики, используемым Эрдоганом в преддверии выборов 2023 года.

22 ноября министр иностранных дел Швеции Тобиас Биллстрем затронул шведскую заявку на вступление в НАТО — вместе с Финляндией — во время интервью израильской ежедневной газете Haaretz.

Также был отмечен продолжающийся отказ турецкого парламента, одобрить вступление Швеции и Финляндии, что, по словам президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, невозможно сделать, пока не будут выполнены несколько условий. Венгрия, как единственная другая страна НАТО, недавно заявила, что ее парламент одобрит заявку в декабре или в начале 2023 года.

Министр иностранных дел Швеции Тобиас Биллстрем
Министр иностранных дел Швеции Тобиас Биллстрем

Отвечая на прямой вопрос в интервью, Биллстрем подчеркнул, что целью Швеции является скорейшее вступление в НАТО и что Швеция не намерена ждать парламентских выборов в Турции, которые должны состояться в июне 2023 года. Тем не менее, разногласия по-прежнему сосредоточены на курдском вопросе, и только время покажет, как далеко Эрдоган сможет заставить Швецию пойти на уступки.

Еще в июне Швеция и Финляндия заключили сделку с Турцией о вступлении в НАТО и подписали соглашение, которое должно было облегчить процесс.

Заметное место в этом соглашении, подписанном бывшим социал—демократическим правительством, которое впоследствии проиграло выборы в сентябре, занимал пункт, в котором говорилось о готовности стран сотрудничать с Турцией в отношении “антитеррористической” деятельности, в основном направленной против курдских движений.

Однако после заключения сделки ситуация стала рискованной. Вплоть до российского вторжения в Украину в феврале 2022 года Швеция никогда всерьез не рассматривала возможность отказа от своей политики нейтралитета и статуса вне НАТО.

После Второй мировой войны Швеция выбрала своего рода скандинавский оборонительный пакт, но он потерпел неудачу, когда Норвегия и Дания вступили в НАТО, а Финляндия была вынуждена умиротворить СССР.

-3
Ситуация начала меняться в конце 1980-х годов, и сейчас нынешнее правительство возглавляет правоцентристская партия “Модератерна”, которая годами выступала за членство Швеции в НАТО, указывая на то, что, по сути, нейтралитет Швеции уже закончился решением о вступлении в ЕС в 1995 году.

При этом поддержка различных движений за независимость и инициатив по поддержанию и поддержке гуманитарных усилий в нескольких местах уже давно играет важную роль во внешней политике Швеции по всему политическому спектру. Эта политика часто приводила к поддержке курдских проблем.

Курдская диаспора в Швеции выразила опасение по поводу вступления страны в НАТО...
Курдская диаспора в Швеции выразила опасение по поводу вступления страны в НАТО...

Кроме того, в Швеции проживает значительная курдская диаспора. По меньшей мере, 100 000 курдов живут в Швеции — большинство из них со шведским или двойным гражданством — и большинство из них из Турции. Многие из этих курдских граждан политически активны в организациях по всем направлениям.

Турция годами требовала от Швеции обуздать политическую активность диаспоры, поскольку она часто направлена против Турции.

После подачи шведской заявки в НАТО Турция внезапно получила мощный инструмент давления на Швецию по этим вопросам, поскольку все нынешние члены НАТО должны одобрить нового кандидата. И хотя первоначально июньское соглашение, казалось, предполагало некоторое движение в этом вопросе, Турция с тех пор повысила ставку и выпустила ряд толкований соглашения.

В настоящее время такие требования включают экстрадицию лиц, которых Анкара считает террористами, и, совсем недавно, требование к Швеции идентифицировать лиц, которые принимали участие в демонстрации у турецкого посольства в Стокгольме в ноябре.

Турция ухватилась за это последнее дело, поскольку президент Эрдоган был лично “оскорблен” этим, по словам представителей турецкого министерства иностранных дел, которые позвонили шведскому послу в знак протеста, требуя от Швеции помощи в идентификации демонстрантов.

Очевидно, что Швеция не желает идентифицировать протестующих, о чем Анкара, конечно, знает, но эти заявления показывают, насколько далеко турецкое правительство готово оказать давление на Швецию и добиться уступок.

Швеция при прежнем и новом правительстве пыталась успокоить Турцию, ослабив торговлю оружием и депортировав некоторых лиц, чьи ходатайства о предоставлении убежища не были одобрены.

Тем не менее, эти усилия не сделали Турцию более сговорчивой в одобрении шведской заявки. Вместо этого был выдвинут ряд новых условий.

Рабочая партия Курдистана. Турецкие экстремистские организации
Рабочая партия Курдистана. Турецкие экстремистские организации

Одним из главных препятствий — если не главной проблемой — остается определение того, кто является террористом. Базирующаяся в Турции Рабочая партия Курдистана (РПК) признана ЕС террористической организацией, что означает, что она является террористической организацией и для Швеции.

Однако утверждение Турции о том, что большинство других курдских организаций в Турции, Сирии и Ираке также управляются РПК или связаны с ней, остается предметом спора.

Одной из организаций, играющих заметную роль в этом разногласии, являются Отряды народной самообороны Сирии (YPG), которые сыграли ключевую роль в разгроме Исламского государства (ИГ) и сейчас пытаются создать полунезависимое государство на северо-востоке Сирии.

Роль и будущее YPG также влияют на Швецию, поскольку многие курды в Швеции близки к YPG и поддерживали их во время войны против ИГ.

Несмотря на это, как предыдущее, так и нынешнее шведские правительства придерживались требования Турции о том, чтобы Швеция "дистанцировалась от YPG”, как указано в соглашении.

Примечательно то, что эти усилия не побудили Анкару ускорить этот процесс. Напротив, Анкара, похоже, воспринимает любые попытки Стокгольма — и в меньшей степени Хельсинки — удовлетворить ее требования как возможность получить дополнительные уступки и требования одобрить заявки.

Также вероятно, что турецкий парламент не одобрит заявки Северных стран на вступление в НАТО до всеобщих выборов в Турции в июне 2023 года, поскольку президент Эрдоган видит преимущества на выборах в изображении Турции как сильной и важной страны с влиянием во внешней политике.

В Швеции заявили о попадании в ловушку НАТО
В Швеции заявили о попадании в ловушку НАТО

Итак, хотя Биллстрем заявляет, что Швеция не собирается ждать выборов в Турции, неясно, что еще может сделать Стокгольм, чтобы ускорить процесс.

Конечно, вся эта патовая ситуация беспокоит Швецию больше, чем Финляндию, и президент Эрдоган ранее заявлял, что он готов поддержать заявку Финляндии. Но это не вариант.

Два северных соседа, нейтральные между НАТО и Варшавским договором со времен Второй мировой войны, координировали и сотрудничали в вопросах обороны на протяжении десятилетий и присоединятся в то же время.

Для Швеции этот затянувшийся процесс становится все более проблематичным как внутри страны, так и на региональном уровне. Многочисленное и политически активное курдское население Швеции критикует правительство за слишком мягкое отношение к Турции.

А поскольку проблемы Швеции также препятствуют вступлению Финляндии в НАТО, задержки влияют на общую стратегическую ситуацию в Балтийском регионе.

Ответ России на вступление Швеции и Финляндии в НАТО неизбежен
Ответ России на вступление Швеции и Финляндии в НАТО неизбежен

С вступлением Швеции и Финляндии в НАТО Россия столкнется со значительным дополнительным военно—морским давлением - для действий российских военно-морских судов останутся только узкий Финский залив и полоска суши в Калининграде.

Будучи либеральной демократией и страной с прочной политической и независимой судебной структурой, Швеция может зайти так далеко только в попытках умиротворить Турцию.

При нынешнем положении дел, вероятно, было бы лучше прекратить попытки удовлетворить требования Эрдогана и вместо этого дать Анкаре понять, что она готова к взаимодействию, когда Турция изменит свой подход.

Тем временем Швеция может предпринять шаги в области безопасности вне рамок НАТО, а именно расширить свою военную координацию с Финляндией и уже существующее сотрудничество в области безопасности с Соединенным Королевством.

В конечном счете, если Анкара переоценивает свое влияние до такой степени, что это создает реальную угрозу безопасности, Вашингтон и европейские соседи Турции по НАТО обязательно будут действовать.

С другой стороны, если Швеция продолжит попытки пойти на уступки сверх того, что уже было согласовано в июне, Анкара при президенте Эрдогане выжмет как можно больше из недавно приобретенной ключевой позиции Турции, как в регионе, так и в результате войны на Украине.

Исходя из последних шести месяцев, дальнейшие уступки Швеции только усиливают влияние Эрдогана на них, ни в малейшей степени не ускоряя подачу шведской заявки.

Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.

Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях. Буду рад вашему лайку, ведь ваша активность помогает продвижению публикаций.

У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях. (Продолжение следует)...