Найти тему
Sapienti sat

Прошу слова в защиту сестринского процесса

Преамбула

«Грамотные» медсестры считают, что сестринский процесс – это «бред».

Недавно прошла информация о том, что в каком-то медицинском центре реализуется проект «Клиническая сестра». Небольшая публикация формирует общее представление о сути проекта и о роли клинической сестры. Появились первые комментарии, среди которых был, в частности, такой:

«…сразу вспомнилось: «сестринский процесс». Не прижилось»

И следующий:

«…с языка сняли. Зато сколько грамотных медсестер не сдали в свое время на категории, т.к. не выучили весь бред по сестр.процессу»

Итак, «грамотные» медсестры считают, что сестринский процесс – это «бред». Однако начнем с первого комментария.

«Не прижилось» звучит, мягко говоря, странно, так как в 1997 году был приказ № 249 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала», который обязывал медицинских сестер применять в своей профессиональной деятельности метод сестринского процесса:

«…осуществлять все этапы сестринского процесса при уходе за пациентами (первичную оценку состояния пациента, интерпретацию полученных данных, планирование ухода совместно с пациентом, итоговая оценка достигнутого)»

Как отреагировала медицинская общественность на этот приказ? По крайней мере, по публикациям в журнале "Сестринское дело" можно сказать, что никак. При этом приказ действовал до 2008 года! Но о сестринском процессе, действительно, все эти годы практически слышно не было.

Все увиденное, услышанное, познанное за последние лет 20 подвело к одному выводу: в сестринском деле происходит какая-то анархия, никем и ничем не контролируемая. Не отсюда ли растут ноги у многих как медицинских, так и профессиональных проблем, потому что практикуется «кто во что горазд»? Или каждый приходит в монастырь со своим уставом? Или потому, что теперь у каждого есть свое мнение? Здесь сразу вспоминается Геннадий Хазанов с его блестящим монологом «Одобрям-с!»: «…когда сейчас кто-то орет, что он думает иначе, может быть, есть смысл сперва убедиться в том, что он вообще думает…»

Но вернемся к этому «бреду», чем стал сестринский процесс в нашей стране.

Низкий поклон снова хочется отвесить тем, кто преподавал его в те годы и сумел вызвать такую антипатию к новому методу организации сестринской работы. Если кто-то помнит, в конце 90-х была программа «повышенного уровня», которую сегодня привязать не к чему. Меня удивила одна из слушательниц этой программы, которая давно уехала в США. Это действительно была очень образованная, как сегодня мы говорим, продвинутая медицинская сестра, но и она попалась на удочку: в одном из своих последних писем она спрашивает, к чему можно привязать этот диплом «повышенного уровня», может, к бакалавриату? Увы…

Меня, по окончании бакалавриата в 1999 г., пригласили преподавать и предложили взять тему «Педагогика в сестринском деле» (ну или как-то так). Хочу этот момент подчеркнуть: в преподавании сестринского процесса в те годы я нигде не участвовала. Я несла свой бред в массы, (именно так я сегодня это могу назвать) рассказывая о теориях обучения, которые широко изучались медсестрами на Западе, и свято веря в то, что эти знания действительно нужны и нашим людям (о чем сегодня стыдно вспоминать, за что готова публично принести извинения). Сестринский процесс преподавали люди, которые узнавали о нем из скупо коряво переведенных с английского языка источников. Мне было немного досадно за мою отстраненность от этой темы, так как для меня она была интересной.

Однако кое-чему бакалавриат меня научил, и уже в те годы я использовала так называемые «междисциплинарные связи» и в процессе обучения я «закидывала удочку» в другие темы и для иллюстрации своих обращалась, в частности, к сестринскому процессу. Иногда задавала вопросы и уже никогда не забуду ответ одной медицинской сестры на мой вопрос «С чем у вас ассоциируется сестринский процесс?» Ответ был сногсшибательным: с Нюрнбергским процессом!

Я не знаю, смогла бы я в те годы, когда необходимо было сформировать единственно правильное представление о сестринском процессе как о новом и эффективном методе организации сестринского ухода, который еще в 70-х годах был рекомендован ВОЗ всем странам-членам этой организации (куда входил и СССР), решить эту задачу более успешно. Сложность заключалась в том, что, как я уже рассказывала, со многими вопросами, которые сегодня присутствуют в образовательных программах и осваиваются студентами в целом без проблем, мы знакомились не на родном языке, это был английский язык и иногда поиск аналогов в русском был крайне затруднен. Это крайне значимый момент.

Но что мне не давало покоя, так это перевод с английского на русский самого понятия «сестринский процесс». Я не знаю, кто инициировал именно такой перевод, но это и было, на мой взгляд, самой первой, грубой и даже роковой ошибкой, так как перевод должен был звучать «процесс ухода», но никак не «сестринский процесс».

Так как последние 25 лет мы плотно общались с нашими американскими коллегами, можно было периодически «из первых рук» получать информацию о том, «как там продвигается дело с сестринским процессом». Уже в 1995 году мы узнали о том, что сестринский процесс в качестве модели прижился в сестринском образовании, то есть, все дисциплины, которые входили в образовательные программы (и даже анатомия!!), выстраивались в соответствии с моделью сестринского процесса, то есть, студентов учат собирать информацию, устанавливать проблемы и т.д. И вот как раз отсюда, то есть, из сестринского образования, сестринский процесс уже никогда не уйдет, так как он помогает решать крайне важную задачу – развивать интеллектуальный потенциал будущих специалистов.

Что касается практики, то здесь его век заканчивается (по крайне мере, в США). Но не потому, что он якобы «не прижился», а потому, что система здравоохранения меняется, и эти изменения отразились на сроках пребывания пациентов в стационаре, то есть, сроки сокращаются, и у медсестер просто нет времени на разработку планов. Они просто не успевают это делать (утром пациент в стационаре, а вечером он уже дома!)

Нам до этого еще далеко. А потому следует все-таки задуматься над тем, что на самом деле является бредом: научный подход или простое невежество, которое все еще бурлит в сестринском сообществе и без стеснения выставляет себя напоказ. Sapienti sat.