В середине последнего урока в класс постучали. Учитель вышел, и вернувшись всех отпустил домой. Все с визгами радости ринулись к выходу. В конце урока намечался словарный диктант, а тут такое везение.
- Вася, останься.
Вася. Никто его так не называл. Всех принято по фамилии, чтобы не путать. Васи в классе два, Тани три, ну и так далее. Да и школа это.
Странный холодок пробежал. Что он натворил? Да что он может натворить, тихий мальчишка. Аккуратно убрал учебник и тетрадь в портфель. Вошла директриса Анна Фёдоровна. Обычно она была злая, а тут вдруг стала тихая и задумчивая.
- Васенька. Тебе сегодня нужно пойти ко мне. Мне тяжело говорить, – из её глаз полились слёзы, – но ты всё равно должен знать. Твоих родителей больше нет.
Вася был из неблагополучной семьи. Отец пил, мать тоже. Жили они в маленьком домике на окраине села. Как они там появились никто сначала даже не заметил. Тихие. Устроились оба подсобными рабочими на ферму. Через год Вася пошёл в школу.
Братьев и сестёр у него не было. Мать хоть и пила, но за Васей следила. Он всегда был чистый и накормленный. Да и учился Вася хорошо, учёба ему легко давалась.
И вот теперь в девять лет Вася осиротел. У него никого не было, кроме родителей. А они оба были из детдома.
- А домой можно?
- Нет вашего дома, Вася. Всё сгорело.
Вася тихо сидел и плакал. А злая директриса вдруг стала такой доброй. Она сидела, обнимала Васю, гладила по голове и тоже плакала.
- Пойдём, Вася.
Они тихо шли по улице. Лишь некоторые прохожие оглядывались, жалея мальчика.
Дом Анны Фёдоровны показался для мальчика дворцом. Всё было чисто, красиво и светло. Большая русская печь была просто белоснежной, по сравнению с их закопчённой. На столе в вазе стояли конфеты.
- Проходи. Сейчас будем есть.
Анна Фёдоровна достала из печи чугунок и налила наваристого супа. Васька никогда такого вкусного не ел. В середине тарелки красовался кусок мяса. В семье Васьки мясо было очень редко, да и большая часть доставалась отцу. А уж то, что останется – Ваське и мамке пополам.
После еды и пережитого Ваське захотелось спать. Анна Фёдоровна проводила его в комнату.
- А как же уроки, – закрывая глаза, пробормотал он.
- Сегодня можно не делать.
Анна Фёдоровна оказалась уж не такой и злой, подумал Васька засыпая. Ему снился сон.
Большой дом, а на скамейке сидит Анна Фёдоровна, старая и седая. Рядом сидит собака. Анна Фёдоровна улыбается, и всё время повторяет: "всё будет хорошо". К дому бегут дети держась за руки. Их двое: Васька и маленькая девочка. Себя Васька сразу узнал, а девочку видел первый раз. Собака радостно встретила их, бегала вокруг и пыталась лизнуть их в лицо.
Васька проснулся. Было очень темно. Он не сразу понял где находится. Но когда вспомнил, снова заплакал.
- Васятка, успокойся милый. Родителей не вернёшь.
- А меня в детский дом отдадут? Там плохо. Мне мама рассказывала.
- Завтра опека приедет. Будут решать.
Васька снова заплакал. Анна Фёдоровна обняла его и тоже вместе с ним заплакала. Она вспомнила и свою жизнь в детском доме. Но тогда было послевоенное время. Её родители погибли. Было очень трудно. А потом учёба, замужество, смерть сына и мужа. Анна Фёдоровна всё время проводила на работе. Даже собаку или кошку себе завести не позволяла, чтобы не привязаться. А тут так стало жалко мальчишку.
- А хочешь со мной жить? – вдруг спросила она, сама не ожидая этого. Как будто кто-то её заставил это сказать.
Васька сразу замолчал, уставившись на неё.
- А разве так можно?
- Можно. Если разрешат. А если тебя увезут, то ты не переживай. Я соберу все документы и приеду за тобой. Просто будь сильным. Надо быть сильным.
Опека пошла навстречу. Как-никак, а Анна Фёдоровна директор школы, уважаемый человек в районе. Потом Анна Фёдоровна собирала все необходимые документы.
Васька помогал по хозяйству, дрова, вода, снег. Учился он хорошо. Нельзя подводить Анну Фёдоровну, она его спасла от детского дома. Иногда по вечерам Анна Фёдоровна рассказывала про свою семью.
- А где их похоронили, – спросил однажды Вася.
- Здесь, недалеко от твоих родителей.
- А почему мы к ним не ходим?
- Я одна хожу. Но если ты хочешь то можно вместе.
- Да. И к моим сходим.
- Хорошо.
Анна Фёдоровна отвернулась и вышла из комнаты. Она плакала. Мальчик повзрослел. Рано повзрослел.
Время шло быстро, и Василий покинул дом своей приёмной матери. Она плакала провожая его в армию.
- Анна Фёдоровна, мама Аня, не плачь. Жди меня.
Отслужив срочную, Василий подписал контракт. Каждый отпуск он приезжал к Анне Фёдоровне.
Однажды у ворот его встретила собака. Где-то я её уже видел, промелькнуло в голове Васи. Мало ли собак, ерунда.
- Ух ты! А ты кто такая?
- Васенька приехал, а мы тебя ждём уже давно. Это Томка. Представляешь, подкинули прямо в огород. Никто не ищет, а сама не уходит. Вот и живём. Теперь хоть с ней поговорить могу.
- А я тебя тоже познакомить хочу. Это Лида. Я тебе рассказывал по телефону. У нас свадьба через месяц.
- Я очень рада. Очень рада за тебя, Васенька, за вас. Хорошая пара красивая. Наконец-то дождалась.
Анна Фёдоровна искренне была рада за Василия. Василий высокий, красивый и Лида красавица.
- А что, Васенька, ещё звёздочку получил?
- Получил, мама. Подполковника получил. А у Лиды тоже две. Только она поменьше меня званием.
- Не говори мне, не понимаю в звёздах. Просто горжусь тобой. А теперь вами буду гордиться. – на её глаза навернулись слёзы.
- Всё хорошо, мама. Всё хорошо. Всё у нас у всех всегда будет хорошо.
Лида уже знала всю историю семьи Василия, историю Анны Фёдоровны.
Шли годы. У Василия с Лидой родился сын, а потом дочь. Они небыли дома три года. Как родилась маленькая Анечка, Анна Фёдоровна сама приезжала к ним в гости. А сейчас она сидела на скамейке возле дома, рядом сидела Томка. Они ждали гостей. Дорогих гостей. Остановилась машина. К бабушке побежали внуки, держась за руки. Томка крутилась вокруг и пыталась лизнуть их в лицо.
Василий и Лида, улыбаясь, шли навстречу маме.
- Как на тебя, Васенька, похож сынок ваш. Вылитый ты в детстве, когда я тебя взяла. А Анютка на Лиду похожа. Прямо одно лицо.
Дети, взявшись за руки, бегали по саду. Рядом с ними бегала, уже старенькая, Томка. Им всем было весело. Лида наблюдала за детьми, оставив мать и сына наедине. Им есть что вспомнить, и о чём поговорить.
Постаревшая Анна Фёдоровна и возмужавший Василий. Мама и сын.