Всем привет!
На сегодняшний материал меня натолкнул ряд статей на Дзене, в которых были жалобы на разные зарплаты, казалось бы, одинаковых сотрудников.
В качестве причины обычно указывается что-нибудь из "несправедливого":
1. Гендерные различия. Самый часто встречающийся вариант - "женщине платят меньше потому. что у нее есть муж, а мужчине больше потому, что ему семью кормить".
2. Социальные различия. Такие. как "у него семья и дети, ему нужнее".
3. Неформальные отношения - недовольство обычно сводится к тому, что повышают (во всех смыслах) не самых идеальных работников, а тех. кто наладил знакомства с руководством.
Ну. что сказать.. Любые пункты. кроме последнего - обычные отмазки. Бизнес не имеет привычки страдать благотворительностью в отношении работников, поэтому используются все доступные и допустимые средства на работниках сэкономить. И если это можно обосновать понятными самим работникам причинами, то они пойдут в дело без всякой рефлексии. Даже, если озвученная причина является крамольной.
Для таких маневров в оргштатке компании прописаны зарплатные вилки, либо другие способы регулирования вознаграждения работнику - премии, КТУ и прочие хитрые конструкции. Дураков попадать под раздачу от охраны труда нет.
Все дело в том, что условная Маша, если узнает, что условному Пете платят за ту же работу больше, то, скорее всего, она, максимум, поскандалит в бухгалтерии и пойдет работать дальше. Издержки от такого подхода получает не ЛПР (лицо, принимающее решение), а непричастное лицо (бухгалтер, кадровик, и т.д.).
А отсюда вытекает другое очень простое, и, порой, неприятное правило - работник стОит на рынке труда столько, за сколько он согласился работать. Не "соглашается", а "согласился". Можно размахивать дипломами, опытом, полезностью, но если выгоды для бизнеса нет, то и повышения не будет.
А вот с неформальным общением получается немного не так. Неформальное общение раскрывает человека и позволяет оценить риски от введения его на новую должность. И это гораздо важнее, чем хорошо работающая, но темная лошадка. Потому, что любые руководящие действия - это взаимодействие людей. И если такие взаимодействия сложно просчитать, то можно получить большие проблемы. Я знаю случаи, когда одно неверное назначение на важную должность (даже не топовую) ломало процессы и отправляло компанию на дно.
Это, кстати, одна из причин, почему новые руководители затаскивают своих людей - они ему понятны и предсказуемы. Менее грамотные зачем-то тащат родственников, но это немного другая тема - про семейно-социальные обязательства.
Что делать? Понятно, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным, но способы не стать "скидкой" для работодателя есть:
1. Классика - замыкание процессов компании на себя. Тема сложная, нужно уметь чувствовать баланс между "тянуть за всех" и "наглеть за всех". Активничайте. но не забывайте себя хвалить (никто больше не похвалит). Делайте короткие демо-режимы.
2. Будьте в курсе ситуации на рынке труда. Если есть возможность - ходите по собеседованиям. Не обязательно с целью уволиться, но хотя бы прокачивать навыки общения. По личному опыту скажу - собес по приколу проходит веселее и качественнее, ежели собес по нужде. Причина, как всегда, чисто психологическая - нет рисков.
3. Повышайте квалификацию. Но не надо подходить формально - купленный курсик, если он дал возможность прийти к руководству и предложить новую идею, бесполезен.
4. Не устраивайте бесполезных конфликтов. Любой конфликт должен иметь вескую причину и понятный конечный результат. Иначе эффект будет обратным - налепят ярлык токсичного человека и все, дальнейший рост на этом месте будет закрыт. Скандалистов не любит никто.