Решила немного отвлечься от размышлений об отношениях полов и почитать фантастику. У меня на полках как раз оказался Джон Уиндем и его "День триффидов". Это мое первое знакомство с автором. Вот что обещала аннотация:
Однажды жители Лондона с интересом наблюдали необычное явление - зеленый звездный дождь, озаривший все небо. Наутро почти все население Земли лишилось зрения. Но беда, как известно, не приходит одна - и в действие вступает третья сила: триффиды, разумные хищные растения, способные передвигаться и охотиться на людей.
Отдохнуть на книге про постапокалиптический мир, конечно, совсем нелогичное решение. Книга шла тяжело.
Сначала было смутное ощущение, что проблема несколько преувеличена. Сейчас создание инклюзивной среды, доступной для людей с инвалидностью, - это тренд, поддержанный на законодательном уровне. Я видела и вижу людей, тотально слепых, которые ведут активный образ жизни: они работают, посещают культурные учреждения и мероприятия, общаются. Я понимаю, что требуется время, чтобы привыкнуть, чтобы освоить новые навыки... Наверное, я слишком оптимистично смотрю на способность человека к выживанию в любых обстоятельствах. Но мне кажется, что желание добровольно уйти из жизни в первый же день, как ты ослеп, сильно преувеличено в книге.
Если же не придираться, а принять предложенные автором обстоятельства, как заданную систему координат, то можно увидеть очень интересные рассуждения. Меня, например, заинтересовало, что в момент крушения старого мира появилось несколько теорий выживания, несколько сценариев построения нового, более правильного и счастливого общества.
В каждой из этих теорий было достаточное количество логики, чтобы быть убедительными для больших масс людей, в каждой - достаточное количество претензий к старому изжившему себя миру. Еще более интересно, что главным различием этих теорий стали разные взгляды на взаимоотношения полов.
Наиболее ярко были представлены три теории:
Первая группа людей, решила, что главная задача выживших - вновь заселить землю. Это почему-то привело их к парадоксальному выводу, что старые представления о морали, о верности, о любви должны быть отброшены. Главная задача мужчин - осеменить как можно больше женщин, а главная задача женщин - дать здоровое потомство. На стороне этой теории оказались большинство зрячих мужчин, а среди них - военные, ученые, политики и т.д.
Вторую теорию выдвинули зрячие женщины, решившие построить мир на принципах христианской веры. Своей целью они видели не просто сохранение жизни на планете, но и сохранение представлений о том, что такое добродетель, милосердие, сострадание. В их колонии читались молитвы, а их двери были открыты и для зрячих, и для незрячих. Но, по сюжету, именно эта колония погибла раньше остальных:
Очевидно, гуманный путь является также и дорогой к самоубийству.
Третью теорию озвучил профессиональный оратор и бунтарь. Он заявил, что старые принципы разделения обязанностей на женские и мужские должны быть забыты. У всех есть мозг, и каждый должен им пользоваться. И если раньше мужчины допускали "паразитический" образ жизни женщин, беря тяжелую физическую работу и сложные технические задачи на себя, то в новом мире это невозможно.
Отныне нельзя будет считать, что женщина выполнила свой долг перед обществом, если убедила мужчину взять ее на содержание и предоставить ей укромный уголок, где она будет безответственно рожать детей и отдавать их еще кому-то для обучения.
Мне видится, что во всех трех теориях больше злобы и страха, чем реальной заботы о будущем. И остается только порадоваться тому, что наш привычный мир, несовершенный, опасный, пылающий, пока еще держится.
Мира всем, друзья!