Найти в Дзене

Чюрлёнис

Литва 19 века, в конце которого родился художник и композитор, создатель литовской профессиональной музыки Микалоюс Константинас Чюрленис, входила в состав Российской империи. Тихая, заштатная Литва родила миру уникального художника, обладающего редким даром благодаря психическим особенностям личности. В нём от рождения заложен градус гениальности. Нейрологический феномен Чюрлёниса в том, что он обладал "общим чувством". Синестеты, к коим и относился Чюрлёнис, чувствуют иначе, их мир сложнее. В работе мозга синестета — сигналы и чувства не просто смешиваются, они дополняют друг друга, становятся единым уникальным ощущением. У композиторов Скрябина и Римского-Корсакова ноты ощущались цветом. У них цвет и звук неотделимы друг от друга. Развить в себе такую особенность нельзя, она врождённая. Эта особая чувствительность очень разнообразна. Синестезия обладает более шестьюдесятью видами разнообразия. Мунк, когда писал свою картину "Крик" старался видеть вопль ужаса глазами синестета. Влад
Из интернета.
Из интернета.

Литва 19 века, в конце которого родился художник и композитор, создатель литовской профессиональной музыки Микалоюс Константинас Чюрленис, входила в состав Российской империи. Тихая, заштатная Литва родила миру уникального художника, обладающего редким даром благодаря психическим особенностям личности. В нём от рождения заложен градус гениальности.

Из интернета.
Из интернета.

Нейрологический феномен Чюрлёниса в том, что он обладал "общим чувством". Синестеты, к коим и относился Чюрлёнис, чувствуют иначе, их мир сложнее. В работе мозга синестета — сигналы и чувства не просто смешиваются, они дополняют друг друга, становятся единым уникальным ощущением. У композиторов Скрябина и Римского-Корсакова ноты ощущались цветом. У них цвет и звук неотделимы друг от друга. Развить в себе такую особенность нельзя, она врождённая. Эта особая чувствительность очень разнообразна. Синестезия обладает более шестьюдесятью видами разнообразия. Мунк, когда писал свою картину "Крик" старался видеть вопль ужаса глазами синестета. Владимир Набоков ощущал запах букв. Синий цвет для Василия Кондинского сравним с экстазом. Микалоюс Константинас Чюрленис писал музыку и картины под воздействием своего нейрологического феномена.

Интернета. Родители.
Интернета. Родители.

Необычный художник из Российской империи родился в сентябре 1875 года в маленьком местечке на юге Литвы. Вся история этого места связана с Польшей. Отец литовец и мать немка, говорили дома по польски. Всю жизнь художник будет писать свои дневники на польском языке, говорить на литовском, а в Петербурге по-русски. Отец Миколоюса был самоучкой. Играл в местном костёле на органе. Семья переехала в Друскиненкай, курортный, а значит сытный город. Не помог курортный город повысить достаток семьи, в которой 8 детей. Старшим из детей был Миколоюс. Богатые дачники из Варшавы и Петербурга с удовольствием слушали очень маленького органиста 4-х лет отроду, когда тот замещал отца.

Отец художника мог запросто вдруг сорваться и уйти в лес просто погулять. Ему требовалась периодическая перемена мест. После 2-х лет жизни в Друскининкае он, никого не спросясь, тихо ушёл "погулять". Прогулялся до Урала, заглянув в сибирские края, и вернулся домой. Эта жажда перемен в своей жизни будет очень сильна и в Миколоюсе. В отличие от отца, это не только путешествия по земле, что художнику было не чуждо, это перемены внутреннего мира, огромного и загадочного.

Из интернета.
Из интернета.

Ребёнок начал учиться музыке сначала в музыкальной школе. Затем в Варшавском музыкальном институте. Здесь он напишет первую для Литвы симфоническую поэму "В лесу" и уедет учиться в Лейпцигскую консерваторию. Проучившись год, резко изменит свою жизнь, не отказываясь от музыки.

Чюрлёнис начал учиться живописи. Он поставил перед собой совсем необычную задачу: перевести звуки в зримые художественные образы. Как синестетик, он хотел объединения звука и цвета. Будущий художник начинает учиться живописи в Варшаве. Свои картины Чюрлёнис подписывал музыкальными терминами: песня, симфония, соната. Он не разделял музыку и живопись, они едины. Этот высокий человек с глазами, полными тоски, был очень одинок. Столица империи встретила его холодно. В России художника стали величать Михаилом Константиновичем. Михаил Константинович принял участие в выставке "Солон".

В Петербурге он напишет лучшие свои картины и музыку. В Северной столице у литовского художника появиться много друзей. Он легко войдёт в клуб "Мир искусства" подружившись со всеми его основателями. Нелегко преодолевать себя, но это победа для застенчивого человека из маленькой Литвы. Благодаря Добужинскому Михаил Константинович преодолел зажатость и даже музицировал среди друзей. Но неистребимая внутренняя тоска и одиночество и в Петербурге не оставляли его. Жить в такой внутренней атмосфере невыносимо, да ещё и жена не с тобой, а в Друскининкае. Софья Кимонайте — писательница, возможно, ей там пишется легче. Супругами они были очень недолго.

Из интернета.
Из интернета.

Одиночество всегда присуще творческому человеку, это ощущение мобилизует и стимулирует. Одиночество Чюрлёниса несёт в себе мистические веяния, это его мир грёз. Но есть, кто задается вопросом, а грёзы ли это во внутренней вселенной художника? Работая, художник всё чаще испытывал эйфорию экстаза. Он испытывал слуховые и визуальные галлюцинации. Художник стремился к этому состоянию, не задумываясь о последствиях, потому что ощущал мощный подъём. Это не могло не сказаться на темах его картин. Это не могло не сказаться на психике, всё больше пребывающей в состоянии износа. Он описывал своё состояние как "Высшую гармонию". Михаил Константинович чувствовал, что болен, но не понимал чем. Обладая способностями к гипнозу и телепатии, он видел себя "иным", а это не болезнь или "болезнь инаковости". Резкие перемены в нём, изменяя его характер, начали происходить с 1901 года. Он считал, что созрел поменять свою судьбу и стать больше художником, чем композитором.

Из интернета.
Из интернета.

Его мир как Вселенная. Он всегда предчувствовал себя как "иного", в его дневнике это описано очень точно: "...счастлив не буду, иначе быть не может. Я слишком легко раним, слишком близко всё принимаю к сердцу, чужих людей не люблю и боюсь их, жить среди них не умею.". Петербургских литовцев в столице всё устраивало, "землячество" было малосостоятельным, Михаил Константинович не получил от них поддержки. Выкручивайся сам. Жёсткий голод, напряжённая много часовая работа привели к резкому ухудшению здоровья. Мстислав Добужинский вызывает жену художника в Петербург.

Из интернета.
Из интернета.

В 35 лет он оказался в психлечебнице "Красный двор" под Варшавой. Однажды вечером в одной больничной одежде ушёл в лес. На дворе апрель. Его искали долго. Как следствие — воспаление лёгких, добавилось кровоизлияние в мозг и быстрая смерть.

Из интернета.
Из интернета.

Пусть литовский художник, проживший всего 35 лет, останется в памяти мистической звездой, ворвавшейся в наш мир. Художник, озаривший наше восприятие мира чем-то ранее нами не познанным, навсегда останется для нас загадкой. Чюрлёнис есть национальное достояние не только литовского народа, но и гордость Российской империи. Картины Чюрлёниса — это игра симфонического оркестра цветом, линиями и формами. Темы симфоний — мистика и сдержанный символизм в стиле северного модерна и ар-нуво. 300 его работ обречены исчезнуть, постепенно разрушаясь от плохого состояния изначально, от крайней бедности, выполненные на чём попало и чем попало. Такова судьба художника-мистика, мысль которого выражена на полотне. Нам только созерцать и не мудрствовать.

Картинная галерея Чюрлёниса.