Жители нашей страны любят путешествовать. И если нет возможности выехать за рубеж, то стараются провести свой отпуск на Кавказе, где есть море, горы и масса достопримечательностей.
Море привлекает туристов летом. Горы - круглый год.
Страна Гор (так переводится с тюркского наименование республики Дагестан) всегда привлекала туристов. Сюда можно приехать в любое время года и получить массу невероятных впечатлений.
В конце сентября мне, волей случая, удалось попасть в этот уникальный уголок Кавказа.
В Дагестане довольно много интересных для посещения мест. Одни существуют здесь с древности, некоторые появились при строительстве страны Советов, другие стали популярной достопримечательностью совсем недавно, как например высокогорный аул Гамсутль.
Находится он в Гунибском районе, на высоте 1500 метров над уровнем моря. Дорога к нему идёт среди живописных гор. Их склоны разрезаны на террасы.
Раньше на гигантских, искусственно созданных ступенях сеяли рожь, ячмень, кукурузу, сажали сады и виноградники. Сейчас они служат украшением местности. Сельхозкультуры гораздо проще и дешевле выращивать в долинах.
Подъём в горы достаточно плавный, дорога асфальтирована. И только последний отрезок пути это каменистая грунтовка.
Перед подъёмом к Гамсутлю организована стоянка. Дальше проехать на своей машине нам запретили - местные жители зарабатывают на заброске в горы, предлагая платную поездку на автомобиле или на коне.
Мы выбрали бесплатно и пешком, по тропе, которая идёт выше дороги. Всё равно через два километра начинается путь среди леса и каменистых склонов по которому не то что ехать, идти страшно.
Заблудиться невозможно. Большое количество туристов, идущих в аул и обратно, не дают сбиться с курса.
На обочине стоит указатель. Одна стрелка указывает на "Гамсутль", другая на "Курмо".
Нам осталось пройти всего 1380 метров из 4500. Подъём довольно сложный, а для неподготовленного туриста и детей - тяжёлый. Мест для отдыха нет. Устал - просто вались на камни, поросшие редкой травой.
Вот и Гамсутль. Мы стоим на землях аварцев и название аула, в переводе с аварского, означает "у подножия ханской крепости".
Две тысячи лет назад, на возвышенности располагалась хорошо укреплённая крепость. Под её защитой селились крестьяне. Каменные домишки тесно лепились к склону. Со временем аул разросся и перекинулся на соседнюю вершину.
Так и стоял Гамсутль на двух скалах, обрастая нехитрой инфраструктурой. В советское время сюда провели электричество, открыли небольшую больницу, магазины. Населённый пункт получил статус села.
Обустроенные и пригодные для передвижения автотранспорта дороги соединяли его с другими населёнными пунктами.
В 60-е годы, когда интенсивно шло строительство промышленных и энергетических объектов страны и Республики, молодые жители села потянулись к новой, более цивилизованной жизни, уехав навсегда в города и крупные сёла.
Оставшиеся в одиночестве старики постепенно уходили в мир иной. Брошенные дома ветшали, разрушались.
В 1989 году на малую родину, из Новокуйбышевска, вернулся Абдужалил Абдужалилов. Поселился в доме, где прошла жизнь пяти поколений семьи Абдужалиловых. Разводил пчёл, разбил небольшой огород и сад.
В те годы здесь проживала ещё одна старушка. Вещи её подруги хранились в доме Абдужалила. Он попросил убрать их. После этого соседка перестала разговаривать с односельчанином.
Когда старушки не стало, Абдужалил оказался единственным жителем брошенного аула. К нему приезжали журналисты со всей страны. Благодаря им о Гамсутле и его хранителе узнали туристы.
После смерти Абдулжалила аул осиротел. Вещи, книги, одежда, доброго и религиозного человека до сих пор лежат в разрушающемся доме.
Туроператоры любят рекламировать Гамсутль, называя его будоражащими воображение эпитетами: "аул-призрак", "дагестанский Макчу-Пикчу", "город руин", "таинственная заброшка".
Слушая описания, побывавших в Гамсутле людей, кажется придёшь сюда и окунёшься в тишину вечности, увидишь строения которым тысячи лет.
На самом деле реальность полностью противоположна фантазиям.
На каждой узкой улочке, в домах, среди деревьев, у входа в аул бродят, сидят, фотографируются многочисленные туристы. В необитаемом селении днём очень многолюдно. Вся атмосферность места утеряна.
Поскольку туалетов в радиусе многих километров нет, то некоторые используют для своих нужд живописные руины домов. Из-за этого заходить в заброшки крайне неприятно.
Может поэтому некоторые двери заперты. Всё таки родственники ещё наведываются в дома своих прадедов и не хотят чтобы их оскверняли.
Когда был жив Абдужалил - он присматривал за порядком в ауле, называя себя в шутку мэром Гамсутля.
Во многих домах нетронутыми стояли предметы мебели, железные дровяные печки, кухонная утварь, стены украшала изящная резьба.
Сейчас всё печально. Какие-то люди постепенно выносят из Гамсутля разные вещи, выдирают красивые камни.
Буквально пару лет назад в одном из домов можно было посидеть на уютной веранде над обрывом, любоваться природой, растопить печурку, сварить травяной чай.
В этом году, глядя на неуютное пространство, никто и не подумает, что здесь можно было отдохнуть после трудного пути, помедитировать в тени навеса.
Таких заброшенных аулов в горном Дагестане свыше ста. Причём в некоторых сохранились довольно древние постройки. В Гамсутле совсем уж старинных домов нет.
Поскольку все здания выполнены из камня и дерева, в традиционной для высокогорных сёл манере, кажется, что им сотни лет. Но судя по резным надписям над дверьми и на стенах - самый старый дом возведён в 1906 году. Есть дома построенные в 1908, 1956, 1973 годах.
Возможно они стоят на древних фундаментах. Но этого мы никогда не узнаем. Населённый пункт не представляет интереса для археологов. В нём никогда не жили цари, не зарывали сокровища князья, а просто тысячелетиями скромно обитали и трудились простые небогатые люди.
Заполненное туристами пространство не вызывает желания задержаться здесь подольше. Кажется, что сейчас в ауле находится больше людей, чем проживало в самые лучшие годы.
Если вы захотите наведаться в Гамсутль, то лучше приезжайте ранним утром, либо зимой. Тогда несколько часов прогулки, в отрезанном от мира уголке, наполнят душу тонкой ностальгией по прошлому и на миг захочется остаться здесь навсегда.